Ирина Зубакова
Конспект НОД «Путешествие по осетинским сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход НОД:
В: ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся!
Добрый день и добрый час!
Приглашаем в сказку Вас.
Бродят на зорьке в лугах.
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
Там Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Приключений хоровод начинаем…
Сказка ждет!
Дети садятся на стульчики.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по осетинским сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Северная Осетия - Алания
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
В: ребята, вы уже поняли, о чем мы сегодня поговорим. Правильно, о сказке.
- давайте вспомним, что же такое сказка? По каким признакам можно понять, что нам прочитали или рассказали именно сказку?
Ответы детей:
- сказка – это выдумка, вымысел, фантазия;
- в сказке есть волшебные предметы и волшебные существа;
- в сказках животные разговаривают;
- в сказке добро побеждает зло…
В: ребята, а какие бывают сказки, если сказку написал автор, то она какая?
- авторская.
В: если сказку сочинил народ?
- народная.
В: когда сказку сочинил русский народ, это сказка… русская народная.
В: если сказку сочинил осетинский народ… осетинская народная.
- мы с вами живем в Осетии и знаем уже много осетинских сказок, какие ваши самые любимые?
Ответы детей («Близнецы», «Что дороже», «Два подарка», «Старый волк», «Как мышь женилась», «Нартские сказания» : «Яблоко Нартов», «Красавица Дзерасса», «Небесное зеркало».
В: ребята, сказочные герои разные и они вызывают у нас разные эмоции. Давайте немного поиграем, вставайте.
Мимическое упражнение.
- если сказка страшная, мы пугаемся – вот так (показываем мимикой);
- если грустная…
- если отрицательный герой сказки нас разозлил…
- положительный – удивил;
- конец сказки – обрадовал…
Дети садятся.
Раздается шум крыльев. Появляется корзинка. Воспитатель достает из нее яблоко.
В: ребята, в корзинке обыкновенное яблоко. Но раз мы заговорили о сказке, то, наверное, должно произойти волшебство.
Воспитатель накрывает корзинку тканью, звучит волшебная музыка. Воспитатель достает из корзинки золотое яблоко (заранее подготовленное).
В: ребята, вы догадались, что это за яблоко и кто нам его принес?
- ответы детей.
В: ну а сейчас вместе с волшебным яблоком Нартов совершим путешествие по сказкам.
Звучит осетинская музыка. Из-за ширмы выходят два мальчика:
1 реб: Эх, было бы у меня сто лошадей, был бы я самым счастливым на свете! Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать. Обязательно найду себе сто лошадей!
2 реб: было бы у меня сто друзей, был бы я самым счастливым на свете! Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать, обязательно найду себе сто друзей!
В: ребята, как вы думаете, что лучше, сто лошадей или сто друзей?
- вы догадались, из какой сказки эти герои?
- сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок… так говорят. Какой же урок дает нам эта сказка? Чему она нас учит?
Ответы детей.
В: ребята, а какие осетинские пословицы о дружбе вы знаете?
- друг – лучшая драгоценность;
- нет друга, ищи, а нашел – береги;
- лучше иметь в каждом ауле по другу, чем по быку;
- человек без друзей, что дерево без корней.
В: ребята, как вы понимаете эту пословицу? Высказывания детей.
В: ребята, я приглашаю вас немножко отдохнуть.
Физминутка:
Давным-давно жил великан.
Он делал каждый день зарядку.
Он головой крутил, вертел,
И даже танцевал вприсядку.
Ушами плечи доставал
И сильно прогибался.
Руками небо задевал,
За солнышко хватался.
А как-то шел по лесу.
По лесу, по лесу,
И встретил там принцессу,
Принцессу, принцессу.
Сказал : «Давай с тобой похлопаем,
Похлопаем, похлопаем;
А теперь потопаем,
Потопаем, потопаем.
А еще попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем».
Великан – молодец,
А зарядке – конец!
Дети садятся на стульчики. Звучит осетинская музыка.
В: а сейчас отправимся в гости к еще одним сказочным героям.
Сценка: за ширмой сидит волк, к ширме подходит лиса.
1 реб: - да оставят тебя, волк, твои болезни!
