Мария Азимова
Конспект НОД «Строители спешат на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 246».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с использованием технологии деятельностный подход на тему: «Строители спешат на помощь».
Воспитатель: Азимова Мария Алексеевна
Публикация «Конспект НОД „Строители спешат на помощь“» размещена в разделах
Конспект непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе (интеграция областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Тема: «Строители спешат на помощь».
Воспитатель: Азимова Мария Алексеевна.
Основная цель: расширение и уточнение знаний о цифрах, геометрических фигурах, пространственных отношений, строительных профессиях.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить и формировать знания детей с профессией «архитектор»;
- продолжать формировать навыки и умения в штриховки и закрашивания геометрических фигур и ориентировки на листе бумаги в клетку;
- знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5,10 рублей;
- формировать навыки и умения классифицировать геометрические фигуры по 4 признакам (цвет, форма, размер, толщина);
- продолжать формировать знания детей о строительных профессиях (каменщик, моляр, столяр, штукатур, крановщик, экскаваторщик);
- формировать умение «читать» схему и строить по ней.
Развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, внимание,
- активизировать словарь детей словами «архитектор, каменщик, моляр, штукатур, крановщик, экскаваторщик»;
- формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, вести диалог;
- развивать коммуникативные способности детей;
- развивать инициативность речи детей во взаимодействии с другими детьми и взрослыми;
- побуждать детей вступать в диалог с взрослым, отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе;
- воспитывать у детей интерес к совместным играм;
- воспитывать желание оказывать помощь;
- воспитывать уважительное отношение к профессии строитель;
- воспитывать самостоятельность, инициативность.
Методы и технологии:
- словесные;
- наглядные;
- здоровьесберегающая технология;
- технология личностно-ориентированного взаимодействия;
- технология деятельностного подхода;
- игровая технология.
Предварительная работа: реализация работы по формированию элементарных математических представлений по направлениям:
- «Геометрические фигуры»;
- «Ориентировка на листе бумаги»;
- «Цифры».
1. Беседы: «Строительные профессии», «Кто построил детский сад».
2. Чтение художественной литературы: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Строим дом», А. Маркуши «Здесь будет дом».
3. Рассматривание картин связанных со строительными профессиями.
4. Дидактические игры: «Кому, что нужно для работы», «Кто, что делает?»
5. Моделирование домов с помощью конструкторов.
Материалы к НОД:
демонстрационный материал:
- картинки с изображением строительных профессий, строительных машин.
- монеты и купюры.
раздаточный материал:
- карточки с геометрическими фигурами и домом для закрашивания и штриховки;
- карточки со схемой дома;
- монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей;
- блоки Дьенеша.
другие материалы и оборудование:
- магнитофон;
- телефон;
- запись детских милодий.
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации и игровой деятельности.
Требования к организации этапа:
-ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
- создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в игровую деятельность.
Дети с педагогом входят в группу.
- Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам, давайте поздороваемся с ними.
Дети здороваются с гостями.
- Сейчас мы с вами возьмемся за руки и поделимся хорошим настроением друг с другом и с гостями.
Упражнение «Друг»
- создать хорошее настроение у детей.
Собрались все дети в круг,
Я-твой друг и ты-мой друг.
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Вот теперь у нас и у наших гостей хорошее настроение и мы смело можем начинать (воспитатель не успевает договорить как раздается телефонный звонок).
- Ребята, я должна ответить, может нам хотят сообщить что-то важное.
Воспитатель берет телефон.
-Здравствуйте, ребята! Это жители сказочного городка «Лилипутия». Ураган разрушил все наши домики и нам теперь негде жить. Нам нужна помощь! Помогите нам, пожалуйста! До свидания!
-Ребята, что же делать? (Помочь жителям городка «Лилипутия»)
- А как мы сможем им помочь? (Построить для них новые домики).
-А вы знаете люди какой профессии строят дома? (Строители).
-Правильно, молодцы! Тогда нам нужно на некоторое время стать строителями.
2. Игровая деятельность.
Цель: контроль уровня сформированности познавательных процессов, мыслительных операций, способов действий.
Требования:
- соответствие используемых игр целям и задачам;
- индивидуальные затруднения в играх;
самооценка уровня сформированности познавательных процессов, мыслительных операций, способов действий;
- ситуация успеха в совместной деятельности.
- Ребята, как вы думаете, для того чтобы нам построить дом с чего нужно начать? (С чертежа).
- Человек какой профессии чертит чертеж для будущего дома? (Архитектор)
«Архитектор»
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный,
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
- Что еще делает архитектор? (Рисует, вычисляет, проверяет, считает).
- Правильно, молодцы! Вот и мы сейчас с вами как архитекторы начертим чертежи будущих домов для жителей сказочного города «Лилипутия».
- А сначала сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Найди предмет»
Воспитатель называет строительный инструмент, дети его находят глазами и задерживают на нем взгляд 2-3 секунды. Воспитатель обращает внимание на правильность выполнения упражнения (голова должна быть не подвижна, находим предмет глазами).
