Наталья Комракова
Конспект НОД с воспитанниками старшей группы с использованием кейс-технологии «Семья»
Цель: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Задачи:
Образовательные :
-уточнить понятие «семья» и расширить его значение;
- формировать у детей умение анализировать информацию, выявлять проблему, находить альтернативные пути ее решения, оценивать их и соотносить с жизненными ситуациями;
-закреплять у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, уважают и любят друг друга, заботятся друг о друге;
- формировать понимание того, что у каждого члена семьи есть свои обязанности.
Публикация «Конспект НОД с воспитанниками старшей группы с использованием кейс-технологии „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие :
- развивать умение доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, участвовать в дискуссии;
-развивать умение работать в группе, вести диалог со сверстниками;
-побуждать детей к высказываниям в виде полных предложений.
Воспитательные :
-формировать у детей желание помогать своим членам семьи, проявлять заботу о них;
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, слушание, рассказывание,продуктивная.
Используемые технологии : кейс- иллюстрация, игровая.
Форма организации детей: фронтальная, групповая.
Словарная работа: права ребёнка семья, забота, обязанность.
Материалы и оборудование: цветок-макет «Права ребёнка», карточки «Члены семьи», карточки для дидактической игры «Кто что делает?», рисунки к кейс –иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Печенье», фотографии семьи детей, фоторамки, клей-карандаш.
Предварительная работа: изготовление фоторамок, рассматривание фотоальбома «Моя семья» в группе, беседы о семье, о родственных связях,о правах ребёнка.
План образовательной деятельности
Этапы Образовательная деятельность Время
Организационный Сбор лепестков цветка «Права ребёнка» 2 мин.
Содержательный Загадка о семье 1 мин.
Стихотворение Я. Акима «Моя семья»,
2 мин.
Дидактическая игра «Кто что делает?».
3 мин.
Физминутка «Семейная зарядка»
0,5 мин.
Слушание рассказа Валентины Осеевой «Печенье». 1 мин.
Кейс –иллюстрация по рассказу В. Осеевой «Печенье». 11,5мин.
Итоговый Наклеивание фотографии своей семьи на фоторамку. 3 мин.
Рефлексия.
Общее время 25 мин.
Интеграция образовательных областей :
Социально- коммуникативное развитие Цветок-алгоритм «Права ребёнка»
Кейс–иллюстрация по рассказу В. Осеевой «Печенье».
Познавательное развитие Дидактическая игра «Кто что делает?».
Обращение к личному жизненному опыту детей
«Все ли герои стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные?»
«А были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы проявили неуважение к родителям (старшим). Если были, как вы исправляли ситуацию?»
Речевое развитие Активная беседа, диалог.
Обсуждение проблемной ситуации «невнимательное, неуважительное отношение к старшим (маме, бабушке).
Художественно-эстетическое развитие Оформление семейной фотографии в фоторамку.
Физическое развитие Смена динамических поз, физминутка «Семейная зарядка».
Этап Деятельность воспитателя Деятельность детей
Орга-низа-цион-ный
Воспитатель : Ребята,я держу в руках серединку цветка, а его лепестки куда-то разлетелись. Может вы мне поможете их найти?
Спасибо!
Воспитатель просит объяснить, что на них нарисовано
Ребята, перед вами цветок. Но он необычный. Каждый его лепесток обозначает одно право ребенка.
- На этих картинках нарисовано самое важное, ценное, необходимое ребёнку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребёнка. Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. (Приложение 1)
Дети соглашаются.
Вместе с детьми находим лепестки цветка.
Дети объясняют, какое право ребенка изображено на каждом лепестке.
Затем все найденные картинки выставляем на магнитную доску.
Основ-ной
Воспитатель : Отлично, все права ребенка вы знаете. А загадки вы умеете отгадывать?
Воспитатель : Тогда слушайте внимательно.
Воспитатель загадывает загадку о праве ребенка на семью.
Я люблю свою семью :
Маму, папу я люблю
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на …
Воспитатель : Верно. В этой загадке говорится о праве ребенка на семью. Ребята, а кто мне скажет, что такое семья?
Воспитатель : Вы все правы. А сейчас присядьте и послушайте стихотворение
Моя родня
Мама с папой — моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.
А ещё есть друг у меня.
Друг Серёжка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
Я. Аким
Воспитатель : Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные?
Воспитатель : Молодцы. Ребята, а зачем нужна семья?
Воспитатель : Да, в семье все друг о друге заботятся, выполняют свои обязанности. Попробуйте распределить обязанности каждому в семье. А помогут вам в этом карточки-символы (Приложение 2).
Дидактическая игра «Кто что делает?».
Воспитатель : Оказывается, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Ребята, назовите обязанности, которые выполняют в семье дети.
Воспитатель : Действительно, и вы ребята должны выполнять посильную работу. Крепкая и дружная семья делает все вместе : и работает, и отдыхает. Давайте и мы с вами отдохнем.
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева,
А я сам бегу трусцой и качаю головой.
