Елена Дарахонова
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Вода и её удивительные свойства»
Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему : «Вода и её удивительные свойства».
Цель: совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Вода и её удивительные свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
1. В процессе различных видов деятельности расширять представление детей о свойствах воды, развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.
2. Познакомить детей с профессией лаборант.
3. Дать понятие детям о свойстве воды - вода не имеет цвета, запаха, вкуса; не имеет формы, принимает форму сосудов.
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей со свойствами воды (вода — это жидкость, отсутствие собственной формы, без цвета, без вкуса, без запаха, прозрачная, совершенствовать знания детей о значимости воды в жизни человека.
• продолжать знакомить со свойствами и состояниями воды
• Учить детей проводить несложные опыты с водой.
• Упражнять детей в умении получать новые сведения о воде в процессе практического исследования.
Развивающие:
• Развивать у детей познавательный интерес, через проведения опытов с водой по инструкции воспитателя.
• Развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление, способность сравнивать, делать выводы
• Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение товарища, отстаивать своё мнение.
Воспитательные
• Воспитывать аккуратность, умение содержать в порядке свое рабочее место во время проведения опытов.
• Воспитывать интерес к окружающему миру и экспериментированию.
• Воспитывать бережное отношение к использованию воды.
• Воспитывать умение соблюдать необходимые меры безопасности во время проведения опытов.
Развитие словаря: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. Ввести в активный словарь детей: жидкость, отсутствие собственной формы, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, лаборатория.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Беседы о воде, «Пресная вода», «Кому и зачем необходима вода», «Кто живет в воде», рассматривание иллюстраций по теме, знакомство с профессией лаборанта и предметов необходимых в лаборатории для проведения опытов, загадывание загадок о воде. Наблюдение за водой на прогулках.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, одноразовые прозрачные стаканчики, 3-4 пипетки с краской, галька среднего размера, иллюстрации по теме, розеточка с гуашью, молоко, ватные палочки, моющее средство для посуды, сахар, чеснок, чайная ложка, блюдца. Схема «Правила поведения в лаборатории», по две формочки для песочницы разной формы. (все перечисленные предметы на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Часть 1
Воспитатель: (дети сидят на стульчиках в игровой зоне группы) Сегодня мы с вами поговорим о воде, её свойствах и значении.
Воспитатель: ребята, какая бывает вода?
Ответы детей: горячая, холодная, пресная, газированная.
Воспитатель: в каком состоянии мы знаем воду?
Ответы детей: твердая, жидкая.
Воспитатель: что вода делает?
Ответы детей: журчит, капает, растекается, замерзает, тает.
Воспитатель: для чего нужна вода человеку?
Ответы детей: поливать растения, готовить еду, купаться.
Воспитатель: всё верно, молодцы!
Ответы детей: (Ребята, посмотрите, что это у меня? Правильно – это вода, она пришла сегодня к нам гости со своими загадками. Разгадаем загадки, которые принесла нам вода?
Воспитатель:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(Вода)
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
(Снег)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
(Роса)
По синему небу
Белые гуси плывут.
(Облака)
Растёт вниз головой
Не летом, а зимой
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька)
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(Вода)
Воспитатель: правильно, молодцы! Ребята мы с вами много беседовали о разных профессиях и многообразии предметов нужных для каждой профессии. Давайте сейчас вспомним профессии какие вы уже знаете.
А сейчас я вас познакомлю с профессией лаборант (воспитатель показывает фото). Посмотрите у лаборантов есть своя форма. Лаборанты работают в лабораториях, где есть специальное оборудование, которое помогают учёным ставить разные опыты и эксперименты. Проводят свои исследования в специальных лабораториях.
Так как мы с вами еще не всё знаем о воде, предлагаю провести несколько экспериментов о свойствах воды в нашей лаборатории.
Но прежде, чем начать работу в нашей лаборатории и проводить эксперименты, я вам расскажу о правилах поведения в лаборатории (воспитатель показывает схему «Правила поведения в лаборатории»).
-Вся деятельность в лаборатории ведется с разрешения воспитателя
-Без разрешения воспитателя не следует брать приборы и объекты исследования
-В лабораторию не следует приносить посторонние предметы и игрушки
-При выполнении опытов и экспериментов нельзя толкаться и мешать друг другу
-После каждого опыта делать вывод
-После проведение опытов и экспериментов следует привести в порядок рабочее -место и помыть руки.
