Морозова Татьяна
Конспект НОД «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по сказкам К. И. Чуковского
Организация: МДОУ «Детский сад № 1 «Жар-птица» ЗАТО Знаменск»
Населенный пункт: Астраханская область, ЗАТО Знаменск
Воспитание внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, необходимо начинать с самого раннего детства. Маленький ребенок, еще не умея читать, является читателем, потому что слушает чтение взрослых. Он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. И самыми добрыми, яркими, переполненными невероятными чудесами являются сказки К. Чуковского. Они просты для понимания самых маленьких читателей и, в то же время, имеют глубокий смысл. Чуковский ввел в свои сказки обширный познавательный материал, дал маленьким детям понятия о далеком и близком, о большом, слабом, сильном. В сказки введены темы о морали, о правилах поведения, о победе добра над злом. Через сказочные образы писатель учит детей гуманному отношению к людям, воспитывает высокие нравственные качества. Сказки Чуковского учат детей сочувствовать в беде, помогать в несчастье и радоваться благополучию других. И, конечно, ритмика стихов Чуковского похожа на фольклор, на русские потешки, прибаутки - кладезь в речевом воспитании ребенка.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по сказкам К, И, Чуковского“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
Тема НОД: «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К. И. Чуковского.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обогащению знаний о литературном творчестве К. И. Чуковского;
- формировать умение определять название и содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям;
- формировать умение анализировать поступки героев сказок с позиции общих нравственных категорий;
- способствовать активизации словаря по теме.
Развивающие:
- создать условия для развития речетворческих способностей, диалогической и монологической речи детей;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания героям сказок;
- способствовать развитию зрительного внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
- способствовать формированию интереса к творчеству К. И. Чуковского;
- создать условия для пробуждения в детях радости от встречи с любимыми сказочными героями.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, двигательная активность.
Формы реализации детских видов деятельности: (беседа, речевая ситуация, отгадывание загадок, составление рассказов, (игры с использованием литературных произведений, (решение проблемных ситуаций, дидактические игры, (вопросы и ответы, обсуждение, рассказывание, (игровое упражнение).
Возрастная группа: старшая
Длительность НОД: 20 минут.
Оборудование:
• экран, проектор;
• презентация, картинки к игре с изображением животных Африки «Четвёртый лишний»;
• иллюстрации из книги с изображением крокодилов из разных сказок Чуковского;
• «чудесный мешочек», предметы из сказок;
• мяч.
Предварительная работа: Чтение сказок К. И. Чуковского, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций в книгах, знакомство с биографией К. И. Чуковского, беседа о животных Африки, дидактические игры по сказкам Чуковского «Назови сказку», «Доскажи словечко», «Угадай, кто?».
Словарная работа: герой, поступок, бегемотиха - бегемотик - бегемотики, страусиха - страусенок – старусята, акула - акуленок – акулята, тигрица - тигренок - тигрята, верблюдица - верблюжонок - верблюжата.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята в нашей группе солнышко светит и мы сегодня с утра все друг другу улыбнулись и подарили хорошее настроение. Давайте мы с вами сейчас подарим своё хорошее настроение нашим гостям. Улыбнитесь и поздоровайтесь с гостями.
Ребята, сегодня мы отправимся в мир книг и вспомним произведения одного очень известного детского писателя – К. И. Чуковского.
В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
Ребята, а какие сказки К. И. Чуковского вы знаете? (ответы детей)
Сегодня мы с вами вспомним произведения Чуковского.
А вы знаете, как Чуковский начал писать сказки?
Тогда я вам расскажу.
Корней Иванович жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело. Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал. К. И. Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и, наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился. После этого случая К. И. Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые знают и любят не только дети, но и взрослые. Поэтому мы знаем К. И. Чуковского как писателя-сказочника, и его сказки сегодня с вами вспомним.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечкой,
Свечка – в печку!
Я за книжку, та – бежать
И вприпрыжку под кровать!
Воспитатель: - Ребята, а вы узнали, о какой сказке идет речь?
Дети: «Мойдодыр».
Воспитатель- Про кого эта сказка? (ответы детей)
- Корней Иванович очень не любил детей, которые не моют руки, не умываются. Про таких грязнуль он и написал сказку «Мойдодыр».
