Елена Шахматова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» для старших дошкольников
▼ Скачать
Конспект непосредственной образовательной деятельности
познавательно - интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды.
2. Уточнить представление о значении воды в природе.
3. Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.
4. Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Чудеса воды“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
5. Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта.
6. Совершенствовать умение отгадывать загадки.
7. Совершенствовать умение проводить опыт.
8. Развивать общую моторику.
9. Способствовать развитию логического мышления.
10. Развивать память и внимание.
11. Воспитывать бережное отношение к природе.
12. Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.
Приоритетная образовательная область:
• познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
• речевое развитие
Оснащение:
Ноутбук, презентация о воде, письмо, предмет декорации (гномики переливают воду, кувшин с водой, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка, две емкости с грязной и чистой водой, кусочки марли, ватные диски, вата, салфетки, кусочки льда, полоски бумаги разного цвета, сахарный песок, соль.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций;
• Чтение художественной литературы;
• Наблюдения в природе, в быту;
• Проведение различных опытов;
• Игры с водой;
Ход ООД
- Дети послушайте стихотворение:
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить!
- О чем говорится в стихотворении?
Ответы детей. (1 слайд)
Сегодня мы с вами поговорим о воде.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть интересный фильм и отгадать загадки о воде.
Презентация, в которой раскрываются различные состояния воды.
1. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -. (Дождь) 2 слайд
2. Каплями в траве сверкает,
Травку утром украшает.
С переливами краса.
Как зовут её?. (Роса) 3 слайд
3. Белые овечки
Не сидят на печке
А плывут издалека
Кучевые (Облака) 4 слайд
4. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег) 5 слайд
5. С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это (Град) 6 слайд
6. Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься! (Лед) 7 слайд
Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед одним словом?
Ответы детей.
Правильно, ребята, это вода.
Отгадав загадки мы с вами пришли к выводу, что вода может быть в трех состояниях: жидком (8 слайд)
Парообразном (9 слайд)
И твердом (10 слайд)
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо из института Воды. В этом институте такие люди, как мы с вами, проводят исследования с водой, изучают ее. И вот сотрудники этого института попросили нас помочь и провести исследования и опыты с водой. Поможем им, ребята? (Да).
А все результаты наших исследований мы передадим в институт через видеописьмо.
1 задание «Знакомство с водопадиком»
Ребята, сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Сейчас я вам, и себе, прикреплю эмблемы института Воды и стану научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих коллег. Теперь мы с вами сотрудники института воды.
- Что делают в лаборатории?
Ответы детей.
- Правильно, проводят опыты.
Коллеги, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет.
Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.
(Гномики переливают воду).
- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?
Ответы детей: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
- Значит она какая? (жидкая).
- Следующий вопрос: имеет ли вода форму?
Ответы детей.
- А вот мы это сейчас проверим.
Проводится опыт.
наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные емкости (стаканчик, пробирка, колба). Вода приобретает форму каждой из них.
Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.
-Вот мы и провели первое исследование.
-Ребята, сотрудники нашего института также заботятся о водоемах.
-Какие вы знаете водоемы? (река, озеро, пруд, море). (11 слайд).
-А в нашем городе какой есть водоем? (Черное море)
- Давайте немножко отдохнем и сходим к морю.
Физкультминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Здорово нам было тут,
Но вернемся в институт!
Много знаний и открытий,
В институте нас всех ждут! (12 слайд)
- Ой, а что же это случилось с нашем морем?
- Посмотрите, какое у нас море?
Ответы детей: грязное.
- Что же нам делать?
Ответы детей.
-Коллеги, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы?
- Что случится с водой в море, если бросать мусор?
Ответы детей: ее нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в воде.
- Коллеги, давайте с вами подумаем, можно ли очистить воду?
Опыты в лаборатории.
- Посмотрите, ребята, у меня на столе две емкости с водой.
- Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Ответы детей: одна чистая, другая грязная.
- Грязная вода, образец, набранный в грязном море.
- А как вы думаете, можно очистить грязную воду?
- Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в нее, сложенную в несколько раз марлю и начну пропускать грязную воду через эту воронку.
- Что у нас получается?
Ответы детей: вода становится чистой.
- А что стало с нашим фильтром- марлей?
Ответы детей: она стала грязной.
- Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?
Ответы детей.
- С помощью чего?
Ответы детей: фильтров, марли, ваты, салфетки- в домашних условиях, очистных сооружений- на предприятиях.
- Молодцы, ребята! (13 слайд)
- Какое чистое море у нас стало, возле такого моря хочется и отдохнуть.
А сейчас мы будем с вами проводить исследования.
Опыт №1 «Лед - твердая вода».
- Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить.
- Как вы думаете, почему лед растаял?
Ответы детей: от тепла ладони.
- Что осталось на ладошке?
Ответы детей: вода.
Опыт №2 «У воды нет вкуса»
- Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?
- Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта.
- Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №3 «Вода прозрачная»
-Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды.
- Поднесите поочередно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
- Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов?
Ответы детей: нет
- Какого же тогда цвета вода?
Ответы детей: бесцветная, прозрачная.
- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Посмотрите через стакан с водой. Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы ее видите?
Ответы детей.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт №4 «Вода- растворитель»
-Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Предлагаю вам размешать в одном стаканчике сахар, в другом - соль.
- Что произошло с сахаром и солью?
Ответы детей: они растворились
После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
- Что изменилось?
Ответы детей: у воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.
Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
- Ребята, что нового вы узнали в нашей волшебной лаборатории о воде?
- Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?
- Есть ли у воды цвет, запах, вкус?
- Какие состояния воды вы запомнили?
- Может ли вода растворять вещества?
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы детей.
- Спасибо вам, ребята, за работу и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь. (14 слайд).
- Эмблемы института Воды остаются вам, мои юные исследователи за ваши старания и научные открытия.
А мы с вами отправляемся в детский сад, чтобы рассказать всем об удивительной «волшебнице - воде».