Иксанова Виолетта
Конспект НОД с элементами ТРИЗ «Сундучок сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Вид занятия: «Познавательная деятельность» с интеграцией образовательных областей в в старшей группе. Учитель-логопед : Иксанова В. А., высшая кв. /к. МБДОУ ДС № 56/1
II. Тема: Сундучок сказок.
III. Программное содержание:
1) Образовательные задачи. Формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские и практические задачи.
Публикация «Конспект НОД с элементами ТРИЗ „Сундучок сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
2) Развивающие задачи. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Формировать у дошкольников навыки согласования слов; уточнение семантического значения слов, совершенствовать связную речь. Формировать умение использовать в речи различные интонации, силу голоса, темп речи. Развивать память, внимание, логику и интеллект в целом. Развивать творческие способности (беглость, гибкость, оригинальность мышления). Развивать общую, артикуляционную моторику. Активизировать речеслуховое, слуховое и зрительное внимание и память. Формировать коммуникативные навыки.
3) Воспитательные задачи. Развивать у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, ощущение, что они могут справиться с решением любой задачи.
IV. Словарная работа. Обогащение: целлюлоза, древесина.
Активизация: обложка, страница, переплет, иллюстрации, рукопись, свиток, музей.
V. Индивидуальная работа: активизировать на работу Матвея Д. в одном темпе с детьми; активизировать внимание Кирилла Г. ; упражнять в употреблении антонимов Алину Б., Рому В. ; обращать внимание на согласование существительных с прилагательными с Лерой А, Машей Е.
VI. Предварительная работа с детьми: дидактическая игра с детьми на классификацию «Живое – неживое»; дидактическая игра «Данетка»; изучение объектов живой и неживой природы методом «Системный оператор»; разучивание артикуляционной гимнастики «Маша и медведь»; разучивание подвижной игры «Колобок».
VII. Материал и оборудование: сундучок, клубок ниток, картинки для игры «Системный оператор», картинка с изображением сюжета из сказки «Маша и медведь», картина с изображением Бабы Яги и доброго молодца, видов узелкового письма, книга, игра «Лестница противоположностей», мольберт, магниты, салатница, картинки с сюжетами из разных сказок; зеркала по количеству детей, аудиозапись песни «Колобок», муз. Г. Струве, палочки деревянные по количеству детей.
VIII. Подготовка педагога: подготовка оборудования, атрибутов, иллюстраций и картинок к играм; написание конспекта НОД.
Ход занятия:
Организационный момент: Создание эмоционально положительного фона.
Логопед: Добро пожаловать, друзья!
Вас очень рада видеть я!
Итак, начинаем!
Катился клубок мимо огорода,
Мимо сада, мимо города.
Кто поймает, тот все сказки знает!
Логопед: Все начинается с детства. А детство – это мамины сказки, потешки, песенки, прибаутки, пословицы, присказки. В сказках встречаются разные герои, но всегда добро и дружба побеждают зло и вражду. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам. Предлагаю всем участникам встать в круг. Коммуникативная игра «Волшебный клубок»
Логопед: Посмотрите, у меня в руках клубок ниток. Он поможет нам крепче подружиться и всем вместе отправиться в удивительную страну сказок! А как вы знаете, наши сказки почти всегда начинаются с добрых, хороших слов. Сейчас я возьмусь за нить и отправлю клубок по кругу с такими словами: «Дружить – это значит помогать друг другу». Вы должны закончить фразу: «Дружить – это значит…», оставляя при этом в своей руке ниточку.
А теперь натянем нить. Какая она?
Дети: Ответы детей.
Логопед: Правильно: крепкая, длинная, прочная, как наша дружба! Давайте соберем нити нашей дружбы и запечатаем в сундучок со словами «В нашей группе все дружны, в нашей группе все важны!»
- Этот сундучок сам собой открывается, крышка поднимется. Тянутся, тянутся из сундучка сказочные нити и одна из них привела нас в сказку (достать из сундучка картинку с изображением сюжета из сказки «Маша и медведь», которую мы покажем с помощью артикуляционной гимнастики «Маша и медведь»
Логопед: Прогуляемся с тобой мы по сказочной стране.
Путешествие такое заслужили мы вполне.
А поможет нам один предмет, который я загадала.
Игра «Данетка» (на загаданное слово). Участники задают вопросы.
Дети: - Это живое?
Логопед: - Нет.
Дети: - Это неживое?
