Елена Бирюкова
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «В гости к бабушке Варваре»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №19 «Цветик-Семицветик»
Московская обл., г. Домодедово, мкр. Барыбино
Непосредственно образовательная деятельность
в подготовительной к школе группе :
«В гости к бабушке Варваре».
Провела:
воспитатель
Бирюкова
Елена Владимировна
Декабрь 2015 г.
г. Домодедово
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе „В гости к бабушке Варваре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цели: Расширять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птиц.
Задачи:
• развивать связную речь детей;
• уточнить и расширить представления детей о птицах: об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении их к среде обитания;
• стимулировать познавательную активность детей, их инициативу, самостоятельность, мышление в познавательной и продуктивной деятельности;
• развивать мелкую моторику рук (при изготовлении «печенья» для птиц, пальчиковой игры);
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе: интерес и заботливое отношение к птицам.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование:
- русская изба (печка, домашняя утварь);
- аудиозапись «Птичьи голоса»;
- кормушка, силуэты птиц, деревья, снопы;
- вода, желатин, кормовая смесь для птиц, формочки для печенья,
ложки, влажные салфетки, тарелки;
- разрезные картинки.
Предварительная работа: Наблюдения за птицами в природе; рассматривание репродукций картин, изображающих жизнь птиц; беседы о птицах, кормах для них; заготовка семян и ягод для подкормки птиц в зимнее время; рисование и выполнение аппликации по теме «Птицы»; чтение художественной литературы; экскурсии в поле, лес.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети идут в гости к бабушке Варваре.
У печки сидит бабушка и перебирает крупы. Дети заходят в зал и со всеми здороваются.
Бабушка : Здравствуйте, мои милые, здравствуйте, мои хорошие, заходите, заходите! Присаживайтесь. Я так вас ждала, так ждала… Долго вас не было у меня. У меня-то беда…. Моя избушка стоит в лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы, а как стукнули холода, и не слыхать их, и не видать, изредка постучит дятел, застрекочет сорока, закаркает ворона и – тишина. Вот, беда-то какая, птицы перестали звонко петь (плачет). Помогите мне, ребята, разобраться, почему это случилось? Куда делись птицы?
Дети: Перелетные птицы улетели, поэтому не слышно звонкого пения.
Бабушка : Какие такие перелетные?
Дети: Это птицы, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются в родные края.
Бабушка : Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: К перелетным птицам относятся дикие гуси, утки, лебеди, журавли, ласточки.
Дети: Так же к перелетным птицам относятся стрижи, грачи, скворцы, жаворонки, зяблики, трясогузки.
Бабушка : А почему они улетают, замерзнуть боятся что ли?
Дети: Перелетные птицы не приспособлены к зиме. Им нечего есть.
Бабушка : Ой, сказали бы вы мне раньше, разве ж я бы их не накормила. Наварила бы каши, напекла бы пирогов.
Дети: Птицы питаются насекомыми и их личинками.
Зимой одни насекомые погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев.
Бабушка : А, теперь я поняла. Птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в теплые края. Как вы думаете, что птицам помогает в полете?
Дети: Крылья.
Бабушка : Мы сейчас убедимся, правильно ли вы думаете?
Опыт.
Под стульчиками лежат листы бумаги. Возьмите по одному и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно выпустим шарик из рук. Что произошло? (он камнем упал вниз). Возьмите другой лист двумя руками и так же осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (лист плавно опускался и летел.) Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному?
Вывод: бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе.
Некомканый лист – широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Как расположены крылья птицы, когда она находится на Земле? (Крылья сложены, они сидят или ходят). А в воздухе? (Расправлены, поэтому они летят).
Бабушка : Все птицы улетают в тёплые края или какие-то остаются?
Дети: Остаются зимующие птицы.
Бабушка : Ну-ка, ну-ка, расскажите-ка мне о зимующих птицах.
Дети называют и рассказывают о зимующих птицах (картинки расположены на дереве).
Дети.
Дятел – у него большой, крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых их глубоких щелей в коре. Питается дятел и семенами еловых и сосновых шишек.
Сорока – клюет ягоды и семена растений. Сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодами рябины, боярышника и облепихи.
Синички - отыскивают насекомых в щелях, под корой деревьев, едят семена растений, крошки хлеба, очень любят полакомиться салом. Предусмотрительные синички-гаички летом прячут про запас в щелки коры и развилки деревьев жуков, паучков, мошек.
Бабушка : Каких еще зимующих птиц вы знаете?
Дети: К зимующим относятся так же голубь, ворона, чиж, поползень, сова снегирь.
