Зинаида Цветкова
Конспект НОД по ЗКР в средней группе «Ёж Шуша в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Ёж Шуша в гостях у ребят».
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуре речи.
Задачи:
Образовательные:
1. Упражнять детей в произношении звука ш (изолированно, в слогах, в словах, в сочетаниях).
2. Активизировать в речи прилагательные и глаголы.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух: развивать умение различать на слух звук «ш» (в ряде звуков, в сочетаниях, в словах).
2. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук.
Публикация «Конспект НОД по ЗКР в средней группе „Ёж Шуша в гостях у ребят“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
Оборудование:
презентация;
корзинка с массажными мячами;
игрушка театра Би – ба – бо «Ежик»;
зеркала для артикуляционной гимнастики;
предметные картинки.
Ход занятия:
- (звенит колокольчик, привлекая внимание детей)
- Ребята, хотите поиграть все вместе? Тогда идём по кругу дружно, проговариваем слова и выполняем движения (игра – приветствие):
Мы идем с тобой по кругу (идут по кругу,
Улыбаемся друг другу (улыбаются друг другу).
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим (руки вперед вытянули).
Утром встали малыши (руки поднимают,
В детский садик свой пришли (шагают на месте,
Здесь их ждут всегда друзья (разводят в сторону).
Все им рады, как всегда (обнимают друг друга).
- Доброе утро. Ребята, вы слышите какие-нибудь звуки (слайд 1, звук «шуршит ёжик»). Что это за звук? Если трудно угадать, вам поможет загадка:
Под соснами, под ёлками,
Лежит мешок с иголками.
- Конечно ребята, это наш друг, ёж Шуша шуршит. Кто к нам в гости пришёл? (индивидуальные ответы). Что Шуша делает? Шуша шуршит (несколько ответов, выделяя звук «ш»). Здравствуй Шуша (звук «Шуша здоровается»). Ему так понравилось с вами играть, что он опять пришёл к нам в гости, (появляется игрушка театра Би – ба –бо) и не один, а со своими друзьями, маленькими ежатами (2 слайд). Ежата какие? Маленькие, разноцветные, весёлые, колючие… Скучно им стало, и они тоже захотели с вами поиграть. Познакомим их с разными играми?
- Ежатам подарили массажные мячи, а для чего они нужны, они не знают. Поможем им? Возьмите с корзинки по одному мячу. Ребята, что можно делать с массажным мячом? (дети предлагают варианты) Игра «Непростой шарик» (проводится два раза):
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
Проговаривая текст, ребята делают массаж кистей рук.
- (звук на слайде)
- Шуша: «Ребята, я помню игру «Весёлый язычок», в которую мы с вами играли. А вот как правильно выполнять упражнения в этой игре, я забыл. Покажите, пожалуйста, их ещё раз для моих ежат».
- Покажем ребята? (слайд 3) Возьмём каждый себе зеркало и сядем за стол. (Воспитатель с детьми выполняют артикуляционную гимнастику перед индивидуальным зеркалом, объясняет положение губ, языка и показывает образец выполнения упражнений, добиваясь, правильного выполнения и у детей.).
- Упражнения:
1. «Наказать непослушный язык». Язык положить на нижнюю губу и пошлёпать его губами, произнося «пя-пя-пя».
2. «Сделать язык широким». Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, удерживая так под счёт от 1 до 5-10.
3. «Вкусное варенье». Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем слизать «варенье» сверху вниз с верхней губы, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
4. «Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд-назад, как маляр красит кистью потолок. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
- Шуша: «Спасибо ребята за поучительные упражнения».
- (4 слайд) Шуша, а наши дети знают ещё интересную игру – «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «ш». Поиграем ребята с Шушей? И ежата поучатся у вас.
- Может мы с вами, ребята, немного отдохнём? Поиграем в игру «Тишина»? (Проводится малоподвижная игра):
У пруда тишина, не колышется вода,
Не шумят камыши, успокойтесь малыши.
У пруда тишина, не колышется вода,
Не шумят камыши, тихо сели малыши.
Предлагаю вам сесть на стулья. Будьте внимательны, я буду называть разные звуки, короткие слова, а вы хлопаете в ладоши один раз, когда услышите звук «ш». Какой звук вы должны услышать? Звук «ш».
Проводится игра на развитие фонематического слуха. «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «ш» (воспитатель медленно называет ряд звуков, сочетания звуков, короткие слова, выделяя при этом звук «ш»).
М – Р – Ш – О – Ф – Ш – Х – Ш – Н – Р – Ш
Ма – ши – на – бу – сы – ши – пы – пи – ши – ма – ши
Шар – хор – сыр – шум – лук – шаг – мак – рысь
- Молодцы, какие вы все были внимательные, и все выполняли правила игры.
- Шуша: «А можно я тоже поиграю с ребятами?».
- Хотите, ребята, ещё поиграть с Шушей и ежатами?
- Шуша: Знаю я интересную игру для внимательных детей, она так и называется «Кто внимательный». Есть у меня любимые песенки, каждую песенку вы сначала прослушайте, а потом произносите их вместе, и постарайтесь ничего не перепутать.
- (на 4 слайде поочерёдно включаются звуки) Дети слушают чистоговорки и повторяют их хором и индивидуально. Воспитатель следит за правильностью произношения, уточняет, какой звук встречается в песенках Шуши?
Ши - ша – ше
Шо – ши – шу
Шу – ша – шо
Ша –тшу – ше
Аш – аш – аш – вот дом наш
Уш – уш – уш – это душ
Ош – ош – ош – дом хорош.
- Шуша: А вы любите дети отгадывать загадки? Хотите, я вам загадаю самые интересные? Тогда слушайте: (дети отгадывают загадки, четко проговаривая в словах звук «ш»):
Носит яркий гребешок
Наш веселый … (петушок).
Рисует дружно малыши,
У них в руках … (карандаши).
Вот бежит малышка
Серенькая … (мышка).
Зашуршали тихо шины –
Это едет к нам ….(машина).
- Ребята, Шуша принёс вам картинки для новой игры «Лото», только ежата их перепутали. Поможем ему выбрать картинки, на которых изображены предметы со звуком «ш»?
- Шуша: «Спасибо ребята, очень рад был с вами снова встретиться, познакомиться с новыми играми. Спасибо, что научили играть моих ежат. А нам пора возвращаться в лес. До новых встреч!».
- До свидания Шуша, приходи к нам ещё вместе с ежатами.
- Ребята, кто к нам сегодня в гости приходил? В какие игры мы играли с Шушей? А кому мы показывали, как выполнять упражнения для язычка? Вы помните, какой звук мы слушали в игре «Хлопни в ладоши»? Вы были внимательными, помогли Шуше и его ежатам. Познакомили их с новыми играми и правильно пели песенки Шуши. Будем ждать его в гости ещё.