2 реб: - живи с веселым сердцем и здравствуй! Подойди поближе.
1 реб: - мне давно надо было навестить тебя, это мой долг, ведь ты – старейшина нашего рода!
2 реб: - весьма тебе благодарен! Но зайди ко мне в пещеру, посиди около меня немного, ведь я изнемогаю в своем одиночестве!
1 реб: - нет, старейшина, извини меня. Нет у меня времени, чтобы зайти в пещеру. Как удивительно: к тебе ведет много следов, а от тебя ни одного не видно!
В: ребята, вы вспомнили, из какой сказки эти герои?
- а чему же учит нас эта сказка?
- какой волк в этой сказке?
- какая лиса?
- какие осетинские пословицы об уме вы знаете?
- какие подходят именно к этой сказке?
Ответы детей:
- Сила человека в его уме;
- умный у огня греется, бестолковый – обжигается;
- лучше умный, чем сильный;
- рты у многих одинаковы, головы у всех разные.
В: ребята, давайте немножко поиграем в сказку.
Дети выбирают себе шумовые предметы.
СКАЗКА-ШУМЕЛКА «ТРУСЛИВЫЙ ЗАЯЦ».
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!
ЦЕЛЛОФАН
Испугался заяц и - бежать.
ТРЕЩЕТКА
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
ЛОЖКИ
Бросился заяц бежать.
ТРЕЩОТКА
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
ВЗМАХИ БУМАЖНЫМ ЛИСТОМ
Побежал заяц из леса к речке. ТРЕЩЕТКА.
А сердце у него так и стучит. БАРАБАН.
А на берегу речки лягушки сидели.
Увидели они зайца – и прыг в воду.
ВСЕ ХЛОПАЮТ
Заяц обрадовался и говорит:
- А звери меня, зайца, боятся!
Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.
ТРЕЩЕТКА
Дети садятся на стульчики.
В: ребята, волшебное яблоко появилось у нас не случайно, как вы помните, оно исполняет любые желания. Но сначала нам нужно показать, что мы действительно любим и знаем много осетинских сказок. Вот для вас испытание загадками.
- в какой осетинской сказке злая старуха-ведьма пряталась на ореховом дереве и всех, кто приходил в ее лес, превращала в камень? (Близнецы).
- почему ласточка по-разному наградила бедняка и алдара? Как называется эта сказка? Что значит слово «алдар»? (Два подарка).
- в какой сказке маленький герой понял, что он самый сильный на свете? (Как мышь женилась).
- в какой сказке звери шли к кому-то с сайгисгардом? Что значит слово «сайгисгард»? (Старый волк).
- как звали отца Ахсара и Ахсартага? Что означают имена Уархаг, Ахсар, Ахсартаг?
- кто такие нарты?
- в какой сказке герою помогали прятаться звери, для того чтобы ему не отрубили голову и он мог жениться? (Небесное зеркало).
- в каком сказании был волшебный предмет, исцеляющий от всех болезней и исполняющий любое желание? (Яблоко Нартов).
В: ребята, вы ответили на все вопросы, молодцы. Мы можем загадать желание, которое волшебное яблоко обязательно исполнит. Сейчас каждый из вас возьмет его в руку и про себя подумает, чего бы он очень сильно хотел.
Дети передают яблоко друг другу, загадывают про себя желание.
В: ребята, я тоже загадаю желание, но хочу произнести его вслух, потому что оно про вас. Я очень хочу, чтобы вы поскорее научились читать и уже сами, без помощи взрослого, смогли открыть для себя удивительный мир сказок, мир, который учит нас отличать добро от зла, быть настойчивым в достижении своей цели, помогать слабым.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Сказка учит нас думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнавать,
Родину свою познавать!
В: мое желание обязательно исполнится. А сейчас, ребята, я хочу у вас спросить, когда вы придете домой, вам захочется рассказать маме или папе о сегодняшнем занятии?
- что вы расскажете?
- что вас удивило?
- чему вы захотели научиться?
В: вы сегодня были большие молодцы, в сказках героя всегда ждет награда в конце трудного пути. Вас ждет угощение – осетинские пироги, и наших гостей, конечно, тоже.