Елена Мажанова
Конспект ОД по экологии в подготовительной группе на тему «Жизнь птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по экологии в подготовительной группе.
ОО «Познавательное развитие»
Тема " Жизнь птиц зимой "
.
Цель: расширять представления детей об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания детей о зимующих птицах; расширять знания о каждом конкретном виде птиц.
Развивающие: развивать познавательный интерес, речь;
Воспитательные: воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.
Публикация «Конспект ОД по экологии в подготовительной группе на тему „Жизнь птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Словарная работа: закреплять умение образовывать множественное число от единственного, подбирать слова- антонимы к заданным словам.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, доска; карточки с изображением птиц и различных видов корма для них; альбомные листы, краски, карандаши.
Логика интеграции образовательных областей
Название образовательных областей Реализуемые задачи Методы и приемы
ОО «Познавательное развитие» Обобщить знания детей о зимующих птицах; расширять знания о каждом конкретном виде птиц. развивать познавательный интерес. Беседа
Показ слайдов
Дидактические игры
Загадки
ОО «Речевое развитие» Развивать речь, умение образовывать существительные во множественном числе, подбирать антонимы к заданным. Дидактические игры
Игровые упражнения
ОО «Социально-коммуникативное развитие» Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.
Беседа
Логика образовательной деятельности.
Структурный части ОД / хронометраж времени Деятельность педагога Деятельность детей Ожидаемые результаты
Вводная часть (организационный момент) – 2 мин. Включает проектор с изображением зимнего пейзажа, читает отрывок стихотворения. Собираются перед доской, смотрят, слушают. Дети заинтересованы. Ориентированы на интерес к образовательной деятельности.
Основная часть (18 мин.)
Физ. Минутка.
Предлагает сесть, посмотреть на экран, задает вопросы, дополняет ответы детей.
Загадывает загадки о птицах, дополняет ответы детей, показывает на экране правильный ответ.
Читает четверостишье о птицах.
Д/и «Птицы и их птенцы».(показывает на экране птенцов, названных птиц)
Д/и «Один- много»
И/у «Накорми птиц»
Д/игра " Скажи наоборот" Смотрят на экран, отвечают на вопросы.
Отгадывают загадки, рассказывают о птицах, смотрят на экран.
Выполняют действия в соответствии со словами.
Называют птенцов к каждой птице.
Образовывают множественное число имени существительного.
Раскладывают карточки: к каждой птице соответствующий вид корма.
Подбирают антонимы к заданным словам Формируется понимание трудностей зимовки птиц;
Обобщаются знания детей о зимующих птицах; расширяются познания о каждом конкретном виде птиц.
Снимается статическая напряжение.
Расширяются знания о каждом конкретном виде птиц; развивают речь.
Формируется умение образовывать существительные во множественном числе.
Расширяются знания о каждом конкретном виде птиц.
Закрепляется умение подбирать антонимы к заданным словам.
Рефлексия (10 мин.) Задает вопросы по теме, дополняет ответы; предлагает нарисовать зимующих птиц. Отвечают на вопросы, слушают, рисуют. Формируется понимание значимости заботы о живой природе; закрепляют знания о птицах.
Ход занятия.
1. Воспитатель включает проектор, на экране: зимний пейзаж, звучит свист ветра, метели; читает отрывок стихотворения.
Белым снегом все покрыто:
И деревья, и дома.
Свиснет ветер легкокрылый:
«Здравствуй, зимушка-зима».
Вновь для птиц кормушки ставят,
Насыпают в них корма
И поют пичужек стаи: «Здравствуй, зимушка-зима».
(Г. Ладонщиков)
2. В:- Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?
Как называют этих птиц? - зимующие.
А как живется зимой птицам? - холодно и голодно.
Почему? - насекомые в спячке, ягоды, семена трав под снегом.
правильно. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода. и в суровые холодные зимы очень много птиц погибают.
3. В:- послушайте загадку:
Птичка-невеличка Ножки имеет
А ходить не умеет. Хочет сделать шажок - Получается прыжок. --- (Воробей)
В:- Расскажите о нем? - - маленькие, неунывающие, бойкие птицы. З спинка коричневая. с продольными черными полосками. хвост- черно-бурый, крылья тоже темно-бурые, головка серая.
Питаются зернышками и семенами растений. Зиму проводят рядом с нами. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться.
Где они зимуют? - в щелях стен, под крышами домов и заброшенных гнездах.
Где находят себе пищу? - во дворах, на свалках, в кормушках.
Чем питаются?
Воробьи селятся стайками. Если сторож- воробей заметит хищника, то сразу начинают чирикать, и птицы улетают
4. В:- Еще загадка:
Эта хищница болтлива
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока, а зовут ее… (сорока).
Что вы о ней знаете?. Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, в парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса. Часто их можно видеть стайкой от двух до пяти птиц, перелетающих с дерева на дерево с громким стрекотаньем. Чаще всего это взрослая пара со своими птенцами-слетками. Пары отважно защищают свою территорию от других сорок.
