Ирина Ефременко
Занятие по познавательному развитию в средней группе «Волшебный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская любознательность,
если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н. С. Лейтес
Исследования, проведённые Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей. Поэтому, у нас в дошкольной группе»Звездочки» детям предоставляется возможность приобщаться к исследовательской работе, как ведущему способу познания окружающего мира.
Публикация «Занятие по познавательному развитию в средней группе „Волшебный магнит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Методы и приемы реализации содержания занятия.
Мотивация деятельности детей и целеполагание (создание ситуации успеха; сюрпризный момент)Игровая деятельность (двигательные упражнения под музыку)дидактическая игра «Притягивает-не притягивает»
Использование ИКТ. Сопровождение педагогом самостоятельной деятельности детей.
Цель:Развитие познавательной активности детей среднего возраста в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:1. Помочь детям получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения; учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя выраженные качества и свойства; Учить самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять это решение. 2. Развивать познавательную активность детей, любознательность. 3. Воспитывать нравственные качества: доброты, отзывчивости, желание помогать другим в ходе совместного экспериментирования.
Введение в тему (создание проблемной ситуации (Звучит музыка из мультфильма Маша и медведь.)
Воспитатель: Ребята, какая знакомая мелодия, как вы думаете из какого она мультфильма? (ответы детей)На экране появляется Маша
Воспитатель: Посмотрите, Маша к нам в гости пришла.
Поздороваемся с нашей гостьей. Дети: Здравствуй, Маша!
Маша: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Ребята, а вам не кажется, что Маша, какая-то грустная.
Маша: Что-то в моем лесу стало скучновато. Все звери от меня убежали.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Маше решить её проблему? У кого какие идеи?
Дети: ответы детей (Воспитатель подводит детей к идее праздника, если дети не выдают такого ответа).
Воспитатель: Прекрасное предложение, а давайте устроим не простой праздник, а волшебный. Ребята, а вы любите цирк?
-Сегодня мы с вами отправимся в самый настоящий цирк. Скажите мне, какие артисты работают в цирке? (на экране презентация «Кто работает в цирке?»)
Я хочу сегодня стать волшебником и показать вам фокус, а поможет нам волшебная палочка.
- Всех прошу закрыть глаза
Начинаю чудеса… Раз, два, три … на месте повернись
И в цирке окажись.
(надеваю накидку и шляпу)
Теперь можно делать фокусы.
А сейчас я покажу для вас и для Маши один фокус-покус.
На столе у меня стоит стакан с водой, а в стакане что-то лежит. Что лежит в стакане? Сейчас я достану гвоздики из стакана, не намочив рук. Вы мне верите? А поможет мне в этом не волшебная полочка, а волшебный камень.
(Воспитатель достает гвозди с помощью магнита)
-Посмотрите, я достала гвозди, а руки у меня сухие. Этот волшебный камень называется магнит. Он бывает разных размеров. Потрогайте его на ощупь.
Посмотрите как Маше нравится.
Фокус 2 с рукавицей. Надеть рукавицу, по очереди брать предметы.
- Что происходит с предметами?
Вывод: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица перестает быть волшебной.
- Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)
Я сейчас еще покажу вам фокус.
Многие считают гуся глупой птицей. Но это не так. Даже маленький гусенок понимает, что для него хорошо, а что плохо. Вот хотя бы этот малыш. Только что вылупился из яйца, а уже добрался до воды и поплыл. Значит, он понимает, что ходить ему будет трудно, а плавать — легко. И в пище разбирается. Вот тут у меня привязаны две ватки. Одну я макаю в горчицу и предлагаю гусенку ее отведать (подносится деревянная палочка без магнита). А ну-ка, тега, тега! Кушай, маленький. Смотрите, не желает горчицы, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не хочет ее есть? Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка, с магнитом). Ага, потянулся к сладенькому! И уговаривать не надо. А вы говорите — глупая птица.
Почему наш гусенок тянется клювом к варенью, а от горчицы отворачивается? В чем его секрет? Дети рассматривают палочку с магнитом на конце. Почему гусь взаимодействовал с магнитом? (В гусе есть что-то металлическое.) Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень.
Посмотрите, Маша так понравились наши фокусы она развеселилась и тоже надела волшебный колпак и поспешила к Мишке показывать свои фокусы.
Маша: До свидания ребята.
(предлагаю подойти к столам)
Магнит совсем не страшный. Просто он притягивает, примагничивает. (трудное слово! Еще раз повторим его вместе: «Примагничивает») разные железки. Предметы сделанные из железа. Давайте поиграем с магнитом.
Д/игра «Притягивает-не притягивает» дети сами проверяют
-На столе лежат предметы из разных материалов. Какие предметы притянет магнит ( на столе лежат : деревянный карандаш, пластмассовая кружка, бумажная картинка, металлический ключ, стеклянный стаканчик).
Опыт: По очереди подносить магнит к предметам.
Поднесите магнит к карандашу. Что заметили?
Сделаем вывод: Дерево на магнит не реагирует.
Отложите карандаш в сторону.
Поднесите магнит к мячику. Что наблюдаем?
Вывод: резина на магнит не реагирует.
Вывод: бумага не реагирует на магнит.
Давайте магнит поднесем к стеклу. Что видим?
Вывод: стекло не реагирует на магнит.
Поднесите магнит к гвоздю. Что увидели? (магнит притягивает гвоздь) .
Так же проверяем ключ, скрепку, ложку.
