Елена Пелевина
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звук [Ш]» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш.
Задачи:
- Отработать правильное произношение звуков Ш в речи с помощью стихотворений;
- Улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
- Повысить речевую активность;
- Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие.
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звуковая культура речи „Звук [Ш]“ в средней группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
(1 слайд)
Воспитатель в группу вносит коробку.
Воспитатель: дети, как вы думаете кто там?
Ответы детей.
Воспитатель: послушайте мою подсказку…
Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова я,
Всё потому что я.
Ответы детей: змея.
(2 слайд)
Воспитатель достает из коробки игрушечную змею.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним: Как шипит змея? Как шумит ветерок?
- Да, правильно, ребята. При произнесении звука «Ш» — язык у нас чашечкой, зубы сжаты, а губы округлены. Звук «Ш» — согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, и звук «Ш» всегда твердый.
«Послушайте, – говорит педагог, – о чем я сегодня вам расскажу.
Мой Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает (показывает).
Однажды решил Язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так (показывает).
Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.
Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показывает). Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым кверху. Вот так (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.
А теперь поиграем так. Я скажу: „Хвостик греется на солнышке“, а вы положите язык на нижнюю губу – на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу: „Собака!“, а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике. Вот так. Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»
Далее педагог предлагает детям, подняв кончик языка кверху, округлив и вытянув губы, произнести: «Ш-ш-ш» (2–3 раза). При этом выдох не должен быть длительным – 2–3 секунды.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении звука ш на ладони, поднесенной близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик, ощущается струя воздуха.
Дети, не умеющие произносить звук ш, подносят ладошку ко рту воспитателя, который говорит: «Ш-ш-ш».
Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, упражняются в этом сами (вата, приготовленная заранее, лежит на столах).
«А теперь давайте играть, – предлагает воспитатель. – Вы будете изображать листочки. Листья шуршат. Подул ветер, и листья зашуршали: „Ш-ш-ш“. Теперь зашуршали сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, еще тише, совсем тихо».
Физкультминутка
Вы, наверное, устали? (ходьба на месте)
Да! (хлопки в ладоши)
Поэтому все встали (Встали, руки вверх).
Дружно вытянули шеи (наклон вперед,
И как гуси зашипели: ш-ш-ш.
Пошипели, помолчали,
Ветерок послушали С-с-с (покачиваются, подняв руки).
И как зайцы поскакали,
Поскакали, поскакали.
И за кустиком пропали. (Шагают на месте и садятся)
(3 слайд)
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Эхо». Я вам по очереди буду кидать мяч и говорить чистоговорку, а вы ее повторяете и кидаете мяч обратно.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша - вижу я в воде ерша.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу - я траву кошу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши - зашумели камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Аш-аш-аш - это котик наш.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.
(4 слайд)
Воспитатель объясняет детям новое задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук «Ш» : шарф, жираф, шарик, журавль, шалаш, шашки, шарф, жук, жаворонок, железо.
Игра «Определи, место звука в слове».
Поиграем со звуком Ш, и определим его место в слове
(показ 5 слайда картинка с изображением шапки.)
-Что это? (шапка)
- Произнесите слово Ш-ш-шапка.
- Как вы думаете, где слышится звук Ш, в начале, середине или конце слова? (в начале.)
- Молодцы!
(показ 6 слайда картинка с изображением кошки.)
-Что это? (кошка)
- Скажите слово чашка медленно. (Кооо-ш-кааа.)
- Где слышится звук Ш? (в середине.)
(показ 7 слайда картинка с изображением камыша.)
-Что это? (камыш)
- Скажите слово чашка медленно. (каааа-мышшш.)
- Где слышится звук Ш? (вконце.)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием и помогли нашим звукам. Ребята, существует много скороговорок со звуком Ш. Послушайте одну из них.
Саше дали кашу, а Маше простоквашу.
(8 слайд)
- Давайте повторим сначала медленно,
- побыстрее
- быстро
- грустно
- весело.
Заключительная часть.
Воспитатель: -Молодцы ребята! Нашей змейке пора уходить.
- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
- А с каким звуком мы сегодня познакомились?
- Вы сегодня молодцы!
- Давайте скажем до свидания нашей гостье.