В:- Чем же они питаются? -- сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него. Сорока — всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу — насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склёвывают зёрна и семена на полях.
Своим мощным клювом сороки выкапывают из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц.
Если добыча слишком крупная, то сорока придерживая её одной лапой, клювом отрывает куски. Важное место в её кормовом рационе занимают насекомые, в том числе такие вредные, как долгоносики, клопы-черепашки, саранчовые, гусеницы бабочек. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание.
В:- Как она выглядит? - крупная птица, с красивым черно-белым опереньем. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая; хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнутый внизу. Летают сороки не очень хорошо. Любят перепрыгивать с места на место.
Почему ее называют сорокой- воровкой?
Где устраивают гнезда? - на ветках деревьев или кустарников.
Какие звуки издает сорока? - стрекочет.
Какую пользу приносят сороки? - поедают насекомых, переносят семена растений.
5. В:- другая загадка.
Зимой на ветках яблоки скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это?. (снегири.) .
В:- Вы знаете что за птица снегирь?. Снегири- прилетают перед первым снегом. И народ заметил, как только прилетели снегири, значит завтра или послезавтра пойдет снег. Поэтому их прозвали снегирями.
Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках.
Снегирь — доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.
В:- Как же выглядит снегирь? …. верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом- черные. Спина голубовато- серая, брюшко красное. Клюв короткий, черный, толстый
Зачем такой клюв нужен снегирю? - расклевывать ягоды рябины, семена клена, есть зернышки)
Снегирь- малоподвижная птица, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Вот он га экране-посмотрите какой красавец!
6. В:- Новая загадка:
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
В:- Расскажите о нем…. Окраска перьев оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные. Посмотрите на ее клюв. Для чего такой клюв нужен, как думаете?. Таким клювом удобно щелкать орешки.
Клест- единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Они строят теплое гнездо для птенцов на деревьях. И поют песни (кле-кле-кле). Посмотрите – вот он на экране.
7. В:- эту птичку сразу угадаете.
Повесь кормушку на опушке -
И быстро прилетят подружки,
Звонкоголосые красотки,
И посвистуньи и трещотки,
Лесные птахи-невелички,
Лимонногрудые. (Синички).
В:- Расскажите о ней….Синица- очень прожорлива - ест она в течение дня почти непрерывно, причем даже в том случае если не голодна: она все равно охотится для того, чтобы спрятать добычу, а потом, когда проголодается, - съесть. Складывает синица она свои запасы в укромном месте - дупле, расщелине.
8. Физминутка.
Птицы высоко летали -- (дети бегают,
Птицы крыльями махали -- (дети машут руками,
А теперь они спустились -- (приседают,
У них крылышки сложились --- (прячут руки за спину) .
9. Д/и «Птицы и их птенцы». Все птицы разные, но у каждого есть птенцы, назовите их.
У воробья- воробьята. У голубя- голубята. У ласточки- ласточата.
У вороны- воронята. У галки- галчата. У снегиря – снегирята.
У грача - грачата. У совы- совята. У скворца – скворчата.
10. Д/и «Один- много» Как мы с вами должны помогать птицам? - построить кормушки.
Представьте, что каждый сделал кормушку. Я назову птицу в единственном числе а вы – во множественном. Попробуем. На мою кормушку прилетел воробей, а на твою много- воробьев.
На мою голубь, а на твою много….
Одна синица, а много.? Щегол – один, а много…. ?
Дятел- один, много? Одна сорока, много?
11. И/у «Накорми птиц» Давайте угостим наших птиц, вспомните, что они едят. Расположите карточки с кормом для птиц напротив той птицы, которую вы хотите угостить.
Воробья? - крошками, семена.
Ворону? - очистками овощей, любую пищу.
Синиц? - салом.
Снегиря? - рябиной, семечками арбуза, тыквы.
Голубей? - пшеном, хлебом
Свиристель? - семечками, рябиной.
12. Д/игра " Скажи наоборот"
У вороны большие крылья, а у воробья (маленькие крылышки) .
У сороки длинный хвост, а у воробья (коротенький хвостик)
У дятла большая голова, а у синицы (маленькая головка) .
Ворона каркает, а воробей -… (чирикает) .
У человека дети, а у птиц…--- (птенцы).
У животных шерсть, а у птиц…. (перья) .
13. Подведение итогов.
В: - Какие правила мы с вами должны соблюдать в природе? (заботиться о птицах в зимний период) Птиц надо подкармливать в одном и том же месте. Нельзя разорять птичьих гнезд и скворечников. Кормить птиц ежедневно, в одно и тоже время. Корма класть немного для того, чтобы не засыпал снег.
Предлагаю вам нарисовать полюбившуюся вам зимующую птицу. Кому-то нравится- синица, кому-то клест, кому-то- красавчик снегирь или сорока-воровка. Из получившихся работ мы организуем выставку «Зимующие птицы».