Чинькова Венера Гаязовна
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Как дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Дикие животные осенью».
Задачи:
образовательные:
- формировать умение детей рассказывать с опорой на картинки;
развивающие :
- систематизировать знания детей о поведении животных поздней осенью;
- активизировать словарь по теме «осень»;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- закреплять умение образовывать имена существительные во
множественном числе;
- закреплять умение изменять существительное по падежам;
- развивать слуховое внимание;
- формировать умения подбирать признаки (какой) и действия (что делает).
воспитательные:
-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
-аудиозапись- «Шум осеннего леса;
- картина осеннего леса;
- картинки диких животных;
- сюжетные картинки животных;
- осенние листочки с загадками;
- мяч;
- медальки.
Предварительная работа:Беседа о жизни диких животных. Просмотр иллюстраций, компьютерной презентации, чтение стихов, загадок о диких животных. Разучивание физминуток.
Ход НОД.
Организационный момент:
Воспитатель: поприветствувем друг друга
Дети:–Что за чудо – чудеса
Вот тебе моя рука,
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
Скажем вам, не тая,
Это все мои друзья.
У нас сегодня необычное утро, я предлагаю вам отправится в путешествие. Отгадайте, куда мы с вами отправимся? (Включается аудио запись «Шум осеннего леса», на мониторе картина осеннего леса)
Физминутка:
В лес осенний мы шагаем (Идут маршевым шагом)
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки (Идут топающим шагом)
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (Идут на носках)
Пойдут тихонько ножки.
Друг за другом побежали. (Бегут на носочках.)
В лес осенний прибежали.
Вот мы и пришли с вами в осенний лес.
Дети присаживаются на стулья.
1. Воспитатель:- смотрите ребята, ветерок осенний нам листочки подбросил, оказывается это листочки- загадки. Послушайте внимательно и попробуйте отгадать.
Кто по елкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? …
(Лиса)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
Отгадавший загадку ребёнок вешает на доску картинку животного.
Воспитатель: Как вы думаете, отгадав загадки, о ком мы будем говорить?
Мы будем говорить о диких животных.
2. Игровое упражнение закончи предложение «Кто где живёт»
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Кто где живёт». Я начинаю предложение а вызаканчиваете его.
Медведь живёт (в берлоге,
Лиса живёт (в норе,
Волк поселился (в логове,
А белочка (в дупле).
Лишь зайка, бедный зайка
Под кустиком (сидит).
И хвостик его маленький … (дрожит)
3. «Подбери признаки»
Воспитатель: Ребята, а скажите:
Медведь (Какой) – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.
Лиса (какая) – рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.
Белка (какая) - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.
Волк (какой) – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, серый.
Ёж (какой) – маленький, колючий, остроносый, серый, трудолюбивый, добрый.
Физкультминутка «Ёжик»
По сухой лесной дорожке- (Шаркаем ногами, как бы по сухим листочкам.)
Топ – топ – топ –топочут ножки (Топочем ногами.)
Ходит, бродит вдоль дорожек (Идём друг за другом.)
Весь в иголках серый ёжик (Складываем руки и топорщим пальцы)
Будет ёжик в холод спать (Складываем руки ладонь к
ладони и кладём под щёку.)
А во сне грибы считать. (Делаем из рук грибок.)
Дети возвращаются на стульчики.
4. «Подбери действия» Воспитатель: Ребята, а скажите:
Медведь (Что делает? – ходит, плавает, переваливается, рычит, ревёт, лакомится мёдом, бродит, лазает (по деревьям, погружается (в спячку, сосёт лапу.
Лиса - крадется, линяет, охотится, ныряет (в сугроб, укрывается (хвостом, разгребает (снег, добывает (пищу, роет, бегает, пробирается,
Белка - прыгает, перепрыгивает, скачет, разоряет (гнезда, прячет (орехи, закладывает (грибы, грызет, шелушит (шишки, прячется (в дупле, цокает. Соскакивает
Волк - крадется, выслеживает, нападает, догоняет, воет, бродит, бегает, прячется, пробирается, рыщет, устраивает (логово, приносит (еду волчатам, съедает, зарывает, прячет (еду).
Ёжик (что делает) – пыхтит, ходит, бегает, ест, прячется, собирает.
Воспитатель: А что осенью с животными происходит в лесу? (Готовятся к зиме) Как они готовятся, что делают?
Воспитатель: Молодцы, дети, не забыли, как дикие животные приспособились без помощи человека жить в лесу. А какое время года следует за осенью?
