Лариса Бурыкина
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Да будет жизнь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментированию
в подготовительной группе «Да будет жизнь!»
Программное содержание.
Образовательные:
1. Систематизировать знания детей о свойствах воды, воздуха, почвы, солнца, как главных факторах жизни на Земле.
2. Способствовать обогащению и закреплению представлений детей о значимости воды, воздуха, почвы и солнца в жизни человека, животных, растений.
3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать экологическое сознание детей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Развивающие:
1. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
3. Вырабатывать нравственную позицию «Гражданин – Созидатель».
Оборудование: глобус, одноразовые стаканчики, раздаточные картинки, воронки, бумажные салфетки, ватные диски, ластики, резиновые игрушки, два вида почвы, тарелочки, ложечки.
Ход занятия.
-Сегодня, ребята, у нас гости. Давайте поздороваемся.
Дети: Доброе утро! – солнцу и птицам!
Доброе утро! –улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Ребята, к нам сегодня пришел необычный гость.
Лунтик: Здравствуйте, ребята.
Я – добрый Лунтик, на Луне когда-то я родился.
Случайно, чудом на Земле однажды очутился.
Здесь так красиво, хорошо и много интересного.
- Лунтик, чем ты огорчен, расскажи нам, мы постараемся тебе помочь.
Лунтик: На улице весна, всё вокруг цветёт, зеленеет и благоухает, а у меня дома, на Луне, все совсем не так. Посмотрите (вывешиваю картинку с изображением поверхности Луны). А мне бы так хотелось, чтобы у меня на Луне тоже росли и цвели деревья, цветы и травы, пели птицы, жили животные.
- Ребята, скажите, могут ли на Луне расти растения и жить животные и птицы?
Дети: На Луне не может быть ни растений, ни животных, потому что там нет воздуха, воды, почвы и солнечного света и тепла (на доску вывешивают условные обозначения воды, воздуха, почвы, солнца).
- Молодцы, вы все правильно ответили.
Лунтик: Друзья, расскажите мне, пожалуйста, о воде, воздухе и почве.
- Конечно, Лунтик, мы сейчас тебе всё расскажем.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
-Ребята, посмотрите на глобус и скажите, чего больше на нашей планете воды или суши?
Дети: Воды больше, чем суши.
-Правильно. А что вы знаете о воде, какая она?
Дети: Вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без формы, растворяет некоторые вещества, может быть твердой, газообразной.
-Когда вода в твердом состоянии как она называется?
Дети: Это лёд.
-А когда вода в газообразном состоянии как она называется?
Дети: Пар.
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай и назови». Посмотрите, какие картинки лежат у вас под стаканчиками с водой.
Дети рассматривают и называют картинки.
-Почему так хорошо видно картинку? Вода какая?
Дети: Вода прозрачная, бесцветная.
Лунтик: Ребята, какая вода нужна для жизни?
Дети: Пресная и чистая.
- Я предлагаю вам самим очистить воду, с помощью фильтра. Возьмите, пожалуйста, в качестве фильтров ватные диски, бумажные салфетки. Положите фильтры в воронки, поставьте воронку в пустой стакан и вылейте грязную воду в воронку.
Дети приступают к очистке.
После окончания работы, ребята делают вывод: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой.
-Ребята, а как теперь можно использовать чистую воду?
Дети: Для мытья рук, посуды, стирки белья, полива растений.
-А можно пить эту воду?
Дети: Пить можно только кипяченую.
-Пресной воды на Земле меньше, чем солёной и мы должны её беречь.
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря.
А то пройдет немного лет
И нет водицы – нет, нет, нет. (С. Погореловский)
Физкультминутка (под музыку).
Ребята, я предлагаю вам превратиться в маленькие капельки и поиграть в игру «Ходят капельки по кругу».
Капельки из тучки упали на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало играть по одной. (Дети прыгают). Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками. (Дети берутся за руки и начинают движение). Встретились ручейки и стали большой речкой. (Дети бегут змейкой, взявшись за руки). Текла-текла река и попала в большой океан. (Дети берутся за руки и идут по кругу.) Плавали, плавали капельки в океане, а тут и солнышко выглянуло, тепло стало. (дети присели). Вспомнили капельки, что их ждет мама Тучка. Стали капельки легкими и полетели к тучке (Дети подняли руки вверх).
-Лунтик, мы рассказали тебе про воду, ты все запомнил. А теперь мы хотим познакомить тебя с ещё одним необходимым условием жизни на Земле – это воздух. Ребята, что такое воздух?
Дети: Воздух – это смесь газов (кислорода, азота, углекислого газа).
-Какие свойства воздуха вы знаете?
