Олеся Трубникова
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе по теме «Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД по экологическому воспитанию
по теме : «Первоцветы»
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: формирование у детей основ экологической культуры.
Программные задачи.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе по теме „Первоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Учить различать и правильно называть первоцветы Южного Урала, занесенные в красную книгу. Выделять характерные их признаки и особенности приспособления к условиям обитания.
• Закрепить знание детьми значения «Красной книги».
• Формировать представления о единстве и взаимосвязи всего живого на Земле.
• Развивать связную речь, активизировать словарный запас.
• Воспитывать желание охранять и оберегать цветы.
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание, художественная литература, социализация, безопасность, речевое развитие.
Словарная работа: Красная книга, угроза исчезновения, первоцветы (адонис, прострел, ландыш, мать-и мачеха).
Предварительная работа: знакомство с иллюстрированными энциклопедиями «Царство растений», «Животный мир», НОД по экологическому воспитанию, рисование по теме, чтение природоведческой литературы, беседы об обитателях нашего края, беседы о правилах поведения в природе, игры экологического характера, изготовление ширмы «Правила поведения в природе», сезонные экскурсии-практикумы в лесопарковую зону.
Материал: схемы (растения, карточки с изображением опасных и полезных ситуаций, иллюстрации (слайды) редких и исчезнувших растений, Красная книга, презентация.
Ожидаемые результаты.
- Дети больше узнают о жизни растений из «Красной книги».
- Сформируется эмоционально-положительное, ответственное отношение к природе родного края.
- Дети, родители и педагоги сблизятся еще больше, принимая участие в создании нашей Красной книги.
Ход НОД
Здравствуйте,ребята!Предлагаю вам пройти за мной.
Ребята,посмотрите на экран. Что так бережно держат руки?
Правильно.
(Cлайд.) Наша планета самая красивая во Вселенной.
Все мы – люди, звери, птицы, растения – живём на планете Земля. Это наш общий дом.
Обратите внимание на этот уголок нашей планеты. Почему он кажется мне пустым?
Кого здесь не хватает?
Возьмите по картинке и оживите этот уголок природы.
В лесу живут…
В небе мы должны видеть ….
А в воде должны ….
За миллионы лет все виды растений и животных приспособились друг к другу. И мы знаем, что человек – это часть природы. Люди порой безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они не задумывались над тем, что при этом грубо нарушали равновесие в природе, делая благо одному, причиняли вред другому.
Задумались учёные, как остановить это безобразие? Как не допустить исчезновения живых существ? Чтобы этого не случилось, составили Всемирную Красную книгу (слайд).
Которая, к сожалению, с каждым годом становится всё толще и толще.
В эту книгу занесены и птицы и представители водного мира и животные и растения.
(Расклеивание магнитов Красной книги на макете)
Как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не синей?
Что символизирует красный цвет в светофоре?
- Правильно, потому что красный цвет - это цвет опасности и предупреждения, а животные и растения, которые внесены в нее, как раз находятся в опасности - исчезнуть навсегда. (Слайд мигающей книги)
С приходом весны пробуждается природа. Появляются первые цветы.
Назовите те, которые вам известны.
А может вы знаете,как их можно назвать одним словом?ПЕРвыеЦВЕТы?Перво….
Большинство первоцветов занесены в Красную книгу.
Почему?
Правильно, потому, что они первые появляются после долгой зимы и людями не терпится их сорвать.
Презентация (Слайд 1)
Посмотрите внимательно на эти первоцветы. Может какие то вы знаете и можете назвать? Это прострел, он как- будто простреливает весенний снег, чтобы появится первым. Это адонис. Это ландыш. Это мать-и-мачеха, помните, почему это растение так назвали?
Правильно, потому что её большой лист с одной стороны ворсистый и тёплый, как любовь матери, а с другой гладкий и холодный, как характер мачехи в сказках.
Первоцветы вырастают,когда дуют холодные ветра, когда земля ещё не прогрелась.
У всех первоцветов короткий стебель, как вы думаете почему? Чего ранней весной не хватает первоцветам? Правильно, потому, что им не хватает тепла и света.
Что делают люди, когда им холодно? Одеваются.
А как природа позаботилась об этих растениях, чтобы они не замёрзли?
Посмотрите на стебель и листья прострела, чем они покрыты? (ворсинками)
Он стоит словно в шубке, которая его согревает. А как адонис приспособился к холоду?
У него очень много мелких листочков, которые полностью покрывают стебель, тоже как шубка.
А как тонкий стебель ландыша укрывается от холода?
Его большие листья полностью закрывают его и он спрятался, как будто в домике.
А как мать –и – мачеха приспособилась к холоду?
Нижняя часть листа, покрыта тёплыми мягкими ворсинками, которые согревают растение.
В этих растениях человека привлекает сам цветок.
У какого из этих растений самые крупные цветы? Про какой из них говорят – «У него белые цветки? Продолжите моё предложение. Желтые цветы у ….
У кого из них много цветов на стебле?
На что похожи цветки прострела и ландыша?
Мы с вами, ребята пойдём в лес, где растут первоцветы. Но сначала, я вам предлагаю вспомнить правила поведения в лесу и поиграть в игру «Разрешено, запрещено»
Посмотрите внимательно на картинку и расскажите своим друзьям что там нарисовано, и дайте правильный ответ - разрешено это делать или запрещено.
(Игра «Разрешено,запрещено)
Ну вот мы с вами и вспомнили правила, а теперь отправляемся в лес.
Физминутка
(музыка)
По лесу дружно мы гуляем,
На первоцвет не наступаем,
По сигналу колокольчика встречаемся у адониса.
На двух ногах попрыгай ты,
На первоцвет не наступи
По сигналу колокольчика встречаемся у мать-и мачехи.
Легко на носочках ты пробеги,
Первоцвет не погуби.
По сигналу колокольчика встречаемся у прострела.
Предлагаю одному из вас превратиться в нежный первоцвет, а вот какой, мы сейчас узнаем.
(На голову ребёнка одевается ободок с изображением первоцвета)
Что за цветок ты, мы не скажем,
Но про тебя мы подробно расскажем
Послушай своих друзей.
Давайте опишем этот первоцвет, не говоря его название.
В этом нам поможет схема.
Я вижу, что вы хорошо запомнили названия и внешний вид этих первоцветов.
Теперь вы знаете, что эти цветы надо беречь, но знать и про другие растения нашего края, которые нуждаются в защите.
Поэтому в этой книге, которая останется у вас, много пустых страниц.
Но не все в детском саду умеют читать. Как узнать о чём рассказывает эта книга?
Предлагаю вместе оформить первую страницу, которая раскроет содержание данной книги.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Подведение итогов:
Анализ
Все поставленные задачи были выполнены. Дети больше узнали о жизни растений из «Красной книги» Южного Урала.
Сформировано эмоционально-положительное, ответственное отношение к природе родного края.
У детей сформировались представления о единстве и взаимосвязи всего живого на Земле. Дошкольники познакомились с Красной книгой. Уяснили значимость «Красной книги».
У детей начало формироваться гуманное и ответственное отношение ко всему живому; чувства милосердия; интереса к природе и проблемам её охраны; правильного поведения в природной среде.