Наталья Кнурова
Конспект НОД с использованием экспериментирования «Волшебная соль» для детей старшей группы
Конспект НОД с использованием экспериментирования для детей старшей группы
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Кантемировский детский сад №1
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
Конспект нод с использованием экспериментирования
для детей старшей группы.
Тема: «Волшебная соль»
Разработала воспитатель:
Кнурова Н. В.
п. Кантемировка 2019 год
Публикация «Конспект НОД с использованием экспериментирования „Волшебная соль“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
Задачи:
1) способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли;
2) уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;
3) развивать мышление, любознательность, наблюдательность;
4) развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
5) развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество;
воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью;
- наглядные: презентация, иллюстрации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Оборудование и материалы: соль, тарелочки, ложки, баночки с водой, лупы, сахар, сода, сырое яйцо, презентация «Волшебная соль».
Ход нод.
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём,
И к гостям здороваться пойдём!
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Звездочка пришла (показывает слайд Звездочки).
Говорит, мне чудо гостья:
«Сегодня всем вам предстоит
Немножко стать учеными.
В лабораторию пойдете,
И чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом
Сейчас узнаете о нем».
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль (показ слайдов).
Воспитатель: Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
-Ребята, а что вы знаете про соль? Какими свойствами она обладает? (Ответы детей).
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ слайда).
Производится соль в разных видах : поваренная, йодированная, морская (показать виды соли). Соль бывает разная : мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? (Ответы детей).
Воспитатель: -Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и стол кривой.
Пуд соли вместе съесть.
Хлеб, соль и вода – молодецкая еда.
Без соли и хлеб не естся.
Игра: «Соленый - несоленый».
Дети хлопают в ладоши, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль? (показ слайдов).
Соль применяют в косметологии:
Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи.
В консервировании овощей : соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом, поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал (показ слайда).
Хлеб олицетворяет силу и здоровье, а соль-богатство! Хлеб и соль стали символами гостеприимства и радушия русского народа. По старинному славянскому обычаю, который сохранился и поныне, при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль (показ слайда).
Воспитатель: - Ребята, хочу вам сказать, что соль и вредна для человека, растений, животных. В чем же ее вред? (показ слайдов).
Дидактическая игра «Чудесные мешочки».
Воспитатель предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки) на ощупь найти мешочек с солью.
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к заданию готов!
- Ребята, сегодня мы продолжим своё знакомство с солью и узнаем о ней еще много интересного. Я предлагаю вам на время стать исследователями, мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое.
- При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
не трогать руками глаза;
если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».
Мы капусту рубим- рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём,
(мнут капусту)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём,
(сгибание и разгибание кистей рук).
«Опыт №1 «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим
-Что вы можете сказать о её внешнем виде? (белая, крупная, мелкая; с виду соль похожа на порошок)
- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее?
- Подуйте тихонько на соль через трубочку.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите?
Воспитатель: Какой вывод делаем? (соль белая, сыпучая, видны крупинки).
Опыт № 2. «Плавающее яйцо».
Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.
Опыт № 3. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и почистили бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.
Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду.
Опыт №4. «Выращивание кристалла».
Насыпаем в один стакан сахар, в другой соду, в третий делаем соляной раствор. Сверху кладём карандаш с ниткой. И будем в дальнейшем наблюдать, что произойдёт с растворами. Только через некоторое время вы увидите результат.
Итог:
Для закрепления материала воспитатель проводит игру «Что мы знаем о соли».
(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).