Инесса Валтиева
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Воздух-невидимка»
Цель:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время.
Развивающие:
- развивать навыки проведения опытов;
- развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию в средней группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные:
- воспитывать дружеские отношения между детьми.
Оборудование: Карточки со знаками воздуха, квадратные академические шапки, пакеты одноразовые, стаканы одноразовые, половина апельсина, фен.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, внимательно послушайте и отгадайте ее.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы поговорим о воздухе. Будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого мы отправимся в нашу лабораторию «Юные исследователи».
Воспитатель: Мы сегодня будем проводить различные опыты, а вы будете моими помощниками, согласны? Вы готовы мне помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите ребята, а вы знаете, что такое воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: А что же это такое воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, всем ли нужен воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я вам предлагаю сыграть в игру, игра называется «Дышит не дышит». Я вам буду назвать предметы, а вы должны хлопнуть в ладоши если, услышите тот предмет который дышит, а если не дышит молчим. Приготовили ладоши.
(Птица, ковер, леопард, стол, шкаф, цветы, дерево, человек, животные, игрушки).
Воспитатель: Молодцы. Мы с вами прошли испытание.
Воспитатель: А сейчас вам предлагаю пройти в нашу лабораторию и стать маленькими исследователями.
Надеваем шапочки, 1, 2,3 в исследователя превратись.
Все надели шапочки? Все готовы?
Воспитатель: Мы сегодня с вами поговорим о воздухе. Ребята, скажите пожалуйста, воздух есть вокруг нас?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух. Ребята, хлопаем в ладоши и попробуем поймать воздух. Ловим, ловим воздух. Кто-нибудь поймал воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Скажите ребята, как мы можем поймать воздух?
Дети: С помощью пакетика.
Воспитатель: Правильно, ребята. Мы с вами можем поймать в пакетик воздух. Я сейчас возьму пакетик на руки и попробую поиграть с ним и может смогу поймать воздух.
Дети: Да.
Воспитатель: Как мы поймали воздух?
Дети: Мы поймали с помощью пакетика.
Воспитатель: Ребята, скажите, какой воздух в пакете?
Дети: Прозрачный
Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли прозрачный, посмотрим в наш пакетик, видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что мы видим?
Дети: Других детей.
Воспитатель: Значит какой воздух?
Дети: Прозрачный.
Воспитатель: Давайте все дружно скажем «Воздух прозрачный».
Дети: «Воздух прозрачный».
Воспитатель: Ребята, посмотрите я сегодня вам принесла карточки? Как вы думаете, что обозначает эта карточка?
Дети: Какой воздух по цвету.
Воспитатель: Правильно, эта карточка обозначает, какой воздух по цвету?
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами посмотрим в наши пакетики и посмотрим какой же по цвету воздух? Зеленый, красный, синий?
Дети: Бесцветный.
Воспитатель: Правильно,, не зеленый не синий, не красный, какой он по цвету?
Дети: Бесцветный.
Воспитатель: Давайте, мы все вместе повторим «Воздух бесцветный».
Дети: «Воздух бесцветный».
Воспитатель: А мы его видим?
Дети: Нет, воздух невидимый.
Воспитатель: Верно, воздух невидимый, потому что мы его не видим.
Воспитатель: Ребята, нашу карточку помощницу мы повесим на доску, чтоб мы знали какое исследование мы с вами проводили.
Воспитатель: Посмотрите у меня есть еще одна карточка помощница. Как вы думаете что она означает?
Дети: Запах.
Воспитатель: Сейчас какое свойство воздуха мы с вами сейчас будем исследовать?
Какой мы вопрос ставим?
Дети: Какой воздух по запаху.
Воспитатель: Верно, какой воздух по запаху. Скажите, воздух имеет ли запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как мы можем проверить, имеет ли запах воздух?
Дети: Понюхать его.
Воспитатель: Верно, давайте мы откроем пакетик и предлагаю глубоко, глубоко подышать. Что вы почувствовали? Я ничего, а вы?
Дети: Мы не почувствовали запах воздуха.
Воспитатель: Значит, какой вывод мы делаем?
