Андрейченко Наталья
Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Враг природе — мусор»
▼ Скачать + Заказать документы
Враг природе — мусор
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Севастополя «Детский сад № 68»
Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Враг природе - мусор»
Подготовила :
Андрейченко Наталья Алексеевна
г. Севастополь, 2022 г.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Враг природе — мусор“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Цель: Формирование экологической культуры личности дошкольников, природоохранное отношение к окружающей среде. Закрепить и расширить знания о правилах поведения на природе;
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
- формировать навыки практического взаимодействия с мусором : умение сортировать мусор, уменьшать объём мусора;
- дать представления о том, сколько времени разлагается каждый вид мусора;
- обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья социум;
- способствовать развитию координационных способностей, умению ориентироваться на местности.
Развивающие:
- развивать у детей способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
- развивать представления о неразрывной связи человека с природой;
- развитие познавательной, творческой активности детей;
- формирование экологического мышления детей, культуры
- развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за свои поступки;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе;
- воспитывать гуманное, бережное отношение к природе,
- воспитывать навыки сотрудничества в трудовой деятельности.
Актуальность: Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической и нравственной культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы экологических представлений. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка бережного отношения и осознанного поведения в окружающей среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Если дошкольники с детства привыкнут бережно относиться к растениям и животным, в будущем они смогут совершить прорыв в экономии ресурсов во всей стране. Человек должен задуматься об изменении стиля жизни, о необходимости внедрения развития энергосберегающих технологий, использовании источников энергии, наиболее безопасных для окружающей среды. Каждый должен осознать свою ответственность за будущее своей планеты. Планета Земля – наш дом, сохраним его!
Развивать речь воспитанников: обогащать словарный запас, учить отвечать полным ответом, активизировать мышление;
Воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами поведения на природе друзей, родителей.
Материалы и оборудование:
Различные виды мусора : конверт с письмом, интерактивная панель с 4 картинками; 2 банки: с чистой водой и с грязной, в которой плавает мусор; фильтры; контейнеры с обозначением вида мусора : пластик, алюминий (металл, бумага; мусорная поляна; бумажные и влажные салфетки.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Сюрпризный момент: Приход Феи с письмом от лесовика. В заключении медали и подарки.
Игровой момент: поиск пропавших правил поведения на природе.
Исследовательская деятельность : сравнение чистой и грязной воды, фильтрация грязной; сравнение цветущей полянки и полянки под мусором.
Трудовая деятельность : сбор и сортировка мусора.
Использование художественного слова: чтение стихотворения М. Усачёва «Мусорная фантазия».
Предварительная работа:
Беседы о мусоре : откуда берётся, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д. Чтение и обсуждение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия».
Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.
Ход занятия:
(Дети входят, становятся в полукруг и приветствуют друг друга. Родители сидят за столами - сотрудники лаборатории в белых халатах)
В. Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Встреча добрая начнётся.
– Добрый день!
В. Мы с вами собрались сегодня не просто так, предлагаю вам отправиться на прогулку в лес и отдохнуть на природе. На природе так здорово! Красивый лес, чистые полянки, прозрачная речка, свежий воздух, птицы поют. Отдохнём, наберёмся сил и здоровья.
(Стук в дверь, заходит Фея) музыка для входа
Фея: Здравствуйте ребята! Я услышала что вы собираетесь на прогулку в лес, ведь там так красиво сейчас, и мне захотелось присоединиться к вам, а по дороге я встретила Лесовика и он очень просил передать вам письмо! Вот оно! (передаёт конверт)
В. - Давайте прочитаем: «Здравствуйте ребята! Я Лесовик, хозяин леса! В моё м лесу большая беда: чистых полян, лесов, рек уже не осталось. Кругом один мусор. Я хочу защитить свою природу, так как от этого зависит здоровье жителей леса. Я разработал правила поведения в природе. Их никто не должен был нарушать, но мои правила пропали, люди забыли про них. И помочь мне не кому».
В. - Ребята, что же делать? (Ответы детей) Давайте отложим свой отдых и отправимся в лес наводить порядок, поможем отыскать правила поведения. (согласие детей)
В. Письмо будет подсказывать нам что нужно делать. Давайте прочитаем.
«Чтобы отыскать первое правило, необходимо решить одну проблему. Давайте подойдём к доске и посмотрим фотографии, которые нам прислал Лесовик.
- Что изображено на фотографиях? (2 фото реки)
Посмотрите на фотографии, какой речка была раньше. А теперь какой стала?».(ответы).
