Папки-передвижки

Конспект НОД по экологическому развитию «Поможем птицам перезимовать»

Юлия Миляева
Конспект НОД по экологическому развитию «Поможем птицам перезимовать»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по экологическому развитию

Тема: «Поможем птицам перезимовать»

Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц; формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи образования:

Публикация «Конспект НОД по экологическому развитию „Поможем птицам перезимовать“» размещена в разделах

• Расширять знания детей о птицах нашего города, их питании, формировать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями. (Познавательное развитие) ;

• Предупреждать утомляемость детей, закреплять умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. «Физическое развитие»;

Активизировать словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно. Сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений) (Социально-коммуникативное развитие) .

Задачи воспитания :

• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;

Задачи развития :

Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Планируемые результаты:

Принимает активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, умеет формулировать ответы на вопросы педагога, владеет диалогической формой речи, эмоционально реагирует на литературное произведение, активно и доброжелательно ведет себя в процессе коллективной деятельности.

Тип занятия : обобщающее

Возрастная группа: старшая группа

Длительность НОД: 25 минут.

Работа над словарё м: кормушка, корм, зимующие, оперение.

Приё мы руководства деятельностью детей:

1. Словесный (чтение, беседа) ;

2. Наглядный (демонстрация, показ) ;

3 Игра (познавательная, развивающая, двигательная) ;

4. Аудиозаписи

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие детей, Речевое развитие детей, Физическое развитие детей, Социально-коммуникативное развитие детей.

Материалы и оборудование:

• Аудио запись голоса птиц;

• Карточки, с изображением зимующих птиц;

• Шапочки птиц по количеству детей;

• Кормушка для птиц ;

• Виды корма;

• Магнитофон с диском;

• Проектор, компьютер для просмотра презентации;

Виды детской деятельности в НОД: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня, по дороге в детский сад я заметила на дереве синичку. Я хотела рассмотреть ее, поближе, но, к сожалению, не успела, синичка улетела. Я даже немного расстроилась, но вдруг увидела, что на ветке висит что-то блестящее. Я подошла поближе и увидела красивый конверт. Наверное, синичка его не просто так на дерево принесла. Я взяла конверт и принесла в детский сад, чтобы показать вам. Давайте вместе посмотрим, что в этом конверте.

Воспитатель читает письмо

«Пришла зима. Дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег,голые деревья скрипят от холода. И все трудней стало жить птицам. Нередко мы голодаем. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Ребята мы просим вас о помощи»

Воспитатель: Вы заметили, как мало стало птичек на улице? Скажите, как вы думаете, куда они делись? (ответы детей)

Правильно, птицы улетели в теплые края, такие птицы называются перелетными. Но, не все птички улетели, птицы которые остаются у нас на зиму, называются зимующими.

А как живется птицам зимой? (ответы детей)

Послушайте стихотворение К. Мухаммали «Как птице перезимовать».

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей…

Ребята кто же может помочь голодающим птицам (Ответы детей)

Послушайте продолжение стихотворения.

Скорей на помощь дети!

Ведь в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу.

А то и манной кашки,-

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

Воспитатель:. Ребята вы хотите помочь птицам? А как? (ответы детей)

-Правильно, можно сделать и повесить кормушки

Воспитатель вносит в группу кормушку. Дети рассматривают кормушку, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, каким кормом кормили птиц.

Ребята, надо и на нашем участке тоже повесить кормушку, но чем мы будем кормить птиц? (ответы детей)

Воспитатель: Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде. Для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно подвесить кусочки несоленого сала, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны очень любят очистки от овощей, снегири-семечки арбуза, тыквы

На столе разложены варианты корма для птиц : конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.

Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)

Воспитатель: Чтобы правильно кормить птиц необходимо соблюдать некоторые правила

-вовремя подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

-Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время;

-кормить птиц регулярно,ежедневно, именно в морозы нужна пища каждый день чтобы птицам выжить;

-корма класть немного,именно подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит о том,что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать,как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

(З. Александрова «Новая столовая»)

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Теперь мы с вами знаем, какой корм любят птички. Во время прогулки мы установим кормушку на улице. А сейчас предлагаю вам отправиться в зимний парк и познакомиться с зимующими птицами. Чтобы быстро оказаться в парке нам нужно произнести волшебные слова.

Вправо-влево покружитесь

и в парке зимнем окажись

(сразу звучит пение птиц, когда оказываемся «в парке» пение птиц прекращается) .

