Юлия Гринько
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебная вода, узнаем мы тебя»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №1 г. Автор: Гринько Юлия Сергеевна, Думенова Юлия Александровна, воспитатели Майкоп
Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, уточнить значение воды для всего живого на земле.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе „Волшебная вода, узнаем мы тебя“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, графин, соломинки (на каждого ребенка); воронка, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, вода, подносы; масло растительное, сахар рафинад, песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед, цветные льдинки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Ход занятия:
Дети входят с воспитателем в зал. Здороваются с гостями.
Воспитатель: предлагает детям сходить на экскурсию в «Лабораторию». Вы со мной?
Дети: Да
Воспитатель:
Кто мне может сказать: Что такое Лаборатория. Кто там работает. Чем там занимаются лаборанты?
Дети: Лаборатория – помещение для опытов и исследований.
Лаборант – работник лаборатории, который проводит опыты и исследования.
Смешивают различные вещества, изучают их, проводят опыты.
Выходит лаборант с лёдницей.
Лаборант: Здравствуйте ребята и гости! Я как раз готовлюсь к опыту: хочу заморозить воду. Мы потом с вами проверим, что получится!
Ребята, в лабораториях ходят в специальной одежде, я предлагаю вам одеть её.
Воспитатель: Давайте вспомним, что это за одежда?
Дети: Специальная одежда лаборанта: халат, головной убор, перчатки, очки.
Воспитатель: Молодцы.
Лаборант: Ребята сегодня я буду проводить опыты с водой. А вы знаете что такое вода?
Дети: Вода – это жидкость.
Лаборант: Где в природе мы можем встретить воду?
Дети: природных (естественных) водоё мах: река, пруд, озеро, море, океан, родник, болото.
Воспитатель: Я предлагаю вам с играть в игру «Доскажи словечко».
В морях и океанах – вода солёная;
вода в море – … морская;
вода в океане – …океаническая;
в реках -,
в родниках -,
в болотах -,
Лаборант: Правильно. А для чего нам нужна вода?
Дети: Мы её используем, когда готовим кушать, когда убираем и стираем, купаемся, для полива растений, заполняем аквариум, в строительстве, и т. п.
Лаборант: Молодцы ребята. Вы так много знаете о воде. Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны? (Вешает эмблемы).
Прошу пройти за исследовательский стол №1. Ребята, все опыты и их результаты записываются в журнал.
Дети: садятся за стол.
Стол№1
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Лаборант: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?
Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.
Лаборант: Что еще можно сделать с водой?
Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Лаборант: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Лаборант: Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса и запаха».
Лаборант: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовала. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
Дети выполняют задание, нет вкуса.
Лаборант: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось?
Дети: вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Лаборант: А теперь положите в воду кубики сахар рафинада, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Детей: вода стала сладкая.
Воспитатель: Так дети и какой мы сделаем вывод, чтобы лаборант записал в журнал?
Дети: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Лаборант: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
Дети: У воды запаха нет.
Лаборант: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
Дети: вода пахнет кофе.
Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?
Дети: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.
Воспитатель:
Ребята вы наверное немного устали. Выходите суда немного разомнемся
Физминутка:
стих дождик
Стол№2
Опыт № 3 «Что растворяется в воде?».
Лаборант:
Перед вами на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Давайте вспомним, что происходило с водой, когда мы добавили сахар?
Дети: сахар растворился, вода осталась прозрачной.
Лаборант: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
Дети добавляют в воду речной песок, перемешивают.
Лаборант: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
Дети: Песок не растворился, вода стала мутной
Лаборант: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?
Дети добавляют краску, перемешивают.
Лаборант: Что изменилось?
Дети: Краски растворились, вода изменила цвет, вода стала не прозрачной.
Лаборант: Растворится ли в воде масло растительное?
Дети добавляют в воду масло растительное, перемешивают.
Лаборант: Какой стала вода? Растворилось ли масло растительное в воде?
Дети: Вода осталась прозрачной, масло не растворилось.
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Дети: Растворились – сахар, краски. Не растворились – песок, масло растительное.
Воспитатель: Какой делаем вывод
Дети: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
Стол№3
Опыт №4 «Лед – твердая вода»
Звук:
Лаборант: Ребята, сейчас самое время заглянуть в мою морозилку. Давайте проверим что произошло с водой? Достаем лоток с льдинками, ребята что произошло с моей водой при температуре ниже нуля?
Дети: она замерзла.
Лаборант: Ребята мы с вами говорили что она жидкая, а сейчас вода в каком состояние?
Дети: она стала твердой.
Лаборант: Правильно, а теперь, мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает?
Дети :Наши ладошки теплые, поэтому лед тает.
Лаборант: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Воспитатель: лед – твердая вода.
Лаборант: И так, ребята, вода бывает жидкой и твердой. А теперь я хочу вам показать, что вода может быть еще и газообразной.
Опыт №5 «Газообразная вода - пар»
Лаборант: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?
Дети: Образовались капли воды.
Лаборант: верно, вода может превратиться в пар. (Пар. Туман, облако)
Лаборант: И так ребята мы увидели с вами воду в 3-х ее состояниях. Жидкая, твердая и газообразная. Мы плавно подошли еще к одному опыту, имеет ли вода форму?
Опыт № 6 «Вода не имеет формы».
Перед детьми различные сосуды.
Лаборант: Может ли вода иметь, какую – то форму?
Дети: да, мы только что доставали льдинки, они были квадратные.
Лаборант: Правильно, но это была вода в твердом состояние. А в жидком состояние, вода может принимать форму?
Дети: нет
Лаборант: Давайте проверим? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети: Ковшиком через воронку.
Лаборант: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Лаборант: Ребята сегодня вы мне помогли провести все опыты, которые я запланировала. А теперь я хочу показать сюрприз. Для этого сюрприза мне понадобиться: сахар, лимон, вода и еще один компонент которым мы не пользовались это сода. Кто - то из вас говорил, что лаборанту нужны очки, вот как раз они нам и понадобятся. Одевайте. Теперь смотрите внимательно, я налила в колбу воду, добавила туда лимон и сахар, и в самом конце добавляю соду.
Лаборант: Ну, как ребята вам понравился мой сюрприз?
Дети: Да
Лаборант: И так ребята я должен записать вывод в своем журнале. Что же мы интересного узнали о воде :
Дети:1) вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
2) вода без запаха, но если в нее добавить что-либо она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.
3) вода растворяет вещества, но не все.
4) Лед – твердая вода.
5) вода может превратиться в пар.
6) жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель: Уважаемый лаборант у нас тоже есть сюрприз для тебя.
Дети: Читают стихи: Малика: Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
Дима: Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.
Воспитатель: Ребята, к сожалению, наша экскурсия подошла к концу нам пора возвращаться в садик. Давайте скажем до свидание лаборанту и нашим гостям.