Елена Фильченкова
Конспект НОД «Путешествие в мир насекомых» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представления детей о жизни насекомых.
Задачи: Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.
Формировать умения называть характерные особенности насекомых. Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Способствовать формированию у детей положительных эмоций.
Методы и приемы: Игровая ситуация, художественное слово, рассматривание, беседа, отгадывание загадок, поощрение.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в мир насекомых“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Насекомые», загадывание загадок, чтение рассказов «Рассказы о насекомых».
Материал: иллюстрации в электронном виде с изображением бабочки, божьей коровки, кузнечик, муравья, пчелы, шмеля, жук - рогач, светлячок, майский жук, стрекоза; звукозапись, маски насекомых.
Ход НОД:
Посмотри скорей вокруг -
Справа друг и слева друг.
Без друзей нам жить нельзя,
Все вокруг твои друзья.
Птички, бабочки и мошки,
Паучки, собаки, кошки -
Наши меньшие друзья,
Обижать друзей нельзя.
Надо их оберегать
И в обиду не давать!
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки на экране насекомых
- Ребята посмотрите на экран, кого вы видите?
- А как всех назвать одним словом? (насекомые)
Воспитатель: А сейчас мы на поезде отправимся в путешествие, в Страну насекомых.
Воспитатель: Ой, посмотрите, какая красивая полянка. А как много здесь цветов. Но, почему здесь так тихо? Никто не стрекочет, не жужжит, не порхает?
- Ой, а кто это сидит на пне. Да это же мышка. Давайте спросим, что произошло на полянке, где её жители? Здравствуй мышка.
Мышка: Здравствуйте, ребята. Нашу полянку заколдовала злая фея и всех насекомых сделала не видимыми. Чтобы расколдовать их надо разгадать загадки и тогда все жители этой поляны снова будут видимыми.
Воспитатель: Мы с ребятами постараемся.
Мышка: В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед. (пчела)
(Ответы детей, прилетает пчела (ребенок)
Воспитатель: Это пчела летит собирать сладкий сок с цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!» (рассматриваем пчелу).
Воспитатель: Давайте немного поиграем и вспомним, как разговаривают некоторые насекомые. Игра.
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - указательные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед. вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем мышку.
Мышка:
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка).
(ответы детей, прилетает божья коровка (ребенок)
Ребё нок:
Я божья коровка
Чёрная головка
Ловко крылья расправляю
И до неба долетаю
Хожу на чёрных ножках
Ношу костюм в горошек.
(рассматриваем картинку с изображением божьей коровки).
Воспитатель: - А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов.
Мышка:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я поймать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (бабочка).
(ответы детей, прилетает бабочка (ребенок)
Ребё нок:
Не птичка, а с крыльями
Над цветами летаю,
Нектар собираю.
(ответы детей, рассматриваем картинку с изображением бабочки)
Воспитатель: У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
Игра «Бабочки».
Дети изображают бабочек, звучит музыка «бабочки» легко «летают» по поляне и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.
Мышка:
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это?. (Стрекоза)
(ответы детей, прилетает стрекоза (ребенок)
Ребё нок:
К нам на дачу, в воскресенье,
Прилетела стрекоза.
У неё - большие крылья,
И огромные глаза!
(рассматриваем картинку с изображением стрекозы).
Воспитатель: Стрекоза имеет длинное и очень тонкое туловище. На голове мы можем увидеть большие глаза и усики. Питаются они вредными насекомыми, крупных ловят лапками (комары, мухи, а мелких (мошки, блошки) – челюстями.
Мышка:
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга… (муравей.)
(ответы детей, выбегает муравей (ребенок)
Ребё нок:
Муравей – трудяга редкий
Все в лесу об этом знают,
Целый день таскает ветки
Труд он очень уважает!
(рассматриваем картинку с изображением муравья)
Воспитатель: Муравьи – самые умные насекомые, живут семьями. Муравьи способны переносить предметы в 5000 раз тяжелее их самих, а ещё они могут брать в плен представителей других видов муравьёв, заставляя их работать на благо своей семье. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу мусора из старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только растает снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу.
Игра «Запасливый муравей».
Мышка:
На земле из темноты
Звёздочку увидишь ты.
Если близко подойдёшь,
Звёздочки там не найдёшь.
Вместо звёздочки – жучок.
Он зовётся … (Светлячок)
(ответы детей, вылетает светлячок (ребенок)
Кто такой ты, светлячок?
Мотылёк или жучок?
Крылья — паутинки,
Лапки как пружинки.
Светлячок когда летит,
Огонёк внутри горит.
Воспитатель: Светлячок – наземный жук. Он маленький, до 2 см, с маленькой головой и большими глазами. У самцов есть крылья, а у самок нет. Светятся они для защиты от врагов. Это полезный жук, он поедает вредителей в садах и огородах.
Мышка:
Чёрен, а не ворон
Рогат, а не бык
С крыльями,
а не птица
(жук – рогач)
(ответы детей, выходит жук - рогач (ребенок)
Ребё нок:
Поднимать не надо плачь,
Прятаться под лавки.
Я обычный жук-рогач,
Ползаю по травке.
А ещё я жук-олень
Рожки, как у зверя.
Заберусь сейчас на пень,
Сразу мне поверишь!
(рассматриваем картинку с изображением жука)
Воспитатель: У жука – рогача огромные челюсти, похожие на рога оленя. Это их оружие, они ими не бодаются, а кусают. Жук – санитар леса, они внесены в Красную книгу.
Мышка:
Прыг да скок - не человечек,
Прыгает в траве … (Кузнечик)
(ответы детей, прыгает кузнечик (ребенок)
Игра «Кто дальше прыгнет»
Мышка:
Мохнатое Брюшко
Село цветку на ушко.
(Шмель.)
(ответы детей, вылетает шмель (ребенок)
На мои цветочки сел
Полосатый толстый шмель.
Хотя вовсе я не трус,
Но его я всё ж боюсь.
(рассматриваем картинку с изображением шмеля)
Воспитатель: Шмель – крупное насекомое, тело покрыто густыми короткими волосками. Кусают они очень редко, их укусы не опасны. Шмели вылетают рано утром обирать первый нектар, когда воздух ещё не прогрелся. Шмели прекрасные опылители.
Мышка:
В мае к вам я прилетаю,
Как пчела, жужжа, пугаю,
Грозный, издавая звук.
Кто я, детки? – (Майский жук)
(ответы детей, вылетает майский жук (ребенок)
Ребё нок:
Тёплым днём, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я – майский жук.
(рассматриваем картинку с изображением майского жука)
Воспитатель: Майские жуки объедают листья на деревьях, а личинки жука съедают корни деревьев, и оно может погибнуть. А птицы и кроты питаются этими жуками. Дети очень радуются, когда ловят майских жуков.
Мышка: Какие вы молодцы, все загадки отгадали, всех жителей расколдовали.
Воспитатель: Как много мы с вами сегодня увидели! Они все такие разные! И полезные и вредные, и красивые и не очень.
И все они называются насекомыми. Насекомые – это часть природы. Если исчезнут насекомые, то исчезнут птицы, т. к. нечем будет питаться. Поэтому нельзя убивать насекомых, а необходимо беречь и охранять.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Повернёмся, раз, два, три
В детский сад вернёмся мы!
Воспитатель: Ребята, где мы с вами были? Кого встретили? Кому помогали? А сейчас мы вам покажем, как мы готовились к проекту.
(Просмотр презентации)
(Угощаемся печеньем с медом).