Лазарева Олеся Леонидовна
Конспект НОД по рассказыванию сказки «Заюшкина избушка» с помощью моделей в средней группе «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в сказку»
Цель: Обучение детей рассказыванию сказки с помощью моделей.
Задачи:
Образовательные: обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели.
Публикация «Конспект НОД по рассказыванию сказки „Заюшкина избушка“ с помощью моделей в средней группе „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Развивающие: развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету)
Воспитательные: воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказок.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»; «художественно-эстетическое развитие», «социально – нравственное развитие», «физическое развитие».
Формы деятельности – совместная деятельность взрослого и детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, физическая.
Форма проведения: ситуация – игра
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой; организационный момент; воображаемая ситуация; проблемные ситуации; сюрпризный момент.
Словарная работа: обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).
Оборудование и материалы:
Конверты с моделями на каждого ребенка, мышки, собаки, лисы, медведя-маски, волшебный рюкзачок, дорожки здоровья.
Ход НОД:
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже их люблю.
Воспитатель:
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть!
Воспитатель: Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова)
Пальчиковая игра «Замок”
Дети: Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)
Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)
Мы его покрутим, (крутим “замочек”)
А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)
Воспитатель: Двери открываются, сказка начинается.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней.
Достает рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Рюкзак.
Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри рюкзака.
Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.
Воспитатель: Кто там?
Дети: Заяц.
Воспитатель: А как вы догадалась, что в мешочке спрятался заяц?
Дети: У него короткий хвост, длинные ушки.
Воспитатель: Правильно, ребята! Это заяц, он прибежал к нам из сказки.
Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках?
Дети: трусишка, боязливый.
Воспитатель: А как в сказках называют зайца?
Дети: зайчишка, зайка - побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца?
Дети: «Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка» .
Воспитатель: Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика.
Дети: Заюшкина избушка.
Игра с загадками.
Воспитатель: Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку.
Воспитатель: Сама рыжевата,
Мордочка плутовата,
Ей не до пирожка,
Ей бы скушать петушка?
Дети: лиса
Ребята, как можно назвать лису ласково?
Дети: лисонька, лисичка.
Воспитатель: Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его?
Дети: Медведь.
Назовите медведя ласково
Дети: мишка, мишенька, медвежонок
Воспитатель: «Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его?
Дети: Петух.
Воспитатель: Настя, назови петуха ласково
Ребенок: петушок, Петенька.
Воспитатель: У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я…
Дети: Собака.
Воспитатель: Назовем собаку ласково
Дети: собачка, собачонка.
Воспитатель: Живет в норке
Грызет корки.
Короткие ножки,
Боится кошки.
Дети: мышка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»?
Дети: Нет, мышка из другой сказки.
Физкультминутка: «Ребята – зверята»
Эй, ребята, что вы спите
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает,
Шубу рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся,
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел,
И на пяточках потом.
Моделирование сказки.
Воспитатель: Вот мы немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы.
У вас на столах лежат конверты, откройте их. Какие геометрические фигуры лежат перед вами?
Дети: круги.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Дети: цветом, размером.
Воспитатель: Назовите цвета.
Дети: белый, серый, оранжевый, красный, коричневый.
Воспитатель: Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете - какой?
Дети: белый.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что зимой, шуба у зайчика белого цвета.
Воспитатель: Оранжевый круг для…
Дети: лисы.
Воспитатель: Почему?
Дети: лиса рыжая.
Воспитатель: Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка» - собаке?
Дети: серый.
Воспитатель: Медведю, какого цвета кружок, почему?
(дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки).
Воспитатель: А еще у вас на столах - избушки. Они разного цвета, почему?
Дети: лубяная – коричневого, а ледяная – синего
Воспитатель: Правильно ребята.
А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя цветные кружочки. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете кружочки друг за другом. Будьте внимательны.
Воспитатель рассказывает сказку, дети раскладывают кружочки.
Воспитатель: Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. (дети ставят модели избушек) Пришла весна, и у лисы избушка растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:
– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?
– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!
Пошла собака к избушке, и говорит:
Гав-гав уходи лиса вон!
-А лиса с печки отвечает:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите как зайка плачет (дети показывают как плачет заяц). Навстречу ему медведь:
– О чём, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? - лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!
– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь.
Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит:
– Уходи, Лиса, вон из избушки!
А Лиса с печи как закричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал. А как испугался медведь? (дети показывают)
– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!
– Нет, петух, не поможешь!
Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, медведь) Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не прогнал.
Подошли они к избушке,
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечь! Пойди, лиса вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
– Одеваюсь.
Петух громче закричал.
А лиса:
Шубу одеваю.
Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку :
Дети: – Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечь! Пойди, лиса, вон!
Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.
Во время рассказывания дети изображают : как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.
Воспитатель: Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какая лиса в этой сказке?
Дети: Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка
Воспитатель: - А какой зайчик?
Дети: Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка.
Воспитатель: Почему не помогли зайцу волк и медведь?
Дети: Волк и медведь струсили и убежали.
Воспитатель: Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он?
Дети: Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый.
Воспитатель: Что же победило в сказке, добро или зло?
Дети: Добро.
Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»
Воспитатель: Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется?
Дети: «Заюшкина избушка» .
Воспитатель: Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?
Дети: Да!
Дети выходят из-за столов и встают на коврик.
Воспитатель: Нужно выполнить еще одно задание: «Выбери дорогу»
Впереди нас ждут три дороги.
По первой пойдем - к лягушкам в болото попадем.
По второй пойдем - к Бабе-Яге придем.
По третьей пойдем – сундучок сказочный найдем.
Какую дорогу выбираем?
Дети: третью.
Воспитатель: Тогда вперед!
Дыхательное упражнение: «Мы шагаем друг за другом»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и весенним лугом. (ходьба друг за другом)
Носом глубоко дышите,
Спинки ровненько держите! (Вдох - выдох)
Воспитатель: А вот и волшебный сундучок!
А что же внутри? (угощение для детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Ну, а нам пора прощаться.
И со сказкой расставаться.
Мы сказку увидели, в сказку играли,
Ну и конечно немного устали.
Закончились наши большие дела,
И нам в детский сад возвращаться пора.
Воспитатель: Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
Начинаем колдовать, двери в сказку закрывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)
Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)
Мы его покрутим, (крутим “замочек”)
А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, ты запри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)
Воспитатель: Вот ребята мы и вернулись в детский сад. Если вам понравилось наше путешествие в сказку, выберите веселого зайчика, а если у вас возникли трудности, то грустного зайчика.