Вера Тишко
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Письма с фронта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад №2 г. Краснодар 2019г. Тишко Вера Гаврииловна
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Тема: «ПИСЬМА С ФРОНТА»
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Письма с фронта“» размещена в разделах
Цель: Развивать у детей патриотическое чувство. Воспитывать любовь к Родине на основе расширения представлений о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне. Вызывать уважение к Российской армии.
Задачи:
- Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне;
-Дать представление о жизни людей на войне и в тылу;
- Развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне;
-Воспитывать благодарность, любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
- Научить складывать фронтовое треугольное письмо /оригами/
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне ;
- чтение рассказов о войне : Ю. Симоненков «Письмо на фронт»,
А. Дементьев «Письмо отца», Е. Ф. Трутнева «Фронтовой треугольник» - прослушивание музыкальных произведений: «Фронтовое письмецо», «Священная война», «День Победы»,
«Прадедушка»
Словарная работа: Фронтовое письмо-треугольник, полевая почта, фронтовой почтальон, монумент, чувство гордости, ветераны, Великая Отечественная война.
Слайд 1. «Письма с фронта»
Слайд 2. «Письма современные и фронтовые»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла! (В руках воспитателя письма : в современном конверте и военное письмо – треугольник). Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) Вы правильно заметили – это письма. Но чем же отличаются эти письма?
Дети: У этих писем разная форма – одно письмо прямоугольной формы, а другое письмо – треугольной. И по цвету они тоже разные – этот конверт белый, разноцветный, новый, а другое письмо коричневого цвета, старое.
Воспитатель: Верно. Посмотрите, это - современный красивый конверт. А как вы думаете, что это за письмо? (предположения детей).
Это ребята – письма с фронта, написанные солдатами и сохранившиеся до наших дней с Великой Отечественной войны.
Ребё нок: Письма в треугольниках солдатских!
Они для нас до сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
\ Серебряков Г. \
Слайд 3. «О чём писали солдаты домой?»
Воспитатель: Фронтовые письма отправляли в родные места своим близким. О чём писали домой солдаты? В своих письмах солдаты писали о трудных боях, о друзьях, с кем приходилось воевать, о ранениях, о надежде на грядущую победу.
Эти письма были искренними, серьезными и простыми. Но главная тема солдатских писем – «я жив, будьте и вы живы и здоровы!»
Слайд 4. «Треугольником сложен пожелтевший листок…»
Ребё нок: Треугольником сложен
пожелтевший листок,
В нем и горькое лето,
и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья
в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний
и команда: вперед!
Ребё нок: Даже смерть отступала,
хоть на несколько дней,
Где солдатские письма
шли дорогой своей.
Письма с фронта вобрали
и судьбу, и любовь,
Ребё нок: И бессонную правду
фронтовых голосов.
В письмах вера солдата
в наши мирные дни
Хоть и были когда-то
так они далеки.
Слайд 5. «Бойцы читают письма от родных»
Воспитатель: Ребята, а для чего нужны нам письма?
Дети: Письма нужны для того, чтобы сообщать, друг другу новости и посылать их по разным адресам с помощью почты!
Воспитатель: Всем людям приятно и даже жизненно необходимо получать весточки от родных и близких людей. Особенно это было важно во времена Великой Отечественной войны.
Для солдат такие письма — не просто связь с родными. Оно словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем незаменимого счастья.
Ребё нок:
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма, поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.
Слайд 6. «Письма с фронта»
Воспитатель: Можно себе представить, как ждали эти маленькие фронтовые письма - треугольники жены, матери и дети солдат. К сожалению, не всегда полевая почта приносила хорошие новости, очень много было и грустных писем, в которых сообщали, что солдат геройски погиб, в бою защищая нашу Родину. Все письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой и, смахивали слезинки, которые капали прямо на строчки.
Ребё нок: Лист из ученической тетради
Сложен треугольником простым -
Так являлись вести о солдате,
В дом к его любимым и родным.
Мятые, затертые листочки -
Близких душ единственная связь,
Сколько раз читали эти строчки:
То грустя, то плача, то смеясь.
