Виктория Аверьянова
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Осень — чудная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Два года назад мы с детьми старшей группы работали над проектом «Осень – чудная пора». Проект направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. Наступила осень и решила его опубликовать, может кому-нибудь пригодится.
Паспорт проекта.
Полное название проекта : «Осень - чудная пора».
Возраст детей : 5-6 лет.
Вид проекта : групповой, познавательно-исследовательский, творческий.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Осень — чудная пора“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье», «Труд», Безопасность», «Социализация», «Музыка».
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Срок реализации: с 15 сентября – 28 ноября.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни).
Проблема проекта.
Наблюдая за поведением детей во время занятий, опытов, прогулок, я заметила, что у некоторых детей слабая познавательная активность, недостаточная экологическая культура.
Проанализировав ситуацию, решила, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры старших дошкольников.
Актуальность проекта.
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой.
Все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать представление о времени года – осени, его характерных особенностях. Участие детей в проекте «Осень – чудная пора» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее приметах, изменениях в природе в этот период; развивать связную речь, творческие способности детей.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Цель проекта :
- Расширить представления детей об осени, как о времени года.
- Создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Аннотация проекта :
Проект «Осень - чудная пора» направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
В ходе проекта дети смогут приобрести новые знания об осени; знания о живой и неживой природе; о том, что в природе все взаимосвязано; как нужно сохранять и беречь природу.
Задачи:
- Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- Закрепить знания детей об осени как времени года (о характерных признаках и явлениях).
- Уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, грибов и ягод, созревающих в осенний период;
- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
- Воспитывать бережное отношение к природе, животным и птицам, желание заботится о них.
- Развивать связную речь через составления описательного рассказа;
- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
- Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменения (знать и называть осенние месяцы, признаки осени);
дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве (уметь с помощью природно – бросового материала совместно с родителями находить оригинальные решения в создании необычных портретов осени);
- пополнится словарный запас, дети научатся составлять описательные рассказы с использованием опорной схемы;
- знать, как растут фрукты, овощи, грибы, время их сбора, что можно приготовить из них, как их заготавливают на зиму.
• Музыкальный праздник «Осень в гости к нам пришла»;
• Выставка совместной работы родителей и детей «Сказочная осень» (поделки из природного материала);
• Итоговое (обобщающие) занятие по теме: «Осень»
• Выставка коллективных работ: «Топиарное осенние дерево», «Прощай! Осенняя пора. – Навстречу к нам идёт зима!»
Этапы проектной деятельности :
Подготовительный этап – подбор методической литературы по данной теме; формулировка целей и задач проекта; разработка плана мероприятий (подбор детской художественной литературы; разработать конспекты занятий, бесед, наблюдений по теме «Осень»);
- подготовить для родителей папки-ширмы по темам: «К нам пришла осень», «Встречаем щедрую осень», «Времена года»; консультацию: «Формирование начал экологической культуры у дошкольников»
Практический этап - реализует темы образовательных областей по месяцам:
•Сентябрь «Осенняя пора»
•Октябрь «Листопад»
•Ноябрь «Поздняя осень»
Заключительный этап - обобщающий
- Итоговое занятие по теме: «Осень»
-Музыкальный праздник «Осень в гости к нам пришла»;
- Коллективная работа по аппликации (из кленовых листьев) «Прощай! Осенняя пора. – Навстречу к нам идёт зима!»
Реализация практического этапа проекта.
Цикл занятий по разным видам деятельности.
Чтение, заучивание наизусть, загадывание и отгадывание загадок об осени.
Рассматривание картин с изображением осенних пейзажей, деревьев, животных, овощей, фруктов.
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень», сказки К. Ушинского «История одной яблоньки»;
Загадывание и отгадывание загадок по теме «Осень», «Овощи-фрукты», «Перелетные птицы», «Дикие животные»
Муляжи животных, овощей, грибов.
Оформление групповой комнаты, размещение познавательного материала на информационном поле, в уголке природы, в зоне экспериментальной деятельности.
Сбор природного материала.
Прогулки, наблюдения.
Сопутствующие беседы.
Проведение подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
Фотоматериалы.
Выставки детских рисунков, работ по аппликации.
•Сентябрь «Осенняя пора»
Образовательная область Виды детской деятельности
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».
Дидактические игры: «Найди лишнее», «Жизнь в семенах», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»»
Познание Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов. Труд людей по сбору урожая.
Ознакомление с природой:
- беседы: «Золотая осень», «О труде людей осенью», «Какими красками рисует осень»,
- занятия: «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе»
- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они - цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?»
Презентация «Сентябрь»
Опыты: «Вода нужна всем»
Коммуникация Рассматривание иллюстраций, картин об осени.
Составление описательных рассказов об осени, овощах и фруктах.
Художественное творчество Рисование: «Краски осени», «Лисичка в лесу»
Аппликация: «Листопад»», Волк из кленового листа»
Лепка: «Грибы на поляне»
Музыка Музыкальный праздник - утренник «Осень в гости к нам пришла»
Труд Сбор разноцветных листьев на прогулке.