Бабушка : Ребята, а что мне нужно сделать, чтобы лесные птицы чаще прилетали ко мне?
Дети: Надо повесить рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц.
Бабушка : Сейчас я вам раздам птиц (раздаёт силуэты птиц, а вы внимательно посмотрите, и запомните их.
Дети становятся полукругом около бабушки.
Бабушка : Представьте, вы – птицы. Я читаю стихотворение, а вы внимательно слушайте. Та птица, которая услышит «о себе», прилетает на кормушку.
Дети прикрепляют птицу на кормушку.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели пять сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Бабушка : Какие птицы прилетели на кормушку, перечислите.
Дети: Синицы, снегири, вороны, воробьи, голубь, сороки.
Бабушка : Сколько прилетело синиц (голубей, сорок?
Бабушка : А чем же кормить мне птиц, я не знаю?
Дети: Крошками хлеба, семечками, семенами растений, а для синички вывесить кусочек сала, только не соленого.
Бабушка : Ой, а помните мы с вами летом ходили на экскурсию в лес и поле, там набрали семена растений. У меня же целые букеты корма, там и зернышки, и семена, и ягоды. Я буду ими зимой птичек кормить.
Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы». Правила игры такие, если я буду называть перелетных птиц, вы будете изображать «летающих» птиц, а если я назову зимующих птиц, вы должны присесть. Только нужно быть очень внимательными и делать это быстро.
После игры дети рассаживаются на свои места.
Бабушка : Молодцы! А по голосу вы узнаете птиц?
Проводится игра «Узнай по голосу». (Аудиозаписи голосов птиц, дети по голосу определяют птицу).
Голоса птиц вы хорошо различаете, а теперь поиграем в игру: «Собери птицу» (Дети собираю разрезные картинки наперегонки и называют птиц, изображённых на картинке)
Бабушка : Длинными, осенними вечерами, когда все уже убрано на огороде и в поле, собирались женщины в какой-нибудь избе пекли пироги и занимались рукоделием – кто вязал, кто шил да штопал, кто прял. И мы с вами давайте приготовим угощение птицам – «печенье» и положим их в кормушки на участке детского сада. Посмотрите, какое «печенье» я приготовила (показывает заранее изготовленную подкормку для птиц). Перед тем, как мы приступим к работе, давайте разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Птенчик в гнездышке проснулся,
Встрепенулся. Потянулся.
И головкой покивал,
И хвостиком повилял.
Широко раскрыл он клювик,
Громко, громко запищал:
Пи-пи-пи, пи-пи-пи….
Червячка скорей неси.
Мама с папой закружили,
Угощение тащили…
Червячок, блоха и мошка,
Кушай, кушай, наша крошка
Птенчик сыт, опять он спит.
Тс-тс-тс, нам нельзя его будить.
(Одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук).
После гимнастики дети берут свои стульчики и проходят на свои места, садятся за столы.
Бабушка : Для приготовления «печенья» для птиц у каждого из вас лежат формочки для печенья, вы должны наполнить их «смесью», скажите, из чего она состоит?
Дети: Мы видим там (семена подсолнечника, просо, овса, пшеницы, гороха, пшена)
Мы уже подкармливали птиц зернышками, а сегодня мы приготовим красивое угощение для них в виде печенья, я думаю, им очень понравится!
(Дети выполняют задание, звучит музыка (запись, бабушка помогает детям.)
Бабушка : Молодцы! Давайте поставим формочки на поднос и оставим угощение застывать
Дети выходят из-за столов и подходят к бабушке.
Бабушка : Какая красота у вас получилась, лакомство для птиц готово, я думаю, что пернатые будут очень рады.
Бабушка : Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?
Дети: Мы говорили о зимующих и перелетных птицах.
Бабушка : Какие птицы запомнились вам?
Дети: Синицы, снегири, вороны, воробьи, голубь, сороки, дятел.
Бабушка : Как мы будем помогать птицам зимой?
Дети: Повесим кормушки, будем подкармливать.
Бабушка : Чем мы их будем подкармливать?
Дети: Крошками хлеба, семечками, семенами растений, салом.
Бабушка : Что вам понравилось сегодня на занятии?
Дети: Приготовление угощения для птиц. Пальчиковая гимнастика.
Бабушка : Хочу напомнить, что в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке, будем подкармливать зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса. Спасибо, что пришли ко мне в гости. Приходите, будете помогать подкармливать птиц.
Давайте наши печенья отнесём в группу, на прогулке разложим угощение для птиц в кормушки.