Время шло. Из дома выносили
Старый хлам, ненужное тряпье,
Только письма бережно хранили
Как наследье ценное свое. (Л. Юсупова)
Слайд 7. «Письма читают дети»
Воспитатель: Солдаты писали письма ребятам и в школы, и детские сады. Когда дети получали письма от бойцов - восторгу их не было конца. Они могли слушать эти письма много раз подряд с блестящими глазами и в абсолютной тишине. Каждому хотелось подержать письмо в руках. Ребята любили и уважали бойцов, которые храбро защищали нашу Родину от фашистов.
В ответ дети отправляли на фронт и в госпитали подарки сделанные своими руками – рисунки, вышитые носовые платки, записные книжки, много теплых писем. В них дети говорили о любви к Родине, к солдатам, о ненависти к врагу, благодарили за заботу и храбрость.
«Фронтовой треугольник» Е. Ф. Трутнёва
Ребё нок: Дорогие, мои родные! Ночь.
Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
Ребё нок: В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах.
Вспоминаю я поле, речушку.
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду.
Ребё нок: За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.
Слайд 8. «Полевая почта»
Воспитатель: Во время войны письма доставляла по адресатам полевая почта самыми разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки, охраняли и защищали.
Ребё нок: «Военная почта». (С. Я. Маршак)
От бойцов не отставая
Шаг за шагом, день за днём
Едет почта полевая,
Пробираясь под огнём…
По лесам и горным склонам,
По тропинкам потаённым
Ходит почта на войне.
Слава честным почтальонам,
Полковым и батальонным.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!
Слайд 9. «Памятник фронтовым почтальонам от благодарных потомков в городе Воронеже»
Воспитатель: Фронтовые почтальоны на войне были одними из самых важных людей.
Ребё нок: Фронтовой почтальон, словно ангел небесный
К нам приходит, в тяжелый, нелегкий наш час
Без него нам ни как, не увидеть ответа
Письма наших родных, охранять будут нас.
Фронтовые почтальоны, всегда спешили доставить долгожданную почту в срок, многие из них погибли на полях сражений.
Этот монумент посвящен подвигу военных почтальонов во время Великой Отечественной войны. Фронтовой почтальон в военной форме с винтовкой и стопкой писем в руке, и бронзовое фронтовое письмо-треугольник.
Физ минутка: «Мы военные»
- Мы станем все военными, / шагают на месте/
- Большими, здоровенными, /руки к плечам, в стороны
- Будем в Армии служить, /руки вытянуть вверх, опустить через стороны/
- Будем Родину любить. /руки вытянуть вверх, опустить через стороны/
- Сад и дом свой охранять, /наклон вперёд, смотрим в «бинокль»
- Будем мир мы защищать! / шагают на месте/
-Присаживайтесь на стульчики
Слайд 10. «Письма для ветеранов»
Воспитатель: В военные годы было трудно с конвертами. А письмо – треугольник – это и письмо, и конверт в одном. Ребята, давайте, и мы тоже сделаем письмо – поздравление ветеранам, в знак благодарности за мирное небо над головой, за подаренную светлую жизнь. Вы приготовили рисунки, а сейчас научитесь их складывать треугольником.
Воспитатель: Чтобы сделать треугольник, загибаем лист бумаги справа налево, потом слева направо, формируя фигуру похожую на домик. Теперь нижнюю часть бумаги вставить внутрь треугольника.
Треугольник сложен, осталось наклеить звёздочки и георгиевские ленты. Эти письма мы отправим в Совет ветеранов.
/ Можно подписать: «Я помню, благодарю!», «Спасибо за жизнь», «Спасибо за победу!», «Дорогим ветеранам!»/
Ребё нок: «Защитникам отечества» Д. Рыбаков
Спасибо Всем, кто жизнь отдал,
За Русь родную, за свободу,
Кто страх забыл и воевал,
Служа любимому народу.
Спасибо Вам, ваш подвиг вечен,
Пока жива моя страна,
Вы в душах наших,
В нашем сердце,
Героев не забудем, Никогда!
\ Звучит песня «Прадедушка»