Логопед: - Да. И т. д.
Дети: - Это книга?
Логопед: - Да.
Логопед показывает книгу.
У нас клубочек и книга. Это совершенно разные предметы. Назовите, что общее между клубком и книгой?
Возможные варианты ответов: могут порваться, предполагает какое-то действие, можно уронить, бросить; могут быть разные по размеру; сделаны руками человека; можно чему-то научиться с помощью клубка и книги и др.
А я вам предлагаю послушать, что еще общего может быть между клубком и книгой (показать картинку с изображением Бабы Яги и доброго молодца): Клубочек слов – один из древнейших видов узелковой письменности. Каждому слову-символу соответствовал определенным образом завязанный узелок нити, а сплетенный из этой нити клубочек был древней книгой. Узелковое письмо существовало у многих древнейших народов, в том числе у скандинавских, славянских и других. Хранительницей славянских книг – клубочков была Баба Яга, хранительница мудрости, которая еще была древнейшим библиотекарем. Она давала герою сказки не просто путеводный клубок, а книгу, в узелках которой содержалась информация о том, как добраться до цели, справиться с трудностями.
Например, в сказке, которую мы с вами читали «Кощей Бессмертный» клубок, который Баба Яга дает герою, помогает ему найти верный путь.
Логопед:И наш клубок привел нас в страну чудес.
Страну чудес откроем мы,
Дети:Там поселились мудрецы,
Окрасили страницы …
Открываю книгу, страницы которой окрашены в какие цвета? (черная и белая). Какие ассоциации вызывают у вас эти цвета?
Логопед:Предполагаемые ответы детей: день – ночь, добро- зло, свет – тьма, правда - ложь и т. д.
Выслушав ответы, обобщаю: «Да, это явные противоположности. Предлагаю продолжить путешествие и игру в сказочную страну противоположностей». Дети встают полукругом.
Правила: называя слова-антонимы, поднимаем по ступенькам лестницы человечка. Помогая друг другу, выполним задание и наверху лестницы установим флаг дружбы.
Игра «Поднимись по лестнице противоположностей»
Логопед Петух смелый, а заяц …
Дети: трусливый.
Логопед:Василиса Премудрая, а Иванушка –
Дети:… дурачок.
Логопед:У Красной Шапочки была длинная тропинка через лес.
Логопед:А Волк побежал по … короткой дороге.
Логопед:Настенька трудолюбивая, а Марфушка…
Дети:… ленивая.
Логопед:Снежная Королева холодная, а Колобок из печи…
Дети:… горячий.
Логопед:Баба Яга злая, а Золушка …
Дети:. добрая
Логопед:Мальвина умная, а Буратино …
Дети:… глупый.
Логопед:Отправляемся, друзья в чудо-сказку – вы и я.
Сказка, сказка, прибаутка.
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал.
Раздать детям деревянные палочки.
Физкультминутка «Колобок». Дети встают в круг.
Логопед:Чтобы облачку подняться,
Дети:Надо за руки нам взяться
Дышим носом глубоко
И становиться легко.
Отправляемся в поход,
Сказка нас, ребята ждет.
Логопед:…Катился, катился Колобок, заблудился и оказался у Машеньки в гостях. Села Машенька за стол, решила попить молока, но нечаянно все молоко вылила на Колобка. Как вы думаете, что стало с Колобком?
Дети:Ответы детей.
Логопед:Но Машенька была добрая и каждый день кормила Колобка сладостями, и Колобок каждый раз был с разными вкусами. Если Маша кормила его мармеладом, то Колобок становился (каким)
Мармеладным.
Когда Маша кормила его шоколадом, то Колобок становился …
Дети:Шоколадным.
Логопед:От карамели Колобок был …
Дети:Карамельным.
Логопед:От меда …
Дети:Медовым.
Логопед:От клубники…
Дети:Клубничным.
Логопед:От фруктов…
Дети:Фруктовым.
Логопед:От молока …
Дети:Молочным.
Логопед:От орехов …
Дети:Ореховым.
Логопед:Как можно назвать Колобка, если накормить его и фруктами, и молоком?
Дети:Фруктово-молочным.
Логопед:Чем бы вы стали кормить Колобка?
Дети:Ответы.
Логопед:Ну, а нам пора прощаться
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Будет вас, ребята ждать!
Какие вы молодцы! Что новое вы узнали сегодня на занятии? Что вам больше всего понравилось?