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас встречают зимующие птицы, сейчас мы познакомимся с ними. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни. А вот и первая птичка нас встречает. Отгадайте как ее зовут?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый.

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гур-гур)

Воспитатель. А вот и следующая птичка

Трещит на весь зелёный лес,

Сверкая белым боком,

Расскажет множество чудес

Болтливая ….

(Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD -диске)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель.

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD- диске)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD -диске)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD -диске)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Воспитатель. Что это за птица?

На кормушку к нам зимой

Прилетает птица

С жёлтой грудкой пуховой –

Шустрая

(Синица)

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD -диске)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Картинка с изображением клёста появляется на слайде.

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

(Свиристель)

Картинка с изображением свиристели появляется на слайде.

Воспитатель. Воспитатель : Ну вот ребята мы познакомились с зимующими птицами нашего парка, а запомнили ли ребята зимующих птиц сейчас проверим Дидактическая видео игра «Четвёртый лишний». Дети находят среди четырёх птиц одну перелётную. Молодцы ребята справились с заданием, вам поиграть в игру «Птичья столовая»

Подвижная игра «Птичья столовая»

Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Воспитатель: Ребята, а сейчас холодно, почему птички не замерзают? Какой у них есть секрет? (ответы детей).

Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в птичью лабораторию, где будем ставить опыт.

Познавательно-исследовательская деятельность

- Мы с вами часто наблюдали, как воробьи купались в лужах и сейчас они барахтаются в снегу, почему они не намокают?

ОПЫТ. с пипетками и перьями -техника безопасности

Опыт № 1: дети наносят вазелин на кисть руки, сбрызгивают водой; наблюдают, как вода собирается в капельки и скатывается с кожи.

Делают вывод: вазелин жирный, поэтому вода стекает.

- Птицы не могли бы плавать, если бы их перья не покрывал слой жира, который спасает птиц от намокания и замерзания.

Опыт № 2: Дети берут по пёрышку, и пипеткой капают на перышко. Наблюдать, как вода собирается в капельки и стекает с пёрышка.

Делают вывод: птицы не намокают и не замерзают за счёт жира, который покрывает перья, благодаря чему вода не проникает, а скатывается с оперенья

Воспитатель: Ребята как вы думаете, теперь птицам легче будет пережить зиму, если мы с вами будем помогать птицам, оберегать птиц (ответы детей).

Ребята послушайте стихотворение А. Яшина

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель. Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)

Сегодня вечером, кто захочет, нарисуйте понравившихся птиц, и покажет своим родителям. Мне сегодня понравились ваши ответы. А что вам больше всего понравилось? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующей раз?А сейчас мы пойдем на прогулку и покормим наших пернатых друзей.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по физическому развитию и экологическому воспитанию «Поможем зимующим птицам» Задачи: -Развивать координацию движений, глазомер, быстроту реакции, ловкость, силу, ориентировку в пространстве, двигательные навыки в.

Конспект музыкального занятия для средней группы «Поможем птицам перезимовать» Задачи:1. Формировать представления о зимующих птицах 2. Учить воспринимать песни, понимать их содержание. 3. Совершенствовать умение чисто.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе «Трудно птицам зимовать — надо птицам помогать» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка» (МБДОУ «Детский сад №.

Конспект НОД во второй младшей группе «Поможем птицам в зимнюю стужу». Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Поможем птицам в зимнюю стужу» Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Коммуникация»,.

Конспект ООД «Поможем птицам зимой» в подготовительной группе Конспект организованной образовательной деятельности «Поможем птицам зимой» Подготовительная группа Подготовила: воспитатель первой.

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Трудно птицам зимовать — надо птицам помогать!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка» (МБДОУ «Детский сад №.

Конспект квест-игры по экологии для детей подготовительной к школе группы «Поможем птицам» Квест - игра по экологии для детей подготовительной к школе группы. Подготовила Бондаренко Т. Н. воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад.

Акция «Поможем птицам!»Акция «Поможем птицам!» Голодно зимою птичкам, Этим крохам-невеличкам. Снег засыпал все дорожки, Где найти им хлеба крошки? И решили дети дружно, Что помочь малышкам.

Проект «Поможем птицам зимой» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный (2 недели). Возраст детей: 6-7 лет. Участники:.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Поможем птицам в зимнюю стужу» Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Тема: «Поможем птицам в зимнюю стужу» Цель: 1. Продолжать знакомить детей с зимующими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологическому развитию «Поможем птицам перезимовать»
Опубликовано: 2 июня 2018 в 11:24
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по экологическому развитию «Поможем птицам перезимовать»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Миляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД