Жанна Вишнёва
Конспект НОД с детьми старшей группы «Путешествие в прошлое»
Цель: Создать условия для развития у детей интереса к жизни первобытных людей и вовлечения детей в поисковую деятельность в рамках проекта: «Я – человек».
Задачи:
- создать условия для развития у детей познавательной активности;
- обеспечить положительный эмоциональный настрой, желание войти в образ первобытного человека;
- способствовать развитию пантомимических и мимических способностей у детей;
- создать условия для продуктивной деятельности: рисование нетрадиционным способом, практической деятельности: изготовление копья, добывание огня, развития мелкой моторики.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
Создание условий: мультимедиапроектор, экран, презентация к образовательной деятельности, музыкальное сопровождение, физминутка;; палочки и дощечки от полена для «добычи огня», модель «костра»; заострённая палка, ловушка для ловли рыбы, ёмкость с водой; палочки и плоская галька для наконечников оружия, скотч, заострённый камень для разрезания скотча; яблоко; уголь- чёрный восковой мелок,мятая бумага для рисования.
Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Маугли», «Кот, который гулял сам по себе», словарная работа: пещера, первобытный человек, опытный человек, дикие деревья, наскальные рисунки
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Словарная работа: наскальный рисунок, путешествие в историю, древко,
пещера. древний человек, ловушка
Индивидуальная работа:
-учить высказывать своё мнение на поставленные вопросы.
- развитие мелкой моторики – изготовление копья;
- упражнять в рисовании по мятой бумаге, развивать творчество;
Ход:
На экране появляется фрагмент из мультфильма «Точка, точка, запятая…»,
звучит песня на слова Ю. Ким, музыку Г. Гладкова.
Точка, точка, запятая -
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик -
Появился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его.
Как он будет жить на свете
Мы за это не в ответе:
Мы его нарисовали - только и всего.
Воспитатель, дети: Ой, какая знакомая песенка, кто её поёт?
Дети: Человечек.
Воспитатель: Человечек? Какой странный человечек. По вашему мнению, этот человечек какой? (весёлый? Почему вы так решили? Почему он здесь появился? (предположения детей)
На экране появляются следы(2 слайд)
Воспитатель: Что это?
Дети: Следы.
Воспитатель: Чьи следы? (высказывания детей)
.
Воспитатель: Было это в древние времена. На нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он всё-таки появился.
И был он вот такой, наш далёкий предок.
(На экране появляются изображения первобытного человека – слайд 3)
Воспитатель: У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но он был быстрым, ловким и сообразительным.
Вот бы нам побывать в том времени. Хотите?
Воспитатель: А это что?
Дети: Дверь.
Воспитатель: Ничего не понимаю. Может, вы что-нибудь понимаете? Почему появилась дверь? (ответы детей) Как вы думаете, что там за ней? (ответы детей)
Это… - волшебная дверь в историю. Через эту дверь можно путешествовать в прошлое, на тысячи лет назад…Что будем делать?
Дети: Путешествовать, но для этого надо открыть дверь.
Воспитатель: Давайте откроем. Только, как это сделать? (высказывания детей)
Воспитатель: Для этого нам нужно всем вместе прочитать заклинание:
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В старину нас унесет.
(Анимация-волшебство,дверь открывается, выходит первобытный. Человек,садится около пещеры. Сидит,задумавшись.)Слайд 4
Воспитатель: Посмотрите, настоящий первобытный человек! Ребята, только не напугайте его, он один, а нас вон как много!
Посмотрите, во что был одет древний человек?
Дети. В шкуру.
Воспитатель; Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов, и человеку приходилось все делать своими руками. А кто догадается, зачем ему нужна была шкура? А вам для чего ваша одежда?
Дети. Одежда защищает от холода и непогоды.
Воспитатель; Давайте попробуем с ним поговорить. Объяснить, что мы друзья, что оказались здесь, потому что хотим узнать о его жизни и увидеть все своими глазами. Только вот наших слов он не поймет. Нужно как то все объяснить ему без слов.
Игра пантомима «Приветствие»
Сценка "Каменный век"
Воспитатель; Здравствуй милый человек.
Человек; Здоровяка, здоровяка. Кто. Вы, такяка.
Воспитатель; Мы путешествовали во времени и попали в ваш древний мир
Человек; Интересняка, интересняка.
Воспитатель; Мы живём в будущем, дети ходят в детский сад, и им очень интересно знать. как вы выживаете в вашем мире, когда нет машин, элект роприборов, отопления.
Человек; Жизняка ужасняка. (В конце ледникового периода жизнь стала просто невыносимой.) Вампиряка кусака. (От комаров нет никакого спасения.)Вам дитяка хорошака. За вами воспитака следяка, воспитака. кормяка. играка, рисовака,согревака. любяка. У нас страшная холодняка, едим кислые фруктяка, уже живот боляка, боляка.
Воспитатель:
Хорошие места для жилья там, где есть плодовые деревья. Как выдумаете почему?
Дети: Можно есть фрукты.
Воспитатель: Да, можно есть фрукты, но очень осторожно. Почему? Да, здесь могут быть несъедобные плоды. (обращается к человеку)
А какие плодовые деревья растут в этой местности?
Человек; Яблокака, грушака, сливака)
Воспитатель: Эти деревья дикие. Что значит дикие? Кто за ними ухаживает?
Дети: Никто, природа.
Воспитатель: А если эти фрукты дикие, то они не такие сладкие, как сейчас. Попробуем? (Человек даёт каждому ребёнку кусочек кисловатого яблока) Что это за фрукт, догадались? Какой этот фрукт на вкус? (ответы детей) Кисловат?