(Магнетические предметы складываем в тарелку)
Вывод: магнит притягивает только железные предметы. Это происходит потому, что магнит – это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.
Физминутка
Какой формы арена? (круглая). Сделаем кружок – это будет у нас арена (дети встают в круг).
Начинаем представленье.
Внимание! Внимание!
Сегодня на арене
Лучшие в сезоне
Дрессированные звери!
2). Двигательные упражнения под музыку (муз. авторская Пахомовой И. В.) : Вот мы встретили оленя:
- Высоко подняв колени,
Мы шагаем как олени.
(Дети идут, высоко поднимая колени.)
- А вот и жираф:
Шея жирафа длинна и гибка,
Ветки жираф достает свысока.
(Дети поднимают голову вверх – шея напряженна. Опустить голову вниз – шея расслабленна).
- А это слон машет хоботом:
Нам с арены шлет поклон
Чемпион по весу – слон.
(Дети выполняют повороты головы в стороны. При повороте – вдох носом. И. п. – выдох ртом.)
- Тут и мартышки цирковые,
Как будто заводные.
(Дети прыгают как обезьянки.)
- Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю сесть на стульчики (дети садятся полукругом) .
-Садитесь рядком да послушайте ладком. Расскажу я вам сказку (у воспитателя настольные театральные куклы). Жила-была злая презлая мачеха. Была у нее падчерица Настенька. Мачеха ее не любила, бранила ее и заставляла работать.
Однажды во дворце царевич устроил бал и пригласил всех на бал. Мачеха очень обрадовалась, стала наряжаться, вертеться перед зеркалом. Настенька сказала: «Я тоже хочу на бал».
-Куда?- закричала мачеха. -Ты еще всех дел не переделала! Печку истопи, воды нанеси, пирогов напеки, курей накорми, пол подмети, тогда и пойдешь на бал.
-Да я уже все сделала,- ответила Настенька.
-Ах так! Вот тебе еще дело.
Схватила мачеха чашку с фасолью и банку с гайками и болтами и смешала их вместе. -Вот отделишь гайки то фасоли, тогда и пойдешь на бал1
Сказала, села в карету и уехала во дворец. Заплакала Настенька:
-Ах, мне целую неделю придется работать, чтобы все гайки с болтами из фасоли выбрать!
4. Постановка проблемы.
-Как можно Настеньке помочь? Как быстро выбрать железные гайки из чашки с фасолью? (дети выдвигают гипотезы, предлагают воспользоваться магнитом).
Каждому ребенку раздается одноразовая тарелка с фасолю, смешанную с гайками, раздает магниты. Дети работают с магнитом.
-Вместе и работа спорится! Молодцы! Помогли падчерице с трудной работой справиться! Вот и чистая фасоль у нас! Сделал дело - гуляй смело!
Клоун Клёпа "прилетает"на воздушном шарике под музыку, в руке железный чемоданчик (к замку примагничен магнит)
Клёпа. Здравствуйте, ребята! Вы знаете кто я? Я - клоун Клёпа.
Ой, ой, ой, что же делать?
Воспитатель: Что с тобой? Что ты там приговариваешь?
Клоун. (шепотом) : Тише, тише, не шумите, я боюсь! Ой, ой, ой!
Воспитатель: Что случилось?
Клоун: Ко мне какая-то железка прицепилась. Живая! Я ее отцепляю, а она опять прицепляется. Из-за не у меня чемоданчик не работает. Я ее боюсь.
Воспитатель: Покажи-ка нам эту железяку.
Клоун: Не покажу, вы тоже испугаетесь.
Воспитатель: Мы ничего не боимся, мы храбрые. О, это непростая железяка.
Что ребята к чемоданчику примагнитился?Это самый настоящий магнит. Дай-ка я помогу тебе от него избавиться (отрывает его).
Клоун: Ура, Ура! А вы его не бойтесь, этого гимната.
Воспитатель: Дети, подскажите Клоуну, как правильно называется его враг-железяка, которая его так напугала.
Дети: Магнит.
Воспитатель: Магнит совсем не страшный. Просто он притягиет, примагничивает разные железки. А чемоданчик у тебя из железа. Вот он и прилип к магниту.
Клоун: А у меня в чемоданчики волшебные мячики-ежики. Давайте поиграем. (Массаж с мячиком-ёжиком под музыку (муз. авторская Пахомовой И. В.)
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
(катают мяч круговыми движениями правой, левой рукой)
И поглажу по ладошке,
Будто я сметаю крошку.
(мячом гладят по правой, левой руке)
А теперь последний трюк –
Мяч взлетает между рук!
(подбрасывают мяч вверх и ловят)
Клоун. Да вы настоящие жонглеры (складывайте мячики в чемоданчик)
Воспитатель: Ну как, Клоун, ты больше не боишься магнита?
Клоун: Ну, конечно, не боюсь. Магнит- это очень интересно. Он к себе что-то притягивает. Мой чемоданчик и…. и…Забыл, что еще.
Давайте ребята поможем, что притягивает магнит?
На магнитной доске карточки символы магнит, металические вилки, ложки, гайки
Клоун :Ребята вам понравилось в цирке?приходите еще к нам. А на прощанье я дарю вам клоунские носики и потанцуем вместе. (звучит музыка Цирк, Цирк, цирк дети танцуют)
Клоун уходит.
РАЗ, ДВА, ТРИ – НА МЕСТЕ ПОВЕРНИСЬ,
В НАШЕЙ ГРУППЕ ОКАЖИСЬ!
Мы молодцы (сказать тихо и громко)