Ответы детей: (за осенью придет зима)
Воспитатель: Правильно, за осенью наступает зима. Зима – это очень трудное, холодное время года. Зимой диким животным очень трудно в лесу : холодно, мало пищи. Поэтому дикие животные готовятся к зиме. Мы с вами вспомнили, что знаем о диких животных. Предлагаю вам рассмотреть сюжетные картинки: «Как животные к зиме готовятся»
- Как белка готовится к зиме?
5. Дети: Белочка делает летом и осенью запасы на зиму, прячет в свои лесные кладовые шишки, орешки, сушеные грибы. Лесные кладовые она устраивает в старом дупле, которое оставил трудолюбивый дятел. У белочки к зиме меняется цвет и густота шубки.
Заяц меняет серую шубку на белую, более теплую. Он это делает, чтобы зимой было тепло и чтобы быть незаметным на снегу. Ведь у зайчишки очень много врагов. Это и лиса, и волк, и сова, и куница. Если летом зайчишка вволю щипал травку, а осенью лакомился сочной капустой и морковкой, то зимой туго ему приходиться, остается только кора деревьев и ветки кустарников, торчащие из–под снега.
Еж осенью сытно питается, чтобы накопить под своей колючей шубкой очень много жира, потому что зимой он впадает в спячку и ему нужно спокойно спать всю зиму. Ежик выбирает для себя удобную ямку, или небольшую ложбинку, где-нибудь под раскидистым деревом, заворачивается в листья и засыпает, ожидая, когда его засыплет снегом.
Медведю тоже надо хорошенько питаться, накопить под шкурой побольше жира, чтобы всю зиму преспокойно спать. Медведь устраивает себе берлогу в небольшом овражке, завалив на него дерево и забросав сухим валежником. Забирается внутрь и засыпает. Когда выпадает снег и засыпает овражек, медведю становиться тепло и уютно.
Воспитатель: Ребята, а лиса и волк к зиме не готовятся, почему эти животные не готовятся к зиме? (они хищники и поэтому все время ищут себе еду).
Да, нелегко приходиться диким животным зимой в лесу. Нам пора поиграть.
Физкультминутка:
Зайцы скачут скок-скок-скок!
Да на беленький снежок,
Приседают, слушают –
Не идет ли волк?
Раз – согнулся, разогнулся,
Два — нагнулся, потянулся,
Головою три кивка, встали, в сторону прыжок. Постояли, посмотрели и присели.
Дети возвращаются на свои места.
6. Присаживайтесь. А сейчас мы составим рассказ о том, как звери готовятся к зиме.
Начнё м рассказ так:
- Сначала скажем, что наступила (осень, осень какая? (поздняя).
- Затем необходимо рассказать какой лес осенью … (голый, холодный, тихий, пустой).
- Как вы думаете, что расскажем потом? (будем рассказывать о разных животных, как они готовятся осенью к зиме).
– Чем наш рассказ закончить? (плохо животным в лесу, но, если они позаботились о себе, подготовились к зиме, то легче им будет перезимовать).
Послушайте мой рассказ.
Наступила поздняя осень. Лес осенью пустой и холодный. Животные леса готовятся к зиме. Белка делает запасы: грибы, орешки, шишки и складывет в кладовую в дупло. Меняет свою красивую рыжую шубку на серую. Медведь накопил много жира под шкуркой, он устраивает себе берлогу в овраге забирается во внутрь и засыпает. Там ему тепло и уютно. Заяц меняет серую шкурку на белую чтобы его не могли заметить на снегу хищники. Зимой он питается веточками и корягами. Ёж за лето запасся жиром, он заворачивается в листья и засыпает в ямке или под корнями дерева. Трудно зимой лесным жителям. Но если они позаботились о себе осенью, подготовились к зиме, им легче будет перезимовать.
7. Составление рассказов детьми.
Воспитатель:Молодцы ребята, справились с заданием. Предлагаю игру:
8. Игра «Один-много»
Воспитатель: Давайте поиграем (игра с мячом). Я буду называть одно животное, а вы называете много этих животных.
Один барсук, а много (барсуков).
Один медведь, а много (медведей).
Один ёж, а много (ежей).
Один заяц, а много… (зайцев).
Один волк, а много… (волков).
Одна лиса, а много (лис).
Один лось, а много (лосей);
Одна белка, а много (белок);
Один енот, а много. (енотов);
8. Итог занятия
Воспитатель: Молодцы ребята,
Мы с вами путешествовали по осеннему лесу, давайте проверим, что вы запомнили.
-Каких зверей мы можем встретить в лесу (Ответы детей)
-Кто из зверей впадает в спячку?
-Кто делает запасы на зиму?
-Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?
-Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?
-Как ежик готовится к зиме?
Молодцы ребята вы хорошо потрудились! Наше занятие закончено (раздать медальки).