-Посмотрите, на столе перед вами 2 банки. (стол, на нё м 2 банки: с чистой и грязной водой)
- Чем отличается вода в банках? (ответы)
-В какой банке взяли воду из чистой реки? Почему так думаете?
Какую опасность представляет грязная вода для рыб и растений? (ответы).
-В какой воде вы хотели бы купаться? (ответы) Почему?
Что нужно сделать, если вы заметили мусор в водоеме? (ответ)
- Правильно, ребята! Водоемы от мусора необходимо очищать.
Давайте отправимся к реке, Фея помоги нам отправиться
Фея: для этого нужно закрыть глаза и покружиться 3 раза.
-Прибыли. Давайте поможем «речке»- соберём мусор, который плавает в ней.
Как вы думаете, что нам для этого понадобится? (понадобятся перчатки и мусорные пакеты). А кто знает, как нужно вести себя на берегу реки? А какое сейчас время года? (Осень) А как вы думаете, какая вода в реке? Холодная или тёплая? Можно купаться (нет, купаемся летом) Переходим к реке. ( имитация реки: ткань, лилии, мусор)
Сбор мусора. (звучит журчание реки)
Убираем пакеты в сторону. После уборки мусора, обязательно вытрем руки влажной салфеткой. Кто скажет, для чего это нужно сделать? (Ответ)
А теперь, когда мы собрали весь мусор из реки, давайте попробуем очистить грязную воду. Для этого нужно попасть в лабораторию, где сотрудники лаборатории помогут вам очистить воду при помощи фильтра.
Фея помоги нам, пожалуйста, попасть в лабораторию.
(Стаканы с грязной водой, воронки, фильтры, чистые стаканы).
- Перед вами 2 фильтра. Как вы думаете, для чего фильтр нужен? Чтобы очищать воду.
Возьмите воронку, вложите в неё 1 фильтр и пропустите воду с мусором через фильтр. Что вы видите? (Ответы)
Теперь возьмите вторую воронку и вложите 2 фильтр и пропустите воду с мусором через фильтр. Что вы видите в этот раз.
Какой из фильтров лучше очистил воду? Как вы думаете, почему?
Молодцы! Вы очистили реку!
Очистив «реку», мы нашли подсказку.
«Если чистый водоем, хорошо купаться в нем. Воду вы не загрязняйте,
В неё мусор не бросайте!»
-Догадались, какое первое правило? «Водоем загрязнять нельзя» (лепесток со знаком)
Читаем письмо, и двигаемся дальше.
- «Ребята, когда в моем лесу соблюдали правила, то всюду была такая красота и чистота: кругом росли цветы, зеленела травка, щебетали птички, воздух был свежий. А теперь кругом свалки, кучи мусора, птицы улетели в другие леса. Давайте продолжим искать правила поведения»
Давайте поблагодарим наших помощников за помощь и перейдём снова к панели, посмотрим что ещё нам прислал Лесовик.
- Посмотрите, на экран. (2 фото поляны)
Перед вами две полянки. Чем они отличаются? ( Ответы: первая поляна с сочной травкой, с цветами, на второй - почва с редкой, пожухлой травой, на ней находится мусор)
-Как вы думаете, под мусором будет расти свежая зеленая сочная трава и цвести цветы? (Ответы)
-Дети, давайте прогуляемся (ходьба, высоко поднимая колени.)
«Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Бодро мы так все шагали-
Чуть споткнувшись, не упали».
- Ребята посмотрите: перед вами полянка, оставленная людьми после отдыха. ( имитация поляны: ткань зелёная, дерево, мусор)
Отдыхать, конечно, надо! Поиграть и порезвиться. И наесться, и напиться. Но… вокруг осталось столько мусора. Давайте рассмотрим мусор. Что вы здесь видите?
- А вы знаете, что бумага и картон будут портить внешний вид нашей планеты 2 месяца, пластиковая бутылка пролежит на земле 200 лет, а алюминиевая банка не будет разлагаться 500 лет.
Нравится вам такая поляна (нет) Что нам нужно сделать (убрать мусор)
А напомните мне, пожалуйста, что нам нужно для уборки мусора?
-Давайте снова наденем перчатки, возьмём пакеты и уберём мусор с полянки.
Сбор мусора (звучат звуки леса)
После уборки мусора, обязательно вытрем руки салфеткой влажной, уберём микробы с рук.