Наши дети выучили стихи из этой сказки и сейчас их прочитают.
1 ребенок.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
2 ребенок.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
3 ребенок.
Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут -—
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»
4 ребенок:
Тут великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
5 ребенок:
«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Воспитатель: - Спасибо, ребята, присаживайтесь на стулья.
В народе говорится: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).
Сказки Чуковского учат добру. Вот и сказка «Мойдодыр» приучает к чистоте и порядку во всем.
- Послушайте, я слышу какой-то звонок! Мы с вами попадаем в другую сказку К. И. Чуковского – «Телефон».
(Дети читают отрывок из сказки)
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада…
Воспитатель: - Ребята, а как называется следующая сказка, отрывок из которой я вам сейчас прочитаю:
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
Дети: Это сказка «Федорино горе».
Воспитатель: Что случилось в этой сказке? (ответы детей)
- А чему учит эта сказка? (быть аккуратными, чистоплотными, беречь, мыть посуду, прибираться дома).
- А из какой сказки следующий отрывок?
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле.
Едут и смеются,
Пряники жуют.
Дети: Это сказка «Тараканище».
Воспитатель: Кого испугались все звери в этой сказке?
Чему она учит? (нельзя быть трусливым, надо быть храбрым).
- Корней Иванович очень много времени проводил с детьми: играл с ними, читал им сказки и загадывал загадки, которые сам же и сочинял. Сейчас я вам загадаю загадки, которые сочинил К. И. Чуковский.
Загадки.
1. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
Отгадка: (Яйцо и цыплёнок).
2. Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!
Отгадка: (Пароход).
3. Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю!
Отгадка: (Губы и зубы).
4. Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала — побежала.
Глядите, побежала телега без коня!
Отгадка: (Грузовик).
5. Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
Отгадка: (Коньки).
6. Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
Отгадка: (Крапива).
7. Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Отгадка: (Зеркало).
8. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.
Отгадка: (Сосулька).
9. Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
Отгадка: (Автомашина).
(Дети слушают песню из мультфильма «Бармалей»).
Воспитатель: В своей жизни Корней Иванович много учился. Он самостоятельно, без всякой помощи, изучил английский и французский языки. Это ему очень пригодилось, когда он жил в Англии. Там он познакомился с английским фольклором – народными английскими песенками. Эти песенки Корнею Ивановичу очень понравились, и он захотел познакомить с ними и русских ребятишек. Поэтому он перевел некоторые произведения на русский язык, все они помещены в сборник английских народных песенок.
Воспитатель: - У меня для вас игра
Игра с мячом:
- бегемот - …бегемотиха, бегемотик, бегемотики,
- страус – страусиха, страусенок, старусята,
- акула – акула, акуленок, акулята,
- тигр – тигрица, тигренок, тигрята,
- верблюд – верблюдица, верблюжонок, верблюжата.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас каждый из вас достанет один предмет из «Чудесного мешочка» и скажет, что это, и из какой сказки этот предмет.
Воспитатель по кругу обходит с мешочком детей, дети по-очереди достают по одному предмету и сразу отвечают что это и из какой сказки. Воспитатель цитирует строчки, в которых говорится о предмете, если дети затрудняются с ответом.
1. Телефон (У меня зазвонил телефон, кто говорит);
2. Мыло (Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса);
3. Топор (Топоры то, топоры, так и сыплются с горы);
4. Градусник (И ставит, и ставит им градусники);
5. Спички (А лисички взяли спички, к морю синему пошли);
6. Утюг (Утюги то, утюги так и сыплются с горы, Утюги за сапогами, сапоги за пирогами);
7. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла);
8. Шоколадка (А всем по порядку дает шоколадку);
9. Блюдце (А за ними блюдца, блюдца, так и вьются, так и вьются);
10. Книжки (Потом позвонили мартышки, пришлите, пожалуйста, книжки);
Физминутка.
Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна?
Может, помощь там нужна?
Дружно к бедненьким зверятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по произведениям К. И. Чуковского. Мы благодарны ему за его добрые, веселые, интересные и поучительные произведения!