ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА БЕДЕНКО
Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Скелет—главная опора нашего организма»
▼ Скачать + Заказать документы
онспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Скелет— главная опора нашего организма» в подготовительной группе.
Цель:
• Дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию - скелет нашего организма.
Задачи:
• Образовательные:
- познакомить детей с мышцами, с помощью которых движется скелет человека.
• Развивающие:
- развивать мыслительную активность ребенка.
Публикация «Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности „Скелет—главная опора нашего организма“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Скелет. Все о скелете для детей
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
• Воспитательные:
- воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Методы и приемы:
• Здоровьесберегающие технологи: гимнастика для глаз;
• Педагогические технологии: личностно-ориентированные, исследовательские;
• ИКТ;
• Наглядные: показ, демонстрация;
• Словесные: беседа, вопрос-ответ;
• Игровые: игровые упражнения;
• Практические: упражнения.
Материалы к занятию.
Таблица с изображением скелета человека, макет скелета, схема скелета (каркас, схема «Мышцы человека», схема «Позвоночник», таблица с изображением черепа, схема мышц лица.
Обогащение словаря.
Скелет, череп, позвоночник, мышцы, суставы, связки, сухожилия.
Ход НОД
Инструктор по ф\к - Ребята, сегодня мы познакомимся с нашим телом, а именно: со скелетом человека и мышцами. Что такое – скелет?
Ответы детей.
Инструктор: Скелет - это кости, которые составляют подвижную конструкцию (макет скелета).
Если бы у человека не было костей, его тело было бы мягким, как желе. Человек был бы бесформенным и некрасивым. Кости, составляющие скелет, поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов (Таблица с изображением скелета человека).
Инструктор: Покажите, каким бы был человек без скелета (дети ложатся на пол). Скелет - это наша главная опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. Череп похож на шлем. (Таблица с черепом).
Что он защищает?
Дети – мозг.
Инструктор: Грудная клетка состоит из ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра? (внутренние органы : сердце, легкие от повреждений).
Ответы детей.
Эксперимент № 1. «МОЕ СЕРДЦЕ»
Предложить детям сжать кулак, чтобы определить размер своего сердца. Дети показывают расположение сердца в своем теле и слушают биение сердца товарища. Можно измерить пульс с помощью тонометра. Упражнение.
Встали - сжали кулачки, согнули руки в локте, присели, встали, нагнулись, разогнулись, потянулись, хлопнули в ладоши, кивнули головой, потрогали себя за ушко и немного потрепали.
Дети выполняют подвижную разминку. Затем вновь измеряют пульс и слушают биение сердца.
Итог эксперимента : сердечная мышца – это главная мышца человеческого организма, без сердца человек не сможет жить. Чтобы сердце было здоровым, его нужно беречь и тренировать.
Инструктор - Позвоночник является основным стержнем туловища, на него приходится вес верхних частей тела. (Схема «Позвоночник»)
Инструктор - В состав скелета входят еще верхние и нижние конечности (показ). Какую функцию выполняют верхние и нижние конечности?
Ответы детей.
Инструктор - С их помощью осуществляются разнообразные движения. Давайте выполним.
Эксперимент 2. «Сильные ножки» Дети делятся на две команды. По команде инструктора одна команда замирает на месте, стоя на двух ногах, а другая - на одной. Цель эксперимента : доказать, что ноги служат человеку опорой и удерживают тело в равновесии. На одной ноге тяжелее устоять, чем на двух. Человек без нижних конечностей не сможет передвигаться. Подвести детей к выводу, что ноги нужно укреплять, заниматься бегом или спортивной ходьбой.
Инструктор: В нашем теле находится около 200 костей, В одной нашей руке находится 26 косточек. Места соединения костей называются суставами. Кости в суставах распались бы, если бы их не связывали похожие на жесткие веревки - связки.
Инструктор: О худых людях говорят: «У него только кожа да кости». Может ли такое быть на самом деле? (нет).
Ответы детей.
Инструктор: Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться, бегать, ходить, поднимать грузы или даже моргать. Человеку нужны мышцы.
Мышцы - главные силачи. Они прикрепляются сухожилиями к костям, не давая им смещаться. Сокращения мышц приводит к движению частей тела.
Инструктор: Вытяните руку, ваши мышцы находятся в свободном состоянии, согните руку в локте, а вот в это время наши мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку. Показ, дети повторяют
Инструктор: Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движение человека становится совершеннее и разнообразнее. Просмотр слайдов на тему: «Мои сильные ноги».
Показать человека в разные периоды его жизни: младенчество – когда он совсем маленький и не умеет ходить; взрослая жизнь – человек ходит, занимается спортом, плавает, прыгает, и т. д. ; и пожилого человека – с проблемами при ходьбе (опираясь на трость или костыли, сгорбившись и переваливаясь с ноги на ногу).
Подвести итог: человек рождается и не умеет удерживать равновесие (не сидит, не ходит, не бегает). По мере роста и укрепления организма он учится ходить и в дальнейшем может заниматься спортом, ходить под куполом цирка, преодолевать разные препятствия. Если не заниматься спортом, не укреплять конечности, то к старости человеку будет тяжело удерживать равновесие. Ноги перестанут слушаться человека, и передвигаться можно будет только при помощи опоры (трость, костыли).
Эксперимент № 3 «ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК»
В эксперименте участвует один или несколько детей. Предложить ребенку встать на мягкую неустойчивую поверхность (подушка, мат). Затем дается задание: попытаться сохранить равновесие, стоя на одной ноге. Можно эксперимент усложнить, если ребенку завязать глаза и опустить руки.
Итог эксперимента : доказать, что все движения человека согласованы. За координацией движений отвечает головной мозг. Он дает указания мышцам.
Инструктор: Чтобы стать красивым, сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это сделать?
Ответы детей - физкультура и спорт.
Инструктор: Правильно, физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку. Хотите проверить, правильная ли у вас осанка?
Упражнение.
Встали, повернулись ко мне спиной, руки сложили вместе ладошками и приставили к позвоночнику. Ладошки не должны разомкнуться.
Инструктор - Что нужно делать, чтобы осанка была красивой?
Ответы детей.
Инструктор - Правильно, выполнять упражнения по укреплению мышц туловища Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться. При переносе тяжести нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Избегать неудобных поз и каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка если вы будете выполнять эти правила, то осанка у вас будет красивой и правильной, а если не будете, то появится нарушение осанки, искривление позвоночника. Это называется сколиозом. Как мы уже говорили, наши мышцы становятся крепче благодаря физическим упражнениям. И поэтому у спортсменов и атлетом самые сильные мышцы. А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми?
Ответы детей - да.
Инструктор: Тогда надо заниматься, чем? (физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры, обязательно делать по утрам зарядку) словом вести активный образ жизни. А сейчас немного разомнем свои мышцы.
Инструктор: Вот видите, вы улыбаетесь. И в это время работают мышцы вашего лица. С помощью мышц лица мы выражаем свои чувства. А какие?
Ответы детей - удивление, грусть, страх, радость, испуг.
Итог:
Просмотр мультфильма по теме.
Инструктор: Ребята, с чем же мы с вами познакомились сегодня на занятии?
Ответы детей - со строением и функциями скелета человека и его мышц.
Инструктор - узнали об их роли в нашем организме. Познакомились с правилами поведения для формирования красивой фигуры и правильной осанки. Ведь не зря говорят, в красивом теле - здоровый дух.
И я желаю, чтобы ваши лица светились радостью, и улыбка не сходила с вашего лица.