(находим подсказку)
"Мусор на поляне траве расти мешает, из-за него растениям света не хватает. Люди, мусор не бросайте,
жизнь растений уважайте! Оставлять мусор нельзя. Не поленимся друзья! Мусор тут в лесу чужой, заберем его с собой»
-Догадались, какое второе правило «Нельзя оставлять мусор на полянах»(лепесток со знаком)
- А почему нельзя оставлять мусор на земле ( Ответы: Мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластиковые бутылки долго не разлагаются. Деревянные, картонные и бумажные предметы, разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы). Но прежде, чем выбросить, что надо с ним сделать? Кто знает?
Вот что Лесовик пишет дальше «Раньше люди, прежде чем выбросить мусор, его сортировали – мусор из разного материала собирали в разные контейнеры. Это облегчало его переработку. Правила пропали, все об этом забыли – и, вот результат».
- Давайте вернёмся в лабораторию и рассортируем мусор по контейнерам. А сотрудники лаборатории вам помогут.
Садятся за столы и сортируют мусор в контейнеры.
(Находим следующую подсказку).
«Каждую бумажку, бутылку, жестянку, Надо в отдельный контейнер кидать. Только когда, осушив эту свалку, Мы ощутим чистоты благодать!»
- Какое третье правило? «Прежде, чем выбросить мусор, его надо сортировать» (листок со знаком)
Продолжаю читать письмо «Ребята, посмотрите, мусора много, а контейнеры не очень большие. Как же поступить?»
-Что следует сделать с мусором? ( Ответы: мусор надо перерабатывать на перерабатывающем заводе. Чтобы он не накапливался. Из него получали новые полезные предметы).
А как же мусор, который мы собрали, попадёт на завод для переработки?
(Нужно положить в контейнер) А дальше? (его заберёт мусоровоз, перевезёт на сортировку, потом переработка и изготовят новые изделия)
На панели картинка или ролик о переработке мусора
А вот и подсказка – (Находят под одним из контейнеров).
"Мусор целым не бросайте. Его объемы уменьшайте, Если можно, измельчайте! "
-Наконец четвертое правило «Мусор надо перерабатывать» (лепесток со знаком)
- Как много мы с вами сделали! Давайте вспомним, какие правила поведения в природе мы теперь знаем, чтобы наша планета оставалась чистой.
Сейчас мы с вами поиграем в игру: я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, поднимаете зелёный смайлик и говорите «Да», если плохо, то поднимаете красный смайлик и говорите «Нет». Сотрудники лаборатории играют вместе с нами. Вы готовы? Начинаем. (Карточки со смайлами)
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет)
Если съем конфетку
И выброшу бумажку? (Нет)
Если зёрнышек немного
На пеньке оставлю (Да)
Если ветку подвяжу,
Колышек поставлю? (Да)
Если разведу костёр,
А тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Нет)
Если лес я берегу,
Мусор убираю? (Да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да)
Молодцы! Какие вы дружные. А вот ещё один лепесток от нашего цветка.
(На лепестке изображён природоохранительный знак «Я знаю правила поведения в природе») (лепесток со знаком)
Мы с вами нашли все пропавшие правила поведения в природе.
Давайте вспомним эти правила.
(Ответы не засорять водоемы, не оставлять мусор на поляне, надо учиться сортировать мусор из разного материала; перерабатывать его, чтобы он не накапливался; надо беречь и охранять природу).
- Правильно, ребята! А сейчас, давайте обратимся ко всем детям и гостям с призывом в виде стихотворения Максима Усачева «Мусорная фантазия». (Даша рассказывает стихотворение)
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок -
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?.
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Спасибо Даша, за чудесное стихотворение.
А для того, чтобы наши гости тоже помнили эти правила, давайте подарим им памятки с правилами поведения в природе. (дети дарят памятки)
-Ребята,давайте вспомним, чем мы занимались сегодня? ( Ответы: мы помогли найти потерянные правила поведения в природе, собрали и рассортировали весь мусор). А что больше всего понравилось?
(Музыка феи) Фея возвращается.
Фея: Ребята, спасибо вам большое за помощь!
-Теперь в лесу снова будут чистые реки, леса, красивые поляны, свежий воздух. Скоро птицы вернутся и защебечут. Лесовик и жители леса очень вам благодарны! А от меня вам за помощь - удостоверения юных эколят- защитников природы и подарки.
Давайте я верну вас снова в садик. Закрыли глаза, повернулись и вернулись.
В. Большое спасибо всем участникам и гостям. Мы говорим вам до свидания, до новых встреч!