Физическая культура Физкультминутка: «Веселые пальчики», «Боровик»
Подвижные игры: «Прятки», «Я знаю 5 названий»
Здоровье Пальчиковая гимнастика: «Листопад», «Сидит белка на тележке»
•Октябрь «Листопад».
Образовательные области Виды детской деятельности
Социализация - Дидактические игры? «С какого дерева листок», «Грибная полянка», «Узнай по описанию», «Времена года», «Когда это бывает?»
Познание - Сенсорное развитие: рассматривание и обследование листьев, семян, желудей, шишек.
Ознакомление с природой:
- беседы: «Человек часть природы», «Почему опадают листья», «Грибное царство»
- занятия: «Любуемся красотой осени».
- цикл наблюдений: «Наблюдение за листопадом», «Наблюдение за приметами осени»
Презентация: «Воздух и его свойства»
Опыты: «Здравствуй ветер»
Коммуникация Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Составление описательного рассказа
Чтение художественной литературы Загадки об осени, о деревьях.
Чтение: Ю. Коринец «Листопад», Л. Толстой «Дуб и орешки», М. Пришвин «Листопад», К. Ушинского «История одной яблоньки»
Художественное творчество Рисование: «Краски осени», «Лисичка в лесу»
Аппликация: «Листопад»», Волк из кленового листа»
Лепка: «Грибы на поляне»
Музыка Музыкальный праздник - утренник «Осень в гости к нам пришла»
Труд Сбор разноцветных листьев на прогулке.
Физическая культура Физкультминутка: «Веселые пальчики», «Боровик»
Подвижные игры: «Прятки», «Я знаю 5 названий»
Здоровье Пальчиковая гимнастика: «Листопад», «Сидит белка на тележке»
•Ноябрь «Поздняя осень».
Образовательные области Виды детской деятельности
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк»
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Зоологическое лото», «Кто, где зимует»,«Зимние запасы», «Опиши осень словами»
Познание Сенсорное развитие: рассматривание и обследование листьев, семян, желудей, шишек.
Ознакомление с природой:
- беседы: Беседа об осени (обобщающая, «О том, кто как зимует», «Куда улетают птицы?»
- занятия: «Поздняя осень», «Дикие животные», «Домашние животные – друзья человека», «Осенние заботы животных и птиц»
- цикл наблюдений: наблюдение за кошкой и собакой.
Презентация: «Домашние животные и их детеныши»
Коммуникация Рассматривание иллюстраций диких и домашних животных, составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов «Как животные готовятся к зиме»
Чтение художественной литературы Загадки, пословицы о животных, о природных явлениях. Чтение: Г. Скребицкий. «Белка готовится к зиме», Е. Чарушин. «Заяц», «Волк». Русско-народные сказки: «Хвосты», «Лиса и козел»
Художественное творчество Рисование: «Котенок» Аппликация: «Дружок»
Лепка: «Дикие животные»
Конструирование: «Рыжая лисица» (оригами)
Музыка Прослушивание: А. Самонов «Дыхание осени»
Труд Сбор веток, камней, мусора. Кормление птиц в кормушках.
Физическая культура Физкультминутка: «Ветер дует нам в лицо», «Вокруг себя повернись в …превратись»
Подвижные игры: «Мокрые дорожки», «Ручеек», «Кто быстрее обежит лужи»
Здоровье Пальчиковая гимнастика: «Это пальчик в лес ходил»
Ресурсы проекта :
1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».
2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи».
3. Шорыгина Т. «Какие месяцы в году?» «Овощи», «Осторожные сказки» Безопасность для малышей. Знакомство с окружающим миром и развитие речи.
4. Колдина Д. «Аппликация с детьми 5-6 лет».
5. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях».
6. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
7. М. Султанова «Простые опыты с воздухом»
8. А. П. Савина «Пальчиковая гимнастика. Для развития речи детей»
Уголок природы в группе.
Книжный уголок в группе.
Зеленая зона на участке детского сада.
Огород на балконе.
Итог проекта.
Дети обогатили свои знания в области экологии. Знают и называют: основные особенности времени года – осени, яркие цвета осени. Умеют сравнивать с другими сезонами года. Отличают виды растительности – дерево, кустарник, трава, цветы; различают деревья по внешнему виду и форме листа. Знают правила поведения в природе.
В ходе проекта я старалась развивать у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь. Учила слушать и высказывать свои суждения.
Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулок, беседы по содержанию стихотворений и рассказов; дидактические и подвижные игры. Разучили стихотворения и песенки и танцы про осень.
Разнообразить деятельность детей, заинтересовать, пробудить познавательную активность помогли загадки, пословицы, выставки работ творческой деятельности.
В реализацию проекта были вовлечены родители, где вместе с детьми они изготавливали осенние поделки из природного материала, что позволяло им лучше узнать своего ребёнка, сблизиться, проникнуться его интересами. По результатам проведения итогового занятия «Осень» сделала вывод, что проведение таких проектов целесообразно и продуктивно.