Воспитатель: приглашаю вас в нашу лабораторию (дети садятся за столы, на которых для каждого ребё нка приготовлено:
- 3 прозрачных стакана с питьевой водой
- кусочек комкового сахара
- половинка зубчика чеснока
- галька среднего размера
- розеточка с гуашью любого цвета
- чайная ложка
- блюдце с молоком
- ватная палочка
- две формочки для песочницы разной формы
- три или четыре пипетки с краской разного цвета)
Часть 2
Опыт№1 «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель: на ваших столах стоят стаканчики с простой питьевой водой. Предлагаю взять в руки этот стакан с водой, попробуйте воду из него и скажите мне какой у неё вкус?
Ответы детей: у воды в этом стакане нет вкуса.
Воспитатель: теперь добавьте в стакан кусочек сахара, который лежит у вас на столах, размешайте его в воде с помощью ложки. Попробуйте теперь воду на вкус, что изменилось?
Ответы детей: вода в стакане стала сладкой.
Воспитатель: мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №2 «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: возьмите второй стакан с питьевой водой и понюхайте её. Как она пахнет?
Ответы детей: вода не имеет запаха.
Воспитатель: теперь возьмите дольку чеснока, положите в стакан и размешайте ложкой. Понюхайте, что произошло?
Ответы детей: вода изменила запах, пахнет чесноком.
Воспитатель: мы изменили запах воды.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №3 «Вода не имеет цвета, прозрачная»
Воспитатель: возьмите третий стакан с питьевой водой и посмотрите через него на меня или своего товарища, сидящего рядом, что вы видите,
Ответы детей: Колю, Наташу, воспитателя.
Воспитатель: положите в него камушек. Камушек видим?
Ответы детей: да.
Воспитатель: достаньте камушек из стакана и положите на стол. Теперь возьмите розетку с гуашью и с помощью ложки положите гуашь в стакан с водой, размешайте ложкой. Что произошло?
Ответы детей: вода поменяла цвет.
Воспитатель: теперь положите камушек в стакан с краской, камушек видно,
Ответы детей: камушка не видно.
Вывод: краска растворилась и изменила цвет воды.
Вода не имеет цвет, она прозрачная.
Воспитатель: молодцы! Хорошо поработали, теперь нужно немного отдохнуть.
Опыт №4 «Вода не имеет форму»
Воспитатель: посмотрите, в руках у меня поднос. Какой он формы?
Ответы детей: прямоугольной.
Воспитатель: правильно, прямоугольной. Каждый предмет имеет свою форму. А как вы думаете, вода имеет форму?
Ответы детей.
Воспитатель: сегодня я вам предлагаю провести ещё один опыт – узнаем имеет вода форму или нет.
У вас на столе лежат формочки из песочного набора. Посмотрите на них и скажите одинаковой ли они формы.
Ответы детей: формочки разной формы.
Воспитатель: возьмите один стакан с водой и налейте воду из него в одну из формочек. Что произошло с водой?
Ответы детей: вода растеклась в разные стороны по формочке.
Воспитатель: правильно, она растекается в разные стороны.
Возьмите другой стакан с водой и налейте воду из него в другую формочку, что произошло с водой?
Ответы детей: вода приняла форму этой формочки.
Воспитатель: можно сказать, что вода имеет какую – то определенную, точную форму?
Ответы детей: нет, вода принимает форму сосуда, в который ее налили.
Вывод: вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который ее налили.
Физкультминутка
«Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Часть 3
Игра - эксперимент
«Салют в блюдце с молоком»
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами проведём ещё один эксперимент. У вас на столах стоят блюдца с молоком и лежат питетки с краской разного цвета. Возьмите питетки и добавьте в центр блюдца с молоком по несколько капель краски из каждой питетки. Старайтесь делать это аккуратно чтобы не двигать тарелку.
А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим двигаться краску в молоке с помощью обычного моющего средства для посуды. И получится салют в блюдце с молоком.
У меня в правой руке ватная палочка, в левой руке стакан в которой налито моющее средство. Сейчас я подойду к каждому из вас, обмакну ватную палочку в моющее средство и эту палочку опущу в центр дна блюдца с молоком.
И вы увидите, что произойдёт! Молоко начнёт двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в блюдце с молоком.
Часть 4
Итог занятия.
Воспитатель: ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие?
Ответы детей: да.
Воспитатель: что нового мы сегодня узнали о воде?
Ответы детей: вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Можно изменить вкус, цвет и запах. Вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который её налили.
Воспитатель: молодцы! Хорошо работали, соблюдали все правила в проведении опытов. Наше занятие окончено, прошу привести свои столы в порядок.