-предупреждение утомления,
- укрепление глазных мышц,
- снятие напряжения,
- общее оздоровление зрительного аппарата.
- Молодцы! А теперь проходите за столы где мы и будем чертить чертежи.
Игра «Заштрихуй и нарисуй».
- формировать навыки штриховки и ориентировке на листе бумаги в клетку.
- Найдите и положите перед собой карточку с №1.
- Дети сидящие на втором ряду будут заштриховывать только те фигуры, которые использовались при постройке дома, а дети сидящие на первом ряду будут закрашивать те геометрические фигуры, которые использовались при строительстве дома изображенного ниже.
- Молодцы! А теперь положите перед собой карточку с №2.
- Соедините рисунок по точкам и цифрам.
Воспитатель анализирует все затруднения детей (если таковые имели место быть) и подводит их к ответам (самоконтролю).
- Вы молодцы! А теперь немножко отдохнем и проведем физкультминутку.
Воспитатель собирает детей в круг.
Физкультминутка «Мы строители».
-активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова включить их на продолжение занятия.
Кладу кирпич за кирпичом, (Согнутыми в локтях руками попеременно кладут один кирпич на другой)
Я строю, строю новый дом.
Стена всё выше, выше, (Тянуться, подняв руки вверх.)
А это будет крыша. (Вверху руками изображают треугольную крышу.)
Вот здесь - окно. (Перед собой руками рисуют квадрат.)
А тут крыльцо. (Правой рукой, слегка нагнувшись, показывают на крыльцо.)
Ступеньки посчитай: (Выпрямляются, слегка разведя руки в стороны.)
Один-два-три-четыре-пять (Шагают на месте, высоко поднимая колени.)
И дверку открывай. (Правой рукой как бы открывают дверь на себя.)
Воспитатель продолжает беседу с детьми.
- Ребята, чертеж мы с вами начертили, а что же делать дальше? (Строить дом).
- А что нам для этого понадобиться? (Кирпичи).
- А где мы их можем взять? (Купить в магазине).
- Правильно, молодцы!
- Отправляемся в магазин.
Игра «Купи и назови».
- познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей;
-формировать навыки в классификации геометрических фигур по 4 признакам (цвет, форма, толщина, размер).
- Ребята, мы с вами в магазине строительных материалов.
- Можем ли мы взять товар в магазине просто так? (Нет).
- Что нам понадобиться, чтобы купить товар? (Деньги).
- Правильно, деньги.
А вы знаете, что деньги бывают бумажные они называются «купюры» (показывает купюры разного достоинства) и металлические - они называются «монеты» (показывает монеты). В нашей стране (воспитатель уточняет название страны у детей). Правильно, в России, купюры называют рублями, а монеты копейками и рублями.
Воспитатель обращает внимание детей на товар, разложенный на столе. Около каждого предмета есть ценник, которая указывает на стоимость предмета. Предлагает детям купить строительный блок и уточняет как можно это сделать: посмотреть на ценник и подобрать соответствующие монеты. Во время покупки дети поясняют свои действия: называют предмет, признаки и его стоимость.
Воспитатель анализирует затруднения (если были) и подводит к самоконтролю.
- Вы все молодцы! Справились с таким сложным заданием. Мы закупили строительные материалы, которые потом доставят на стройку.
- Как вы думаете, что нам осталось сделать? (Выстроить дом).
- А какие профессии еще участвуют в строительстве домов? (каменщик, моляр, штукатур, крановщик, экскаваторщик).
- закреплять знания детей о строительных профессиях (каменщик, моляр, штукатур, крановщик, экскаваторщик).
- Вот мы с вами и на стройке.
- А вы знаете в целях техники безопасности, чем защищают себя строители?
(Строительными касками).
- Правильно! Так как мы на стройке мы тоже будем соблюдать технику безопасности. Надеваем строительные каски и проходим на свои места где вы сидели когда чертили чертежи.
На столах, на каждого ребенка заранее приготовлены набор с блоками Дьенеша и схема.
Игра «Построй дом».
- развивать умение «читать» схему и строить по ней.
- Ребята, какие вы молодцы! Вы и с этим заданием справились.
3. Осмысление (итог).
Цель: организация рефлексии детьми своей деятельности.
Требования:
- организация анализа детской цели;
- определение выполнения взрослой цели.
Воспитатель включает спокойную музыку и вместе с детьми садится на ковер.
- Ребята, кому мы сегодня помогали? (Жителям сказочного городка «Лилипутия»).
- Вы выполнили просьбу жителей? (Да, мы построили для них новые домики).
- Как вам это удалось? (Мы выполнили все задания).
- Какие знания и умения вам помогли? (Мы умеем заштриховывать, умеем соединять рисунок по точкам, знаем геометрические фигуры и их признаки).
- В каких заданиях вы встретили затруднения? (Ответы детей).
- Ребята, вы молодцы! Вы не остались равнодушными к просьбе жителей сказочного города «Лилипутия». Вы много знаете и умеете. Вы дружные и умелые. Теперь я предлагаю вам попрощаться с нашими гостями и пожелать им всего доброго!
Дети прощаются с гостями.