Технология: кейс – иллюстрация.
I. Мотивационный этап.
- Ребята, давайте послушаем, какой случай произошел в семье Вовы и Миши из рассказа Валентины Осеевой «Печенье».
II.Ознакомительно-аналитический этап
Воспитатель читает рассказ В. Осеевой «Печенье».
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
- Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба.
Проблема:невнимательное, неуважительное отношение к старшим (маме, бабушке).
Показывает первую иллюстрацию к рассказу. (Приложение 3)
- Какое настроение у мальчиков?
- Какое настроение у мамы и бабушки? Что они чувствуют?
- Почему?
- Как отнеслись мальчики к маме и бабушке?
- Почему вы так думаете?
- Ребята, давайте поможем Вове и Мише исправить ситуацию.
III. Организационно - поисковый
- Для этого обсудите историю, которая произошла в семье, и предложите, как можно помочь мальчикам. Работать вы будете все вместе в своей группе. Но сначала давайте вспомним правила работы в группе.
IV.Презентационный
- Ребята, как же можно мальчикам помочь исправить ситуацию? Ваши предложения.
- Все ваши ответы интересные и правильные. Но давайте решим, как будет лучше исправить ситуацию?
- Почему вы выбрали этот вариант?
V. Итоговый
Показывает вторую иллюстрацию к рассказу. (Приложение 4)
- Какое настроение у мальчиков на этой картинке?
- А у мамы и бабушка?
- Как вы думаете, почему им весело?
- Ребята, вы все молодцы. А что помогло вам найти наиболее правильный вариант решения этой ситуации?
- А были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы проявили неуважение к родителям (старшим). Если были, как вы исправляли ситуацию?
- Ребята, что нужно сделать, чтобы таких ситуаций не происходило?
- Молодцы. Вместе вы пришли к верному решению.
Дети: Да!
Дети: семью
Дети: Семья – это дом. Семья – это когда мама, папа, дети живут вместе. Семья – это папа, мама, дети и другие родственники.
Дети слушают стихотворение.
Дети: Не все его персонажи являются членами одной семьи. Папа, мама, сестренка, братишка - родные. Друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг. Домашних животных мы все очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами своей семьи. Но они не люди. Поэтому щенок Тишка не является родней герою стихотворения.
Дети: Семья нужна, чтобы любить друг друга. Чтобы уважать друг друга. Чтобы помогать друг другу. Чтобы заботиться друг о друге.
Карточки-символы
расположены на столе. Дети по очереди берут карточки с изображение обязанностей и располагают их на фланелеграф напротив соответствующего члена семьи.
Дети: Дети должны уважать старших, помогать младшим.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети садятся на стулья.
Дети слушают рассказ.
Рассматривают иллюстрацию к рассказу.
- Настроение радостное, ведь так замечательно всем вместе пить чай, да еще с печеньем.
- Они грустные. Им обидно.
- Потому что мальчики разделили все печенье только между собой, не угостив самых близких и любимых людей.
- Они отнеслись к ним плохо, неуважительно.
- Потому что, мальчики не подумали о маме и бабушке. Нужно уважать старших, в первую очередь родителей.
- Внимательно слушаем друг друга.
- Говорим по очереди, не перебиваем друг друга.
- Вежливо общаемся друг с другом.
- Ответы дает каждый.
Обсуждают, как помочь Вове и Мише исправить ситуацию.
Сходить в магазин и купить еще печенья, напоить маму и бабушку чаем.
- Испечь вкусное печенье.
- Попросить прощение у мамы и бабушки.
- Мальчикам нужно было поделить печенье поровну «Поровну» - это не только между детьми, это на всех, кто рядом с тобой. Делить нужно было на четверых.
- Мальчикам нужно было поделить печенье поровну.
- Потому что нужно уважать старших, в первую очередь родителей, и делится со всеми, кто рядом.
Рассматривают иллюстрацию.
- Мальчики веселые.
- Они тоже веселые.
- Мальчики поделили печенье на всех. Вся семья вместе пьет чай.
- Мы работали вместе.
- Мы слушали друг друга.
- Мы смогли договориться.
Дети приводят примеры из своей жизни.
- Нужно уважать родителей (старших). Проявлять заботу о них.
- Надо помогать своим родителям.
- Не огорчать своих родителей.
- Если нарушил правило, надо попросить прощение.
Ито-говый Воспитатель : Ребята, о чем сегодня мы с вами говорили?
А чтобы порадовать ваших родителей, бабушек и дедушек, я предлагаю вам приготовить для них сюрприз. Помните, мы с вами делали фоторамки? Предлагаю вам вставить в них фотографию своей семьи, а вечером подарить её своим близким.
Воспитатель помогает детям по необходимости.
О праве каждого ребенка на семью. О том, что в семье нужно уважать старших, проявлять заботу о них. В семье все должны любить друг друга, проявлять заботу и понимание.
Дети подходят к столам, находят фотографию своей семьи и приклеивают на заранее изготовленную фоторамку.