Мария Мелехина
Конспект НОД по экспериментированию в детском саду в подготовительной группе «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебная соль»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию в детском саду в подготовительной группе „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия
Вводная часть Воспитатель: К нам в детский сад пришла посылка, давайте посмотрим, что в ней. А в ней письмо!
«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам письмо-загадку. А что в посылке находится, вы отгадайте сами!
На столе стоит всегда,
Внешне белая она
И на вкус, не вкусна
Но в пищу каждому нужна». (Соль)
Воспитатель: ребята, а вы догадались, о чём идет речь? (Ответы детей)
Воспитатель открывает посылку и достаёт несколько пачек соли. –Правильно, это соль. А зачем нужна соль человеку? (Ответы детей)
Воспитатель: соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль-это пищевой продукт.
h3][/h3]
Основная часть Воспитатель: Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (Учёные). (Подходим к столикам).
Воспитатель: А вот с каким материалом мы будем работать, вы уже догадались? (соль). Но перед тем как мы станем настоящими учёными мы должны вспомнить с вами о правилах безопасности в лабораториях. Что нельзя делать, ребята? (ответы детей: нельзя пробовать неизвестные порошки, жидкости и нюхать и др.)
Воспитатель: Соль нужна нам не только для придачи блюдам особого вкуса, но соль нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. Вы должны помнить, что суточная норма для ребёнка 4 – 6 лет только 3 грамма в сутки, не больше.
Воспитатель: С виду соль похожа на порошок. А теперь давайте её рассмотрим в увеличительное стекло. - Что вы видите? (Правильно – мелкие кристаллики)
Воспитатель. Ребята, помните наш опыт с капелькой одеколона? Что произошло с этой капелькой? (Она испарилась.) Что значит - испарилась? (Исчезла.) Да, она исчезла, но не сразу. Она становилась все меньше, сначала была большая, а потом испарялась, испарялась и совсем исчезла. А что еще может испариться? (Вода. Жидкости.) Правильно, все жидкости могут испаряться: чем вода, которая течет из крана, отличается от воды в море? (вода в море соленная.) Правильно, вода в море соленная, и если попробовать ее на вкус, то мы почувствуем соль. А вот вода, которая течет из крана, - несоленая, и ее можно пить. Вода в речке тоже соленная. Но мы с вами знаем, что людям нужна соль - ее добавляют в пищу, чтобы было вкусно. Вы, наверное, замечали, что когда ваша мама готовит, то она солит суп, котлеты, пельмени и другие блюда, а иначе будет невкусно есть. Откуда же берется соль? Существуют соляные озера, вода в которых очень соленная. (показывает иллюстрацию.) Когда вода испаряется, соль, которая в была воде, остается. Посмотрите на картинку: соль лежит по берегам озера… Эту соль можно собирать и добавлять в пищу Но можно и самим получить соль. Давайте проведем опыт и получим из соленной воды соль.
У меня стакан с водой, а в банке-соль. Попробуйте ее на вкус - соленная? Я кладу соль в воду, размешиваю. Видите в стакане с водой соль? Может она исчезла – ее же не видно? Как доказать, что она никуда не делась? Да, она осталась в воде – вода стала соленная. (пробует воду на вкус, морщится.) Какая соленая! Кто хочет попробовать? Эта вода очень соленная, потому что в ней есть соль. Но мы эту соль не видим. Перед нами сложная задача: у нас вода с солью, то есть соленная вода. А можно обратно отделить соль от воды? Кто знает?
Важно стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу: «Воду нужно нагреть».
Воспитатель. Хорошо. А если воду нагреть, то что получиться?
Дети. Вода улетит, а соль остается.
Воспитатель. Очень интересная идея. Давайте проверим – действительно ли, если сильно нагреть воду, удастся отделить соль отводы. Чтобы получилось из соленной воды соль, надо из соленой воды соль, надо соленую воду выпарить, т. е испарить. Вода испарится, а соль останется. Как можем испарить воду? Что надо для этого сделать?
Дети. Нагреть воду.
Воспитатель. Сейчас проведем опыт. Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет.
Воду наливаю в столовую ложку и нагреваю на пламени свечи. Через некоторое время вода закипает, появляется пар.
Воспитатель: «Ребята, видите, вода испаряется – уже появился пар. Вода превращается в пар».
Через некоторое время на дне пробирки начинает появляется соль.
Воспитатель: «Ребята, видите, что там на дне появилось белое? Что это? (соль.) Да это соль. Значит, правы были те, кто сказал, что нагреем воду и выделим соль. А куда же делась вода? Ведь сначала у нас были вода и соль, а теперь соль есть, а вода исчезла. Правильно, вода испарилась, а соль осталась.
Воду из пробирки выпаривают почти до конца, пока на стенках и на дне пробирки не будет хорошо видна осевшая соль.
Воспитатель. Воду мы нагревали и она (испарилась). Вода превращается в (пар). Очень хорошо!
Заключительная часть Ребята, вам понравилось занятие? Индивидуальные вопросы о том, что больше понравилось? Что вы не знали, а сейчас узнали? Мы сегодня очень много узнали о соли. Вы ребята все молодцы. Хорошо поработали.