Лепетан Ирина
Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в зимний лес по следам животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в зимний лес по следам животных»
Цель: Систематизировать знания детей о времени года зима и лесных животных.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Развивать речь, учить отвечать на поставленные вопросы.
Побуждать ребёнка к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Формировать основы безопасного поведения в лесу.
«Познавательное развитие»
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по экологии в средней группе „Путешествие в зимний лес по следам животных“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Способствовать углублению и обогащению знаний детей о диких животных. Расширять представления детей о лесе и его обитателях.
Закреплять знания детей о времени года зима.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
«Речевое развитие»
Задачи:
Развивать связную, диалогическую речь.
Активизировать в речи детей существительные, обозначающие животных.
Побуждать детей составлять короткие рассказы о том, что больше всего понравилось в путешествии по зимнему лесу.
«Физическое развитие»
Задачи:
Упражнять в ходьбе с высоким подниманием бедра.
Способствовать формированию правильной осанки.
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Развивать у детей эстетическое восприятие через изображения природы и музыку.
Ход НОД:
Вводная часть
Организационный момент:
Воспитатель:
- Сейчас на улице холодно, а в наших сердцах царит добро, тепло и хорошее настроение- Встанем в круг, улыбнемся друг другу и подарим свое настроение. Ведь улыбка – это подарок, а подарку всегда рады.
Игра «Передай свое настроение»
Собрались все дети вкруг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вправо, влево повернемся
И друг другу улыбнемся.
(Дети по цепочке передают свое настроение).
В центре круга на столе лежат картинки «Времена года»., воспитатель с детьми рассматривают их.
В: Ребята, я для вас подобрала картинки. На них изображены времена года. Какие времена года вы знаете?
Д: Осень, лето, зима, весна.
В: Какая картинка подходит к нашему времени года.
Дети выбирают подходящую картинку.
В: Какое это время года?
Д: Зима.
В: Правильно. Давайте повесим нашу картинку на доску.
Воспитатель с детьми подходят к доске. На столе около доски разложены карточки с признаками времен года.
В: По каким признакам вы определили, что сейчас зима?
Д: Потому что лежит снег.
Д: На улице зимой холодно.
Д: Солнышко светит, но не греет.
Д: Люди надевают теплую одежду.
В: Назовите её.
Д: на деревьях нет листьев
В: Выбирайте подходящие карточки.
Дети выбирают нужные карточки и закрепляют их на доске.
- Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?
- А что больше всего вам понравилось в лесу?
(ответы детей)
- А вы сможете объяснить, что означает слово лес?
(«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.)
В: Интересно, а что же происходит зимой в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес? (хотим). Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
не шуметь
не ломать ветки
не разжигать костёр
не мусорить.
Я предлагаю поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «это очень хорошо», если плохо, то все вместе кричим «это очень плохо»!
***
Если я приду в лесок
И кричу там громко? (это очень плохо)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (это очень хорошо)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (это очень хорошо)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (это очень хорошо)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (это очень плохо)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (это очень плохо)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (это очень хорошо)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (это очень хорошо)
А как нам попасть в такой красивый, волшебный зимний лес? Я знаю: мы попадем туда через волшебный сугроб. Давайте оденемся и отправимся в зимний лес.
1,2,3, 4, 5,
собираемся гулять.
если хочешь прогуляться,
нужно быстро одеваться.
надеваем мы штанишки
будем бегать в них вприпрыжку.
шапка с шарфиком сейчас
нам подходят в самый раз.
шубка нас всегда согреет.
в ней выходим мы гулять,
чтоб случайно не простыть и здоровенькими быть!
а теперь давай в сапожки
мы обуем наши ножки
и на ручках варежки для ребяток маленьких.
Дети перемещаются по группе по тропинке (шнур) с высоким подниманием бедра, имитируя ходьбу по сугробам.
Звучит музыка леса, на экране слайд зимнего леса (слайд 1).
В: Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А чем пахнет в зимнем лесу?
-Давайте ребята вдохнём лесного воздуха.
Дыхательное упражнение:
дети вдыхают носом воздух
на выдохе произносят: «Ух свежо!» (3раза)
В: Посмотрите, чьи-то следы на снегу. (На полу разложены картинки со следами.) Мы пойдем по следам и узнаем, кому они принадлежат. Дети с воспитателем идут по следам (останавливаются на знаке «?»).
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это?
Д: Лиса.
Изображение лисы появляется на экране (слайд 2).
В: Какого цвета у лисы мех.
Д: Рыжего.
В: Лиса зимой окраску не меняет. У неё хороший слух и нюх. Лисица проворный и осторожный зверь. А зачем лисе такой пушистый хвост?
Д: Согревает, следы заметает.
В: Где живёт лиса?
Д: В норке.
В: Посмотрите, здесь ещё есть следы. Дети с воспитателем идут по следам (останавливаются на знаке «?»).
