Юлия Миляева
Конспект НОД по экологическому развитию «Поможем птицам перезимовать»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому развитию
Тема: «Поможем птицам перезимовать»
Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц; формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи образования:
Публикация «Конспект НОД по экологическому развитию „Поможем птицам перезимовать“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
• Расширять знания детей о птицах нашего города, их питании, формировать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями. (Познавательное развитие) ;
• Предупреждать утомляемость детей, закреплять умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. «Физическое развитие»;
• Активизировать словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно. Сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений) (Социально-коммуникативное развитие) .
Задачи воспитания :
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
Задачи развития :
• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Планируемые результаты:
Принимает активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, умеет формулировать ответы на вопросы педагога, владеет диалогической формой речи, эмоционально реагирует на литературное произведение, активно и доброжелательно ведет себя в процессе коллективной деятельности.
Тип занятия : обобщающее
Возрастная группа: старшая группа
Длительность НОД: 25 минут.
Работа над словарё м: кормушка, корм, зимующие, оперение.
Приё мы руководства деятельностью детей:
1. Словесный (чтение, беседа) ;
2. Наглядный (демонстрация, показ) ;
3 Игра (познавательная, развивающая, двигательная) ;
4. Аудиозаписи
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие детей, Речевое развитие детей, Физическое развитие детей, Социально-коммуникативное развитие детей.
Материалы и оборудование:
• Аудио запись голоса птиц;
• Карточки, с изображением зимующих птиц;
• Шапочки птиц по количеству детей;
• Кормушка для птиц ;
• Виды корма;
• Магнитофон с диском;
• Проектор, компьютер для просмотра презентации;
Виды детской деятельности в НОД: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня, по дороге в детский сад я заметила на дереве синичку. Я хотела рассмотреть ее, поближе, но, к сожалению, не успела, синичка улетела. Я даже немного расстроилась, но вдруг увидела, что на ветке висит что-то блестящее. Я подошла поближе и увидела красивый конверт. Наверное, синичка его не просто так на дерево принесла. Я взяла конверт и принесла в детский сад, чтобы показать вам. Давайте вместе посмотрим, что в этом конверте.
Воспитатель читает письмо
«Пришла зима. Дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег,голые деревья скрипят от холода. И все трудней стало жить птицам. Нередко мы голодаем. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Ребята мы просим вас о помощи»
Воспитатель: Вы заметили, как мало стало птичек на улице? Скажите, как вы думаете, куда они делись? (ответы детей)
Правильно, птицы улетели в теплые края, такие птицы называются перелетными. Но, не все птички улетели, птицы которые остаются у нас на зиму, называются зимующими.
А как живется птицам зимой? (ответы детей)
Послушайте стихотворение К. Мухаммали «Как птице перезимовать».
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей…
Ребята кто же может помочь голодающим птицам (Ответы детей)
Послушайте продолжение стихотворения.
Скорей на помощь дети!
Ведь в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу.
А то и манной кашки,-
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
Воспитатель:. Ребята вы хотите помочь птицам? А как? (ответы детей)
-Правильно, можно сделать и повесить кормушки
Воспитатель вносит в группу кормушку. Дети рассматривают кормушку, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, каким кормом кормили птиц.
Ребята, надо и на нашем участке тоже повесить кормушку, но чем мы будем кормить птиц? (ответы детей)
Воспитатель: Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде. Для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно подвесить кусочки несоленого сала, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны очень любят очистки от овощей, снегири-семечки арбуза, тыквы
На столе разложены варианты корма для птиц : конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Воспитатель: Чтобы правильно кормить птиц необходимо соблюдать некоторые правила
-вовремя подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
-Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время;
-кормить птиц регулярно,ежедневно, именно в морозы нужна пища каждый день чтобы птицам выжить;
-корма класть немного,именно подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит о том,что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать,как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(З. Александрова «Новая столовая»)
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Теперь мы с вами знаем, какой корм любят птички. Во время прогулки мы установим кормушку на улице. А сейчас предлагаю вам отправиться в зимний парк и познакомиться с зимующими птицами. Чтобы быстро оказаться в парке нам нужно произнести волшебные слова.
Вправо-влево покружитесь
и в парке зимнем окажись
(сразу звучит пение птиц, когда оказываемся «в парке» пение птиц прекращается) .
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас встречают зимующие птицы, сейчас мы познакомимся с ними. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни. А вот и первая птичка нас встречает. Отгадайте как ее зовут?
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый.
(Воробей)
Картинка с изображением воробья появляется на слайде.
Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)
Картинка с изображением голубя появляется на слайде.
Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
Воспитатель. Как голубь воркует? (Гур-гур)
Воспитатель. А вот и следующая птичка
Трещит на весь зелёный лес,
Сверкая белым боком,
Расскажет множество чудес
Болтливая ….
(Сорока)
Картинка с изображением сороки появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD -диске)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель.
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD- диске)
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель. О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD -диске)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
(Снегири)
Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.
Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD -диске)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Воспитатель. Что это за птица?
На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая
(Синица)
На слайде появляется картинка с изображением синицы.
Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD -диске)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Картинка с изображением клёста появляется на слайде.
Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристель)
Картинка с изображением свиристели появляется на слайде.
Воспитатель. Воспитатель : Ну вот ребята мы познакомились с зимующими птицами нашего парка, а запомнили ли ребята зимующих птиц сейчас проверим Дидактическая видео игра «Четвёртый лишний». Дети находят среди четырёх птиц одну перелётную. Молодцы ребята справились с заданием, вам поиграть в игру «Птичья столовая»
Подвижная игра «Птичья столовая»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.
Воспитатель: Ребята, а сейчас холодно, почему птички не замерзают? Какой у них есть секрет? (ответы детей).
Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в птичью лабораторию, где будем ставить опыт.
Познавательно-исследовательская деятельность
- Мы с вами часто наблюдали, как воробьи купались в лужах и сейчас они барахтаются в снегу, почему они не намокают?
ОПЫТ. с пипетками и перьями -техника безопасности
Опыт № 1: дети наносят вазелин на кисть руки, сбрызгивают водой; наблюдают, как вода собирается в капельки и скатывается с кожи.
Делают вывод: вазелин жирный, поэтому вода стекает.
- Птицы не могли бы плавать, если бы их перья не покрывал слой жира, который спасает птиц от намокания и замерзания.
Опыт № 2: Дети берут по пёрышку, и пипеткой капают на перышко. Наблюдать, как вода собирается в капельки и стекает с пёрышка.
Делают вывод: птицы не намокают и не замерзают за счёт жира, который покрывает перья, благодаря чему вода не проникает, а скатывается с оперенья
Воспитатель: Ребята как вы думаете, теперь птицам легче будет пережить зиму, если мы с вами будем помогать птицам, оберегать птиц (ответы детей).
Ребята послушайте стихотворение А. Яшина
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель. Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)
Сегодня вечером, кто захочет, нарисуйте понравившихся птиц, и покажет своим родителям. Мне сегодня понравились ваши ответы. А что вам больше всего понравилось? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующей раз?А сейчас мы пойдем на прогулку и покормим наших пернатых друзей.