Дети: Воздух невидим, но он находится везде, он без запаха, его можно почувствовать, услышать, воздух легче воды, воздух не стоит на месте, он постоянно движется. Люди и животные вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ, а растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
Лунтик: Интересно, как же можно услышать воздух?
-Возьмите по колпачку от фломастеров и подуйте с краю. Что вы слышите?
Дети: Звук, воздух.
-Когда ещё мы можем услышать воздух?
Дети: Воздух можно услышать разными способами - когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, когда мы разговариваем, сдуваем шарик.
-Давайте, покажем Лунтику, что воздух легче воды.
-На столе разложены предметы: резиновая игрушка, ластик. Рассмотрите их, пожалуйста, скажите из чего они сделаны.
Дети: Они сделаны из резины. Они резиновые.
-Возьмем ластик и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Дети: Воздух. Потому что воздух легче воды.
-Ребята, скажите, как называется воздушная оболочка Земли?
Дети: Воздушная оболочка Земли называется атмосферой.
-А зачем нужна Земле атмосфера?
Дети: Атмосфера защищает всё живое от жарких лучей солнца и космического холода.
-Как мы можем сохранить воздух чистым?
Дети: Высаживать растения, не рвать.
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвёшь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы… (Т. Собакин)
-А мы представим, что оказались на лугу, где растет много прекрасных цветов.
Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей, а потом второй ноздрёй.
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю).
-Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Как выдумаете, ребята, что это?
Дети: Почва.
-Что же такое почва?
Дети: Почва – верхний плодородный слой Земли. В состав почвы входят: перегной, песок, глина, а также в почве есть вода и воздух. Именно перегной придает почве черный цвет.
-Посмотрите, я принесла два вида почвы: один я взяла на нашем участке, а второй купила в цветочном магазине. Как вы думаете, в какой почве будет больше питательных веществ, больше перегноя. Давайте проверим. Размешаем почву, купленную в магазине, в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавают остатки растений – это и есть перегной. А в почве, с нашего участка, такого мы не наблюдаем.
-Какой вывод мы можем сделать?
Дети: В почве, из магазина, перегноя больше.
Лунтик: Ребята, а зачем вы рыхлите почву?
Дети: Когда люди рыхлят почву, они обогащают её воздухом. Это помогает лучше расти растениям.
Лунтик: Неужели в почве и правда есть вода?
-Конечно есть и мы сейчас тебе это покажем. Возьмите немного покупной почвы, насыпьте её на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой. Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва. Что вы видите?
Дети: На салфетке остался мокрый след.
- Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть вода.
- Ребята, а как вы думаете, какую роль в жизни человека играет почва? Какую пользу, она ему приносит?
Дети: Человек выращивает на ней овощи, фрукты, цветы, хлеб.
- К своей земле нужно относиться бережно, кроме всего не нужно ее загрязнять. Что мы можем для этого сделать?
Дети: Не мусорить, не сжигать траву, не вытаптывать в лесу почву, а ходить только по тропинкам, сажать деревья, они своими корнями укрепляют почву.
Почвою не вся земля зовется,
Только верхний плодородный слой,
Только в нем, когда пригреет солнце,
Прорастают семена весной.
Чтоб возник, друзья мои, в природе
Тоненький слой почвы
Много, очень много лет проходит,
Многим травам надо перегнить.
Что же мы должны, друзья, извлечь?
То, что почву надо нам беречь! (О. Мирко)
-Конечно же невозможна жизнь на Земле без ласкового, лучистого солнца.
А у солнца - сто забот:
Обогреть наш огород,
Все цветочки распустить,
На веранде погостить,
После ливня, на бегу,
Сделать радугу-дугу.
И девчушке-хохотушке
На нос бросить конопушки. [[/b]
-Давайте и мы полюбуемся солнышком (музыка).
Гимнастика для глаз «ЛУЧИК СОЛНЦА»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной (моргают глазками).
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись (делают круговые движения глазами).
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду (отводят взгляд влево).
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду (отводят взгляд вправо).
-Дорогой, Лунтик, мы открыли тебе секреты жизни на нашей планете. Рассказали про воду, воздух, почву и конечно не забыли Солнце. Мы хотим подарить тебе и нашим гостям, которые мы вырастили сами (дарим цветы).
Лунтик: Спасибо, друзья. Я знал много интересного. Но мне пора возвращаться домой (уходит).
-Ребята, подойдите ко мне. В этом году детский сад прощается с вами и выпускает во взрослую самостоятельную жизнь. Мы очень рады, что у вас добрые сердца, умелые руки и вы многое знаете. Где бы вы не оказались, всё это поможет вам нести в мир свет и добро (разворачиваю плакат, сделанный детьми). Давайте возьмёмся за руки.
Мы ссориться не будем.
И слёз мы не прольём.
Дай Бог всем добрым людям
Так жить как мы живем!