Ольга Генш
Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, мыслительные операции.
Задачи:
• систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими;
• стимулировать самостоятельность и активность детей;
• способствовать обогащению словаря.
Словарная работа: магнетизм, полюса, магнетит, искусственный магнит, постоянный магнит, лаборатория, профессор, ученые, глобус, компас, магнитное поле.
Публикация «Занятие по экспериментированию в подготовительной группе „Волшебный камень магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагревания над пламенем свечи; скрепки, пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная; стакан с водой, предметы из разных материалов: резина, пластик, стекло, пластмасса, металл.
Демонстрационный материал:
• демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка; варежка; свеча со спичками; предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла); глобус.
• фото «Магнетиты», «Применение постоянных магнитов», фото воды, свечи, бумаги, искусственного магнита.
• для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники).
Предварительная работа: занятие по экспериментированию «Как работает компас», знакомство с географическими и магнитными полюсами Земли.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы получили письмо и посылку из лаборатории (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Гений Евгеньевич Чудаков. В своей лаборатории я нашёл необычную варежку, она лежит в посылке в маленькой коробочке. Необычной эту варежку я назвал потому, что она может притягивать некоторые предметы. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте эту варежку и пришлите мне ответ - результаты исследований. Желаю вам удачи!».
Воспитатель: Ребята, чтобы проводить исследования и опыты, нам предстоит стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные?
(Дети отвечают).
Воспитатель: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т. д. Сейчас наша команда учёных будет исследовать вот эту необычную варежку. (Достаёт варежку из коробочки) Для начала исследований нам нужно выяснить, какие же предметы притягивает эта варежка.
Воспитатель подводит к своему демонстрационному столу детей и подносит варежку к предметам, сделанным из разных материалов (пластмассы, дерева, резины, стекла, железа).
Воспитатель: Какие предметы притягивает варежка?
Дети: Металлические предметы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? (Выслушивает версии детей) Может быть, внутри варежки что-то находится?
Воспитатель: Вы сказали, что это магнит. Если это магнит, то, какое его самое главное свойство (действие?
Дети: Он притягивает к себе металл.
Воспитатель: Свойство магнита притягивать к себе предметы называется магнетизмом.
Дети присаживаются за столы.
ОПЫТ №1 «Магнитные полюса».
Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соединить свой магнит с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы?
Дети: У нашей планеты Земля.
Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.
Воспитатель: Кроме географических полюсов, у нашей планеты есть магнитные полюса. Находятся они рядом с географическими полюсами. Магнитные полюса взаимодействуют друг с другом и создают магнитное поле Земли. Скажите, какой прибор работает с помощью магнитного поля Земли? (ответы детей)
Воспитатель: У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Попробуйте соединить магниты друг с другом разными полюсами и одинаковыми полюсами.
Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Дети: Когда соединяем магниты разными полюсами, то магниты притягиваются; одноименными – отталкиваются.
Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у магнита нашего профессора.
Дети определяют полюса.
ОПЫТ №2 «Магнит преграды не боится».
Воспитатель: Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду.
Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и в воде не исчезает.
ОПЫТ №3 «Магнит превращает металл в себя».
Воспитатель: Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит?
Дети: Ваши скрепки притягивают наши скрепки.
Воспитатель: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).
Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, стали обладать свойством магнетизма.
ОПЫТ №4 «Магнит огня боится».
Воспитатель предлагает каждому ребёнку с помощью держателя нагреть намагниченную скрепку над свечой и поднести к своей ненамагниченной скрепке.
Дети отмечают, что намагниченные скрепки потеряли свою силу.
Воспитатель: Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они утрачивают такое свойство, как магнетизм. Магнит боится высокой температуры.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Дети образуют полукруг.
Воспитатель: Я – магнит с северным полюсом, прикалываю к себе синий квадрат. Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом». Когда вы увидите синий квадрат, то отталкиваетесь от меня. Магнит боится огня, высокой температуры, поэтому, когда вы увидите свечу, то присаживаетесь на корточки и закрываете голову руками.
После физминутки воспитатель спрашивает о происхождении магнита, откуда люди его достают. Выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни?
Дети: Эти камни создала природа.
Воспитатель: Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Именно с постоянными магнитами мы сегодня проводили разные опыты. Как можно назвать камни, которые делает человек, а не природа?
Дети: Это искусственные камни.
Воспитатель: Да. Значит, постоянные магниты – это какие камни?
Дети: Постоянные магниты – это искусственные камни.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии «Применение постоянных магнитов».
После этого воспитатель проводит опрос детей по картинкам.
Выберите из картинок ту, на которой изображён природный камень магнит (магнетит и искусственный магнит).
Выберите то, чего боится магнит (картинки бумаги, свечи и воды).
Найдите постоянный магнит (картинки магнетит и искусственный магнит).
Воспитатель: Спасибо за его посылку, за его задание для нас. Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием?
Дети: Да!
Воспитатель: Мы многое узнали про магнит, помогли профессору Чудакову. Теперь мы должны отправить наши полученные знания (указывает на опросные картинки) и магнит в лабораторию.
Воспитатель с детьми складывают в коробочку магнит, опросные картинки с ответами детей. Воспитатель обещает отнести эту посылку на почту.