Дети: Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Давайте дружно повторим.
Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Взмахи руками перед лицом.
Закачалось деревцо.
Наклоны туловища слева направо, руки медленно опустить вниз.
Ветерок все тише, тише,
Деревце всё выше, выше.
Руки поднять вверх, подняться на носках.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю пройти на ковер. Давайте мы сядем на коленки. Все сели?
Дети: Да, сели.
Воспитатель: Мы с вами сказали, что воздух без запаха. Мы сейчас с вами проведем еще один эксперимент. Закройте глазки и глубоко, глубоко дышим нашими носиками.
(Дышат апельсиновой долькой
Воспитатель: Какой запах вы почувствовали?
Дети: Запах апельсина.
Воспитатель: Откуда же он взялся?
Дети: Вы принесли апельсин.
Воспитатель: Да, ребятки. Здесь действительно запахло апельсином.
У воздуха есть такое свойство передавать запах. Сегодня какой запах он нам принес?
Дети: Запах апельсина.
Воспитатель: Давайте все вместе дружно скажем, что воздух без запаха, но он может передавать другие запахи.
Воспитатель: Посмотрите у меня есть еще одна карточка. Что здесь изображено?
Дети: Здесь изображен градусник.
Воспитатель: Что же оно показывает?
Дети: Температуру.
Воспитатель: Какое свойство обозначает?
Дети: Какую температуру имеет воздух.
Воспитатель: Правильно, она обозначает температуру воздуха.
Воспитатель: Скажите ребята, какая сейчас температура воздуха в группе?
Дети: Теплая.
Воспитатель: А какая температура воздуха на улице?
Дети: Холодная.
Воспитатель: Правильно, холодный воздух.
Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас сегодня есть один замечательный прибор, как он называется?
Дети: Фен.
Воспитатель: Ребята, протяните свои ладошки вперед (Дую теплым воздухом из фена). Какой воздух дует на ваши ладошки?
Дети: Теплый. (Индивидуальные ответы)
Воспитатель: А теперь какой воздух дует? (Дую холодным воздухом из фена).
Дети: Холодный. (Индивидуальные ответы).
Воспитатель: Это прибор волшебный. Этот прибор может согревать воздух, и так же может охлаждать.
Воспитатель: И так ребята, на какой вопрос мы искали ответ?
Дети: Какую температуру имеет воздух.
Воспитатель: Правильно. Какую температуру имеет воздух.
Воспитатель: Ребята, давайте пройдемте к столу, рассаживаемся на свои места.
Здесь у нас еще одна карточка. Кто здесь изображен?
Дети: Человек
Воспитатель: Как вы думаете что же оно означает?
Дети: Есть ли воздух внутри нас.
Воспитатель: Правильно, есть ли воздух внутри нас и вокруг нас.
Как вы думаете, есть внутри нас воздух?
Дети: Да, есть.
Воспитатель: Сейчас будем проверять. Я сделаю глубокий вдох и подую на стаканчик. Что произошло со стаканчиками?
Дети: Стаканчики двигаются.
Воспитатель: Почему они двигаются?
Дети: Потому что мы на них подули.
Воспитатель: Почему мы на них дули и они двигались.
Дети: Потому что воздух подталкивал его.
Воспитатель: Откуда же он взялся внутри нас?
Дети: Из воздуха, который нас окружает.
Воспитатель: Молодцы. Правильно.
Воспитатель: На какой же вопрос мы с вами ответили?
Дети: Есть ли воздух внутри нас.
Воспитатель: Правильно. Воздух окружает нас и он находится внутри нас. Давайте все вместе дружно повторим.
Дети: Воздух находится внутри нас, и он окружает нас.
Воспитатель: Мы сегодня были настоящими исследователями. Что же мы сегодня с вами узнали? (Индивидуальные ответы)
Дети: Мы узнали что воздух невидимый,
Не имеет цвета,
Не имеет запаха, но может переносить разные запахи.
Воздух может быть теплым и холодным.
Воздух находится вокруг нас.
Воспитатель: Правильно.
Сегодня мы много нового узнали и исследовали.