Вера Минина
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Такая необычная дружба»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
«Такая необычная дружба»
Разработала: воспитатель МКДОУ д/с № 372 Минина Вера Владимировна
Цель проекта : Экологическое воспитание дошкольников, приобщение к удивительному миру животных.
Законодательно - нормативное обеспечение проекта :
- Закон РФ «Об образовании»;
-ФГОС ДО;
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Такая необычная дружба“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;
-Основная образовательная программа ДОУ, разработанная на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы;
-Устав дошкольного учреждения;
-Программа экологического воспитания дошкольников, С. Н. Николаева;
-Программа по экологическому образованию дошкольников, Н. А. Рыжова;
-Секреты природы - это так интересно! Ковинько Л. В. ;
- «Я - человек» - программа приобщения ребенка к социальному миру, С. А. Козлова.
Задачи проекта :
Образовательные: В результате самостоятельных элементарных поисков и исследований формировать представления детей об объектах живой природы, расширять и систематизировать представления детей об особенностях жизни животных, их повадках, образе жизни, взаимоотношениях.
Развивающие: Развивать познавательную активность, умение представить результат своей поисковой деятельности, развивать творчество и любознательность.
Воспитательные : воспитывать эмоционально - положительное отношение к миру животных, гуманные чувства.
Участники проекта :
-Воспитанники подготовительной группы МКДОУ д/с №372;
-Воспитатели группы, музыкальный руководитель;
-Родители воспитанников.
Ожидаемые результаты проекта :
-Дети расширят свои представления об окружающем мире, научатся самостоятельно (или привлекая на помощь родителей) искать информацию об объектах живой природы, дети научатся представлять результат своего исследования для окружающих (презентация проекта).
-Проект будет способствовать формированию экологического сознания дошкольников, воспитывать гуманные чувства, сознательность и сопереживание к окружающему миру.
Сроки реализации проекта : 2 месяца.
Вид проекта : исследовательский.
Этапы проекта :
1- Подготовительный (проблемно - поисковый)
-Подготовка педагога к реализации проекта (изучение литературы, интернет - ресурсов, разработка вопросов к детям, активизирующих их внимание к проблеме, подборка иллюстративного материала, составление плана реализации проекта, изучение уровня представлений детей по теме проекта)
-Работа с родителями (обсуждение актуальности темы проекта, задач проекта, возможных вариантов помощи со стороны родителей в реализации проекта)
-Подведение детей к теме проекта (вопросы к детям, обсуждение темы исследования, методов исследования, способов подтверждения гипотезы, выдвинутой совместно с дошкольниками)
2- Этап реализации (совместная работа всех участников проекта, обсуждение информации, полученной детьми в ходе исследования, проведение опросов, подтверждение (или опровержение) гипотезы, совместный вывод по результату исследования, выработка плана по презентации результата исследования)
3- Этап презентации проекта (оформление материалов проекта, коллективные работы, подбор художественных произведений по теме проекта- определение темы спектакля для родителей и детей других групп, работа по подготовке атрибутов к спектаклю и к играм по теме проекта)
Оценка результативности проекта : интерес дошкольников к проекту, степень активности участников проекта, оценка эмоционального настроя участников проекта, оценка затруднений в ходе реализации проекта, внешняя оценка результатов проекта (родители, коллеги, администрация)
Реализация проекта :
Проект проводился в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Начиная работу по проекту, оттолкнулась от того, что 4 октября отмечается Всемирный день защиты животных. В России эта дата отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных. День животных установлен с целью повышения осознания общественностью необходимости защиты окружающей среды, повышения активности в защите животных. Дошкольный возраст- очень благоприятный период, когда в человеке можно заложить основы гуманного отношения ко всему окружающему. Мы одна большая семья на нашей планете, и делая доброе дело, помогая нашим меньшим братьям, мы помогаем себе, учимся быть терпимее, добрее. Возник вопрос к детям? Чему могут научить нас, людей, животные. Среди ответов детей, был ответ- дружбе. Меня этот ответ натолкнул на мысль предложить детям поискать примеры дружбы среди животных. Когда говорят о дружбе, имеют ввиду отношения между людьми. А ведь дружат между собой не только люди, но и животные.
Ответы детей о дружбе между животными :
-Дружба между животными - это когда они не нападают друг на друга, живут в мире и согласии.
-Если звери дружат, они никогда не обижают друг друга и не спорят между собой.
-Даже совершенно разные животные бывают хорошими друзьями.
С детьми определили цель нашего проекта : Выяснить существует ли дружба между животными?
Вместе с детьми определили задачи нашей совместной работы:
-Изучить и проанализировать книги, по данной теме, попросить помочь родителей найти информацию в интернете.
-Выяснить какие отношения существуют между животными.
-Изучить, как животные помогают друг другу.
-Провести опрос родителей по теме.
-Сделать вывод по теме.
-Подготовить выставку материалов по теме.
С детьми выдвинули гипотезу:
Дружба между животными существует.
Определили методы исследования:
-Литература.
-Интернет.
-Опрос.
-Индивидуальные проекты.
-Защита проектов.
-Оформление материала по проекту (коллективная работа).
-Презентация проекта.
После самостоятельного поиска информации по теме проекта, с детьми пришли к выводу, что наша гипотеза подтверждается в художественной литературе, сказках, энциклопедиях, много фактов было найдено с помощью интернет- ресурсов.
Примеры фактов:
-Дружба тигра Амура и козла Тимура;
-Птицы живут на животных и помогают избавиться от паразитов;
-Пингвины помогают друг другу согреться;
-Дружба между пеликаном и собакой;
-Собака проявила материнские чувства к поросенку;
-Взоопарках собак часто используют в качестве «приемных матерей» для детенышей животных;
-Кошка стала приемной мамой для цыплят и другие примеры.
Дошкольники подтверждали свои факты картинками, фотографиями, дети с удовольствием узнавали занимательные факты о необычной дружбе детей и рассказывали о них.
Параллельно дети проводили опрос родителей, знакомых о том существует ли дружба между животными. Большинство опрошенных отвечали на вопрос положительно. На вопросы детей чему может научить дружба животных, опрошенные отвечали: доброте, заботе, взаимопомощи.
Вместе с детьми сделали выводы:
-Дружба между животными существует;
-Очень тесная и долгая дружба возникает между животными, которые росли вместе;
-Животные дружат, чтобы помочь друг другу;
-Человеку есть чему поучиться у животных.
Тем самым гипотеза была подтверждена: дружба между животными существует.
Следующим этапом нашего совместного творчества явился - оформительский (с детьми оформляли материалы проектов, сделали книгу интересных фактов, выполняли коллективные работы по теме). Решили о нашем исследовании рассказать детям других групп, пригласили их в гости, а также решили подобрать игры о животных, подготовить спектакль о дружбе животных, который можно было бы показать родителям и детям из других групп. Вместе с детьми подготовили атрибуты к играм, спектаклю и с удовольствием презентовали результаты нашей работы. Коллективная работа, выполненная детьми «Необычная дружба зверей» была также презентована на районной ярмарке детских тематических проектов «Я и природа», а воспитанница представляла стихотворение о дружбе тигра Амура и козла Тимура.
Считаю, что реализация данного проекта послужила главной цели воспитания дошкольников : воспитания духовности, нравственности и гуманности.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!