Мария Плюхина
Конспект занятия по экспериментально — познавательной деятельности в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экспериментально – познавательной деятельности в подготовительной группе «Волшебный камень магнит».
Воспитатель: Плюхина М. С.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, умения делать выводы самостоятельно.
Задачи:
1. Познакомить детей с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов.
2. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнетизм, полюса, магнетит).
Публикация «Конспект занятия по экспериментально — познавательной деятельности в подготовительной группе „Волшебный камень магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Воспитывать интерес к экспериментированию.
4. Развивать умение анализировать, делать выводы, умение работать сообща, соблюдать правила работы в лаборатории.
Материал и оборудование:
Магнит на каждого ребенка без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами.
Различные предметы на подносе: шуруп, болтик, ластик, бумага, ткань, карандаш, несколько скрепок.
Стакан с водой. Картонная дорожка, бумажная мышка со скрепкой снизу.
Намагниченные скрепки, свеча, спички, держатель для нагревания над пламенем.
Смарт – доска.
Для физкультминутки: синие и красные прямоугольники.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и встают полукругом перед смарт – доской. (изображение космонавта).
- Ребята, сегодня на электронную почту нашего детского сада пришло письмо от российского космонавта Павла Виноградова. И ещё пришла посылка от него. Я распечатала письмо и сейчас прочитаю вам его. «Здравствуйте, ребята. Пишет вам космонавт Павел Виноградов. Марсоход нашел на Марсе необычный камень. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ: результаты исследований. Желаю вам удачи!».
- Для вас мы в детском саду создали мини – лабораторию все необходимой, чтобы исследовать этот камень и провести с ним опыты. Ребята, нам предстоит сегодня стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные?
Дети отвечают.
- Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т. д.
Воспитатель (достаёт халаты, дети их надевают; вынимает камень из маленькой коробочки, дети его рассматривают и высказывают свои предположения). И раз мы находимся в лаборатории нам надо знать правила поведения.
На смарт – доске слайд с правилами поведения в лаборатории.
Сейчас наша команда учёных будет исследовать волшебный камень магнит.
- Вы сказали, что это магнит. Я расскажу вам одну старинную интересную легенду о магните.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Какое его самое главное свойство (действие?
Дети: Он притягивает к себе металл.
- А давайте проверим, действительно ли это так? Перед вами различные предметы. Проверьте при помощи магнита, какие из них притянутся, а какие нет. Дети садятся за столы.
Опыт № 1: «Всё ли притягивает магнит?»
- Разберите предметы таким образом: справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает; слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.
- Как мы это проверим?
(Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами) .
Дети проводят опыт.
- Расскажите, что вы делали и что получилось?
Дети: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает только железные предметы.
- А какие предметы магнит не притянул? (Пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик) .
Вызвать детей к смарт – доске, чтобы они записали с помощью знаков «+» или «-«свои результаты.
ОПЫТ №2 «Магнитные полюса».
- У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный».
У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Посоединяйте их друг с другом.
Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Дети: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.
- Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у магнита нашего космонавта.
Дети определяют полюса.
ОПЫТ №3 «Магнит преграды не боится».
Воспитатель: Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита через картон, стекло и воду, дерево.
Игра «Не промочив рук».
- Как достать скрепку, не намочив при этом руки?
Самостоятельная работа.
- Расскажите, что вы сделали и что получилось? (Скрепка следует за движением магнита вверх) .
- Что двигало скрепку? (Магнитная сила) .
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитные силы проходят через стекло и воду. (Записывают результат в таблице на смарт - доске) .
- Переходим к следующему эксперименту. Надо провести мышонка по тропинке, указанной стрелочками.
Игра «Помоги мышонку».
- Как мы это сделаем?
Расскажи, что будем делать? (Я положу мышонка на картон, а магнит под картон. Буду двигать мышонка по нарисованной тропинке) .
- Приступайте к проведению опыта.
- Почему мыши двигались? (Магнит притягивает прикрепленную скрепку к мышке и мышь двигается) .
Вывод: Магнит может действовать через картон. - Ребята, магнит прошел через картон, через стекло и воду, а пройдет ли магнитная сила через стол? «Гонки со скрепками».(дети кладут на стол скрепку, а под столом водят магнитом)
Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через, бумагу, стекло и в воде и через стол не исчезает.
(Отметить результат опыта в таблице на смарт - доске) .
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Каждому ребёнку в руку дается синий или красный квадрат. Они образуют круг и начинают ходить по кругу.
- Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», ко мне притягиваются дети только с «северными полюсами». Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваются ко мне дети с «южными полюсами».
ОПЫТ №4 «Магнит превращает металл в себя».
- Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит?
Дети: Ваши скрепки притягивают наши скрепки.
Воспитатель: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).
Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.
ОПЫТ №5 «Магнит огня боится».
Воспитатель сам проводит этот эксперимент в целях безопасности. С помощью держателя нагревает намагниченную скрепку над свечой и подносит к ненамагниченной скрепке.
Дети отмечают, что намагниченные скрепки потеряли свою силу.
- Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения. Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм.
- Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает слайд с природным магнитом). Что такое природные камни?
Дети: Эти камни создала природа.
- Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Вы с постоянными магнитами сегодня проводили разные опыты. Как можно назвать камни, которые делает человек, а не природа?
Дети: Это искусственные камни.
- Да. Значит, постоянные магниты – это, какие камни?
Дети: Постоянные магниты – это искусственные камни.
- А что мы можем сказать о магните из Марса.
Дети: Это искусственный и постоянный магнит.
- Спасибо космонавту за его посылку, за его задание для нас. Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием?
Дети: Да!
- Мы многое узнали про магнит, помогли космонавту.
А скажите, что мы сегодня узнали о волшебном камне магните? (ответы детей с опорой на смарт – доску).
Теперь мы отправим заполненные таблицы космонавту.