Лариса Остапенко
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментированию с водой в средней группе.
Воспитатель: Остапенко Л. А.
Тема занятия: «Свойства воды» (образовательная деятельность экологического цикла).
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция: Коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие.
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Задача: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Цели:
• Познакомить детей со свойствами воды;
• Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
• Активизировать словарь и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
• Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру. • Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
• Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека : вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни
Форма - проведения:.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Материал: капелька на магните большая «Капитошка», капли воды маленькие, презентация.
• Глобус,
• Апельсиновый сок, молоко.
• Пластиковые стаканчики, одноразовые ложки.
• Соль, сахар, лимонная кислота.
• Разноцветные пуговицы
Ход занятия
1. Организационный момент- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними и друг с другом.
-Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое, здравствуй матушка земля, здравствуйте, мои друзья!
- А теперь повернитесь ко мне лицом.
- Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети:
- Это глобус.
Воспитатель.
- Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети:
- Синего, голубого.
Воспитатель.
- Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети.
- Животным, растениям, человеку (слайд №1)
Воспитатель.
-Правильно, молодцы.
2. Игровая ситуация
- Ребята, кто-то пришёл к нам в гости! Кто же это?
Дети- Капелька.
Воспитатель-
Да ребята,это капелька, и зовут её Капитошка.
Капитошка спрашивает у детей где живут у нас в группе её
сестрички-капельки. (Слайд №2)
- Ребята, давайте расскажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А я буду отмечать ваши ответы приклеивая их на мольберт к Капитошке.
( Дети отвечают где у нас есть вода и какую пользу она приносит: чтобы поли, мыть посуду, вытирать пыль, мыть игрушки, умываться, пить поливать растения).
- Ребята, а дома как мы используем воду (Слайд №3 ( Дети отвечают: мыться в ванне, стирать, ит. д.) А теперь давайте посчитаем сколько капелек у нас получилось, чтобы Капитошка знала сколько их.
(Все вместе пересчитывают капельки.)
3. Экспериментальная деятельность «Свойства воды» Приглашаю вас, ребята, отправится в лабораторию и как настоящие учёные провести опыты и узнать о свойствах этого чудесного вещества- воды.
В лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
1. внимательно слушать воспитателя.
2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
А сейчас проходите в лабораторию, встанем вокруг стола, напротив каждого стаканчика. (Слайд №4)
1
Воспитатель.
- Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы чувствуете аппетитный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведё м опыт:
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (Апельсиновый) .
- Как вы догадались, что сок - апельсиновый (пахнет апельсином) .
А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет? (у воды нет запаха)
- Так есть ли запах у воды (изображение с этим свойством воды на слайде). Какой вывод можно сделать: у воды нет запаха!
2
Воспитатель.
- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)
- А конфета? (сладкая)
- Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок. Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина) .
- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса) .
- Так есть ли вкус у воды? (Нет).
Вывод: У воды нет вкуса (изображение с этим свойством воды на слайде).
Воспитатель.
- Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Посмотрите, у вас на столе в тарелочках: соль, сахар и лимонная кислота а теперь то, что у вас на тарелочке высыпаем в свои стаканы и перемешиваем. Вода поменяла цвет? (Нет). А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Саша? (Вариант ответа. Спросить каждого). Почему?
- Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей) .
Вывод: У воды нет вкуса, она принимает вкус того вещества, которое в неё добавили.
3
Воспитатель.
- Чтобы приступить к следующему опыту пройдём к следующему столу.
Воспитатель.
- Посмотрите, что перед вами на столе на тарелочках? (Дети- лёд). Возьмите его в руки. Какой лёд?
Дети.
- Лёд холодный.
Воспитатель.
- А что еще можно сказать про лёд?
-Лёд твердый?
Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему.
- Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается?
Дети.
- В воду.
Воспитатель.
Сделаем вывод: лед – это тоже вода. Мы узнали ещё одно свойство воды- она может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд.
4
Мы провели три опыта и чтобы узнать ещё одно свойство воды перейдём к следующему столу, встанем вокруг него аккуратно.
- Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко? (Белого)
-А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.
- Открываем глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет). Почему? (ответы детей). Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица? (да). Почему? (Потому что вода – прозрачная) .
-Совершенно верно.
- Ребята, какие вы молодцы. Сделаем вывод- вода не имеет цвета. (изображение с этим свойством воды на слайде)
-И последнее свойство, которое мы узнаем это какая у воды форма
-.Давайте выльем нашу воду в тарелочку. Что произошло (Ответы детей) Действительно, она растеклась по тарелке потому, что не имеет формы. Можем ли мы сказать, что вода круглой формы, квадратной или прямоугольной? Нет. Сделаем вывод- вода не имеет формы. (изображение с этим свойством воды на слайде)
Пройдём к доске, посмотрим на слайд и ещё раз повторим свойства воды по схеме. (Вода не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, вода может быть в жидком и твёрдом состоянии.)
- Вам понравилось проводить эксперименты с водой? Что понравилось тебе делать? (Спросить каждого). Что нового узнали о свойствах воды?
(Слайд №5) Вода – чудесное вещество,она нужна не только человеку, но и растениям, и животным для жизни. Без воды нет жизни на земле.
4. Аппликация. Посмотрите, камни завалили ручеёк, вода перестала течь, растения завяли, животные ушли в поисках воды в другое место, птицы улетели. земля превратилась в пустыню. Поможем вернуть воду нашей пустыне? (Дети- да) Подойдём к мольберту, уберём камни,вода снова потечёт и наши растения оживут, прибегут на водопой животные и воздух наполниться пением птиц. (Ребёнок убирает приклеенные на магниты камни вместе с пересохшим руслом, открывается нарисованный ручеёк. На слайде № 6 ручеёк, звуки льющейся воды и пение птиц) Подойдём к мольберту по одному, берём элемент, смотрим, куда он может подойти, мажем клеем, приклеиваем, прижимаем салфеткой, встаем на своё место
Посмотрим, что у нас получилось. Вам нравиться? Мы помогли вернуть воду и наша полянка ожила. Без воды нет жизни.
5. Рефлексия. Ребята, что мы с вами сегодня делали? Что вам понравилось больше всего? (индивидуальные ответы детей).Мне понравилось быть с вами на занятии.