Вера Кулагина
Конспект НОД по экспериментированию «Камни, камешки» для детей 3–4 лет (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментированию «Камни, камешки» для детей 3-4лет (вторая младшая группа).
Детский сад №8 " Тополек" г. Чебаркуль
Тема: «Камни, камешки»
Цель: Развитие у детей познавательной активности в процессе экспериментирования, интереса к окружающему миру, расширение кругозора.
Задачи: 1. Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Камни, камешки“ для детей 3–4 лет (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Развивать мышление, речь, интерес к камням, обогатить словарный запас (твёрдый, гладкий, шершавый).
3. Воспитывать бережное отношение к неживой природе, умение работать сообща.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Методы и приё мы: Словесные, наглядные, практические.
Предварительная работа: Рассматривание камней на участке группы, сбор камешек и выкладывание из них рисунков, создание построек, чтение сказки «Три поросёнка».
Оборудование: картинки с изображением камней в природе (на дороге, в лесу, на дне озера, на берегу моря, в горах, камни разных размеров, таз с водой, пёрышки, пластилин, мелкие камешки и коробок для поделки, картинки на тему: «Что можно сделать из камней?», камешки и ватман с контуром дома для коллективной работы.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом перед мольбертом. Воспитатель предлагает отгадать загадку:
«Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжёлым, большим может быть – одному не поднять».
(Выслушивает ответы детей).
Воспитатель: «Правильно, это загадка про камень. Где можно встретить камни?». Выслушивает ответы детей, сопровождая вывешиванием картинок с изображением камней в природе. Предлагает рассмотреть их разнообразие.
Далее, педагог приглашает детей в «Лабораторию» (за столы, где на подносах лежат камни) и сообщает, что здесь можно узнать про камни много нового и интересного.
Опыт 1. «Камни имеют цвет»
Воспитатель: «Посмотрите внимательно на камешки. Какого цвета они?» Выслушивает ответы детей, подводит их к выводу, что камни отличаются друг от друга цветом.
Опыт 2. «Камни бывают большие и маленькие»
Воспитатель просит показать самый большой и самый маленький и подводит детей к выводу, что камни имеют размер.
Опыт 3. «Гладкие и шершавые».
Воспитатель: «Выберите гладкий камешек – его приятно трогать руками, он может выскользнуть из руки, такие бывают у воды, теперь найдите шершавый. Какой он? (угловатый, лежал в земле, хорошо держится в руке)». Используя метод обследования, педагог подводит детей к выводу, что камни бывают гладкие и шершавые.
Опыт 4. «Твёрдый или мягкий?»
Воспитатель: «Ребята, возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин, сожмите ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином?». Выслушав ответы детей, педагог подводит их к выводу, что камни твёрдые.
Опыт 5. «Лёгкое пёрышко – тяжёлый камень»
Дети кладут на ладони пёрышко и камешек, дуют на них. Отвечают на вопросы: «Что произошло?» (пёрышко слетело, камешек остался на месте, «Почему?» (пёрышко лёгкое, камень тяжёлый).
Опыт 6. «Тонет - не тонет»
Воспитатель: «Ребята, как проверить, тонет камень или нет?» (ответы детей) «Верно, надо бросить его в таз с водой. Почему камень утонул?»
Дети: «Камень тяжёлый».
Педагог предлагает бросить в таз с водой пёрышко. Дети выполняют и приходят к заключению, что пёрышко не утонуло, так как оно лёгкое.
Опыт 7. «Сухой - мокрый»
Воспитатель: «Достаньте из воды камешек. Какой он сейчас?» (мокрый).
Предлагает сравнить его с сухим камешком по цвету, подводит детей к выводу, что камни в воде меняют цвет : становятся темнее.
Опыт 8. «Звук»
Воспитатель: «Стукнем камнями друг о друга. Что слышим?» (звук). Подтверждает правильность ответа детей.
Игра – экспериментирование : «Сделаем музыкальный инструмент» Воспитатель предлагает малышам насыпать в коробочку немного мелких камешек, закрыть и погреметь.
Воспитатель: «На какую музыкальную игрушку это похоже? (на погремушку). Молодцы, ребята! Сегодня в «Лаборатории» мы действительно узнали много интересного и удивительного о камнях».
Физкультминутка: «Гора и камушки».
Дети – «камушки» бегут к воспитателю и прижимаются к нему, образуя «гору», далее по сигналу педагога «камни покатились» - разбегаются.
(повторить два - три раза).
Педагог: «Ребята, как вы думаете, нужны ли камни?» (ответы детей). «Что из них можно делать?» (ответы детей : строить дорожки, загородки, горки, заборчики, дома). Выставляет картинки с изображением каменных домов с дорожками, заборчиками, цветниками, дети их рассматривают.
Воспитатель: «В какой сказке был построен дом из камней?» (ответ детей). «Правильно, в сказке «Три поросёнка».
Коллективная работа «Построим поросятам каменный дом».
Дети прикрепляют камешки на контурное изображение дома (контурные линии из пластилина, начиная снизу горизонтальными рядами, выделяя проём окна.
Воспитатель: «Сможет ли волк разрушить такой дом?» (не сможет). «Почему?» (из камней дом прочный, надёжный).
Педагог хвалит каждого ребёнка за старание и всех за то, что умеют дружно, сообща работать.
Рефлексия.
Воспитатель: «Ребята, что вы сегодня узнали?» (камни бывают большие и маленькие, разного цвета, твёрдые, тяжёлые, гладкие и шершавые, тонут; издают звук, если постучать; из них можно строить дома, дорожки).
Воспитатель: «Что вам понравилось? (делать «погремушку», строить каменный дом трём поросятам, опыты). Молодцы, ребята! Мне понравилось, что вам было интересно в нашей «Лаборатории». А ещё то, что вы умеете дружно строить дом и делать музыкальный инструмент».