Чьи они?
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Кто это?
Д: Заяц.
(Изображение зайца появляется на экране, слайд 3)
В: Правильно. А что вы можете рассказать о зайке? Какую шубку носит заяц зимой? (белую).
- Почему он сменил серую шубку на белую? (в белой шубке теплее и она помогает ему прятаться от врагов)
- Где живет зайка? - Чем питается заяц зимой? (корой, ветками деревьев)
В: А что помогает зайцу заметить опасность?
Д: Большие уши.
В: Посмотрите, как заяц запутал свои следы. Для чего он это делает?
Д: Спасается от хищников.
В: Посмотрите, здесь еще чьи-то следы. Дети с воспитателем идут по следам (останавливаются на знаке «?»).
Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь.
Дружбу водит лишь с лисой,
Страшный он, сердитый, злой.
Д: Волк.
(Изображение волка появляется на экране, слайд 4)
В: Что согревает волка зимой?
Д: Густая, плотная, теплая шерсть.
В: Цвет шерсти у волка зимой не меняется, остается серебристо – серой. У волка длинные сильные ноги и он долго может бежать.
В: Ребята, а вы больше ничего не заметили? Подходим по следам к ели, возле которой разбросаны шишки и орехи. Посмотрите, что тут произошло? Кто здесь побывал? (останавливаются на знаке «?»).
Щелкает орешки мелко,
Ну, конечно, это….
Д: Белка.
В: Что она искала в шишках?
Д: Семена.
(Изображение белки появляется на экране, слайд 4)
В: А, вот и сама белочка. Как называется жилище белок?
Д: Дупло.
В: В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Лазит быстро по деревьям.
(Изображение медведя появляется на экране, слайд 5)
В: Посмотрите, а кто же это такой? А почему не видно следов медведя?
Д: Он зимой спит в своей берлоге, сосет лапу. Еще с осени он накапливает толстый слой жира и спит до самой весны.
Игра «Кто где живет»
В: Ребята, посмотрите, животные леса ушли на прогулку и совсем забыли кто где живет, что же им делать? Мы поможем им помочь? А как?
Д: Показать, где они живут.
В: Вы друзья белочек, зайчиков, лисичек пока играет музыка гуляете вместе с ними, как только музыка замолкает вы, показываете им их жилье.
(Изображение зимнего леса появляется на экране, слайд 6)
Воспитатель подходит с детьми к макету зимнего леса.
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа сосны стройные стоят,
Слева елочки на нас глядят,
На деревьях нет листочков
И трава под снегом спит.
В: Зимой все деревья спят. Они перестают питаться и расти. Во «сне» расходуется меньше питательных веществ и тепла, что помогает деревьям выжить в холодные суровые зимы. Летом все деревья готовят себе теплые «шубы». Что это за шубы? «Шуба» для дерева — это пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло из дерева и не пропускает воду и воздух. Именно такая «шуба» не дает дереву замерзнуть даже в самые сильные морозы. Осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни деревьев от вымерзания – согрели их. А макушки деревьев укутал снег
В: Посмотрите, нашему лесу чего-то не хватает. Чего?
Д: Он не покрыт снегом.
В: Чем мы можем ему помочь?
Подходим за стол, на котором стоят тарелочки с деталями для поделки «Дерево в снегу».
В: А сейчас мы с вами выполним поделку «Дерево в снегу», чтобы лес стал еще чудеснее и красивее и ему было тепло в зимнюю стужу.
Звучит песня «Зимний лес». Дети выполняют поделку и ставят на макет.
В: Какие сказочные деревья у нас получились.
В лесную чащу тихо
Вошла Зима-портниха.
Берёзки очень рады
Спасибо за наряды.
Пушистые и белые
Зима наряды сделала.
И для лесов, и для полей
Пускай им будет, потеплей.
Деревьям всем в лесочке
Зима дала платочки,
А шубы их одела-
Сама повеселела!
В: Теперь я приглашаю вас в «Лесную школу».
Дети садятся на стульчики за стол. На столе перед каждым ребенком комплект карточек «Признаки времён года». На экране - изображение зимнего леса.
В: В каком лесу мы сегодня побывали?
Д: В зимнем лесу.
В: С какими животными мы встретились?
Д: С зайцем, лисой, белкой и волком.
В: А сейчас мы проверим, как вы запомнили следы животных.
Д/и «Чей след?»
В: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
В: Как красиво в лесу! Снег сверкает, и все деревья прикрыл от мороза. Но нам пора возвращаться домой. Дети с воспитателем подходят к сугробу.
До свиданья, зимний лес. Рады были встрече!
В: Вам понравилось наше путешествие?
Д: Да.
В: Что вы узнали нового?
Ответы детей.
В: А что наиболее запомнилось?
Ответы детей.
Поблагодарить каждого ребенка за участие на занятии.