Воспитатель: Что ещё необходимо для жизни людей?
Дети: Река.
Воспитатель: Что мы можем делать у реки? Как пили воду раньше?
Дети: Пить воду, ловить рыбу. (показывают как пили воду)
Воспитатель: Воды мы попили, что-то есть хочется. Что река кроме воды может дать человеку? (можно ловить рыбу) Только как? (ответы детей)
В том-то и дело, у первобытных людей не было ни лески, ни железного крючка, потому что железо люди научились получать намного позже. Удочек у нас нет. Как будем ловить? (предположения детей) Я вам открою один секрет. Рыбу ловили в плетёные ловушки или били её тонкой гибкой веткой, похожей на копьё с остро заточенным концом (показывает ловушку, затем показывает копьё)
Как вы думаете, как делали такую ловушку? (высказывания детей)
Для этого нарезали тонких прутьев. А чем нарезали? (острым камнем) Сплетали из прутьев такую бутыль с узким горлышком. Рыба проникала в эту бутыль и плавала там внутри. Вот тут надо было успеть схватить ловушку и достать оттуда рыбу.
Эксперемент: воспитатель демонстрирует «ловлю рыбы» в специально приготовленной для этого ёмкости
Воспитатель:Что потом делал первобытный человек с рыбой? (высказывания детей) Древние люди очищали её от внутренностей и сушили рыбу, обдуваемую ветром, просто на солнце, затем съедали.
Раздаются голоса животных. (аудио запись)
Воспитатель: Что это за звуки? (высказывания детей) Как первобытный человек защищался от диких животных? (предположения детей)
Воспитатель. Сегодня оружие можно сделать из различных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева - само копье, ручку топора. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений - лиан.
. Ну что ж, палочки от веток деревьев и камни у нас есть, значит, мы можем сделать орудие для защиты. А чем мы будем привязывать наконечник к палочке? (ответы детей) У меня, случайно в кармане оказался скотч, может, мы им воспользуемся вместо лиан?
Практическая деятельность: дети изготавливают оружие, для защиты от диких животных)
Итак, оружие у нас готово. Давайте его отдадим нашему другу,оно ему пригодится.
Воспитатель.
Перед охотой древние люди исполняли ритуальный танец, в котором они изображали сцены своей охоты или приготовления к ней.
Танец «Охота»
Воспитатель: Наступает вечер, нам надо вернуться к жилью. Как выдумаете, где жили первобытные люди? (в пещере)
Выбирали сухую, просторную пещеру, которую летом дождь не зальёт, а зимой снег не засыпет.
Люди выбирали пещеру с небольшим входом. Как вы думаете, почему? Потому что легче на ночь закрываться. Приваливали к входу камень, чтобы какой-нибудь шальной зверь не забрёл, и спали спокойно.
Но в нашей пещере темно и бр-р-р, холодно. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, чтобы стало теплее и светлее? (высказывания детей)
Я вам открою ещё один секрет. Древние люди ждали, когда начнётся гроза и от молнии загорится дерево. На горящей ветке они приносили огонь в пещеру и там постоянно следили за ним, чтобы он не погас.
Но иногда случалось, что огонь потухал и, тогда, где было его брать? А зимой? Зимой гроза бывает? Значит и молнии тоже не бывает. Думал человек, думал и нашёл другой способ. Для этого нужно было найти короткую палочку твёрдого дерева (воспитатель показывает). Найдите и вы себе палочку. Потом надо было взять ещё одну плоскую палочку побольше. (воспитатель показывает) Зажимаем палочку между ладонями и крутим палочку туда-сюда, туда-сюда. От трения дерево нагревается, тлеет, появляется огонь.
Практическая деятельность: добывание огня
Воспитатель: Получилось добыть огонь? Нет. Видите, как было трудно добывать огонь. Для того чтобы добыть огонь первобытный человек иногда мог потратить на это весь день. Но, смотрите, у нашего друга получилось добыть огонь!
Ну, вот мы и добыли огонь. Как хорошо всем вместе вечером посидеть у костра. Что мог с помощью огня делать человек?
Дети: Греться, готовить еду, отбиваться от диких животных, освещать своё жильё…
Воспитатель: Хорошо в пещере: тепло и светло. От огня сухие ветки обугливались и становились черными. Смотрите,что же делает наш друг?.
(ответы детей)
Воспитатель: На стенах остался черный след от уголька и человек начал рисовать. Смотрите, в нашем костре многие веточки уже обуглились, превратились в древесный уголь и ими тоже можно рисовать. Может, и мы с вами попробуем что-нибудь нарисовать?
Художественная деятельность – рисование по мятой бумаге.
Какие интересные у вас рисунки. Расскажите, что вы нарисовали? (рассказы детей)
На экране снова появляется дверь
Воспитатель: Ребята, почему снова появилась дверь? (ответы детей) Наверное, нам пора возвращаться в наше время. Давайте попрощаемся с нашим другом. (анимация – волшебство)
Воспитатель: Вот это путешествие! Где мы с вами побывали? Что вам запомнилось? О чем бы вы ещё хотели узнать? (например, как человек развивался дальше? Как научился строить каменные дома? Как научился делать посуду? Как научился шить одежду) Где мы можем найти ответы на эти вопросы? (ответы детей) Я думаю, что мы ещё не раз откроем эту «волшебную» дверь в историю и за ней найдем ответы на многие-многие вопросы.