Татьяна Бирюкова
Конспект непросредствено образовательной деятельности по экспериментальной деятельности «Свойства и особенности почвы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,расширять знания о природе.
Задачи.
Познавательные:
Познакомить детей с составом земли;
познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы и глины;
формировать у детей представление о значении почвы в природе и в жизни человека.
Развивающие:
-упражнять в умении сравнивать, анализировать;
-формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
Публикация «Конспект непросредствено образовательной деятельности по экспериментальной деятельности „Свойства и особенности почвы“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Почва. Исследуем почву
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
-активизировать словарь: сыпучий,пластичный,рыхлый,почвовед,геолог,пустыня, плодородная.
Воспитательные:
-учить детей работать парами,
-формировать коммуникативные навыки;
-воспитывать любовь к природе;
-формировать основы экологической культуры.
Методы и приемы: вопросы поискового характера,проведение опытов,наблюдение,сюрпризный момент.
Предварительная работа: прочитать произведения об осени,подобрать загадки, выучить поговорки, пословицы о земле.
Материалы и оборудование:
Коробки-контейнеры,совочки, полиэтиленовый мешок,увеличительные стекла, компасы, осенний лист.
НОД
Сюрпризный момент.
В окно влетает осенний лист, он очень красивый.
Воспитатель: Дети рассмотрите прилетевший к нам листочек.
Какого цвета бывают еще осенние листья, где их можно больше всего встретить?
Дети отвечают.
Предлагаю вам пойти на необычную экскурсию, где можно будет любоваться не только природой, но и изучать ее. (Дети делятся на группы, по компасу определяют стороны горизонта, в направлении которого предстоит двигаться, закрепляют маршрут к месту проведения экскурсии.)
Воспитатель: Послушайте стихотворение Н. Некрасов:
Поздняя осень, грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
Какое время года мы наблюдаем? Что произошло с природой, какой стала земля? Потрогайте землю, определите какая она:мягкая или твердая, теплая или холодная, сухая или мокрая?
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
Хотите узнать из чего состоит почва? Проведем исследовательскую работу. (воспитатель раздает коробки-контейнеры,лопаточки для исследования, напоминает о том, что в почве живут насекомые, работайте осторожно чтобы не повредить органы растений).
Задания: 1. измерить толщину почвенных слоёв;
2. взять их образцы;
3. собрать образцы растительности;
4. зарисовать почвенные слои. (дети выполняют задание, делают выводы)
Дети: почвенные слои разной толщины, и окраски, верхний слой более темный.
Воспитатель: что вы наблюдаете в составе почвы?
Дети: перетирают почву между пальцами, рассматривают через увеличительное стекло, отмечают что почва бархатистая на ощупь.
Глина, песок, остатки перегнивших листьев, хвои, шишек, корни растений.
Воспитатель: В почве живут насекомые и некоторые виды животных, в ней расположены корни растений. Почему в верхней почве встречается больше корней растений?
Дети: корни расположены ближе к поверхности.
Воспитатель: Какую почву называют жирной?
Дети: Ту, в которой больше перегноя. Он образуется из опавших листьев.
Воспитатель: Есть загадка: «Что жирнее всех на свете?»
Дети: Земля.
Воспитатель: А теперь давайте проведем опыт: «Фильтр»
(в одном стакане песок с водой в другом глина с водой)
предлагаю слить и отфильтровать воду и посмотреть что в первом стакане и что во втором стакане.
Дети: Берут воронку, фильтр и выливают жидкость из стакана.
Воспитатель: Рассмотрите содержимое каждой из воронок. Что вы видите?
Дети: в первой песок, а другой мягкое вещество.
Воспитатель: верно, А чтобы узнать что это за мягкое вещество, дети кладут фильтр на батарею. А пока они сохнут давайте поиграем.
Дидактическая игра «Из кладовой земли».
Воспитатель предлагает рассмотреть образцы почвы и горных пород :песок, глину,перегной,щебень, и т. д. Дети определяют их по внешнему виду, на ощупь.
Воспитатель: А теперь обратите внимание что же у нас высохло и осталось на фильтре?
Дети: Глина. Молодцы!
Воспитатель: Из чего же состоит почва?
Дети:В состав почвы входит песок, глина, остатки растений. Которые называют перегноем. Чем больше перегноя, тем плодородней почва. Каждый из этих компонентов выполняет определё нную роль: глина и песок служат для удержания растений в почве. А перегной дает растениям питательные вещества. Поэтому плодородный слой почвы нужно охранять.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите как много интересного мы с вами узнали. Что вам понравилось на занятии? Что интересного вы узнали? Что вам понравилось и что не понравилось?