Лариса Шишатская
Конспект НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе «Природа осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Расширить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью.
Формировать навыки самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности.
Цели:
Развивать диалогическую речь, мышление, воображение.
Закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.
Обогащать и активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи.
Учить детей проводить несложные опыты с водой.
Публикация «Конспект НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе „Природа осенью“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Совершенствовать знания детей о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель)ъ
Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности,
Формировать диалоговое общение воспитателя и детей.
Воспитывать у детей любовь к природе и эстетические чувства к золотой поре.
Материалы и оборудование:
музыкальное сопровождение «Звуки осени», Пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка», глобус, картинка тучи и капелек дождя, цветные полоски бумаги (красный, жёлтый,голубой, зелёный, карточки в виде осенних листочков со смайликами.
вода (простая теплая, стакан с молоком, камешки, посуда (прозрачные стаканы, ложки чайные, трубочки для коктейля,
прозрачный кувшин 1 литр, таз, продукты (сахар-песок, соль, лимон)
Методы и приемы активизации познавательной деятельности :
наглядный,
экспериментирование,
наблюдения,
Предшествующая работа: Наблюдения за изменениями в природе в процессе прогулок; беседы по теме «Осень»; заучивание стихотворения З. Письмана «Осень в лесу», «Времена года» С. Маршака, чтение стихотворений «Осенью» А. Фета, «Золота осень» Б. Пастернака, «Листопад» И. Бунина; организация подвижных игр «Осенние листья», «Солнышко и дождик», рассматривание картин известных художников, изображающих осень, составление рассказов об осени, рисование на тему «Золотая пора».
ХОД:
1 ЧАСТЬ: погружение в ситуацию
-Ребята, давайте с Вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением!
-А вы любите когда к Вам приходят гости? Посмотрите, как много гостей к нам пришло.
Давайте поздороваемся с ними.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем привет и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
Доброе утро! Все вместе!
- Доброе утро!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Подарите улыбки друг другу, подарите улыбки нашим гостям.
2 ЧАСТЬ: информационный этап
Звучит пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка».
- Ребятки сегодня утром, пока я шла, по дороге вот, что нашла. (Показывает листики)
-Что это? (Листики)
-Листики! Они ведь должны быть зелёными. А что с ними случилось? (Они стали жёлтые)
- А почему? (Потому, что наступила осень.)
-Сейчас проверим правильно, ли вы ответили. Послушайте загадку, если ответы совпадут, значит ответ верный.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это… (осень)»
- Верно, ребята, в нашей загадке спряталась осень. А как вы поняли, что сейчас именно осень? (ответы детей)
- Все верно! Давайте расскажем об осени.
Дети читают стихотворение З. Письмана «Осень в лесу
1. Желтый лист кружит и вьется,
Дождик капает и льется,
Покраснели уж рябины,
Висят нити паутины.
2. Ветерок летит, вихрится
И негромко поют птицы,
Солнца лучик в тучках тает,
День быстрее убегает.
3. Лес наполнился грибами,
Лист, иголки под ногами.
На траве росинки тают,
Грибников в лес приглашают.
4. Ищет белочка орех,
Распушился ее мех.
Ежик ходит, не спешит,
А на спинке гриб лежит.
5. Зайчик прыгает, петляет,
Он капусту собирает.
Крот готовит закрома,
Не страшна ему зима.
- Ребята, а какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А сейчас у нас какой месяц осени? (октябрь)
-Верно, октябрь. А перед октябрём какой месяц был? (сентябрь)
- А какой месяц наступит после октября? (ноябрь)
- Хорошо, молодцы. И так, давайте проверим, какие же вы знаете признаки осени. Попробуем назвать самые важные признаки этой поры. (листики на деревьях стали жёлтыми, оранжевыми, красными; солнышко греет не так жарко; дует холодный ветер; чаще идут дожди)
- Правильно ребята! Вы правы: дни становятся короче, а ночи длиннее, солнце светит менее ярко, и греет не так сильно как летом, на улице становится холоднее, чаще идут дожди, на небе появляются серые облака, ветер становится сильнее и срывает пожелтевшие листья с деревьев, цветы увядают, трава становится бурой, насекомые начинают прятаться, а птицы улетают в теплые края, чаще идут дожди)
- Молодцы, все признаки осени вспомнили! А теперь, давайте прогуляемся по осеннему лесу.
Физкультминутка
Мы пойдем в осенний лес, полный сказочных чудес.
По дороге мы идем, листья сыплются дождем. (ходьба на месте.)
Красно – желтый листопад, обсыпает всех ребят. (поворот вокруг себя)
А по небу ходят тучи (руки вверх, не пробьется солнца лучик. (сжимать и разжимать кулаки)
Ветер дует с высоты (раскачивание руками наверху, вянут травы и цветы. (раскачивание внизу)
Мы к плечам прижали руки (руки к плечам, начинаем их вращать. (вращение локтями)
Прочь, усталость, лень и скука (сгибание рук в локтях). Будем листья собирать (руки на пояс)
То налево посмотрели, то направо поглядели.
Лист дубовый, клена лист ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)
Низко – низко приседаем, и листочки собираем. (присели)
Много листьев мы нашли (встали, руки в стороны).
Здравствуй, осень, мы пришли. (опустили руки)-
3 ЧАСТЬ: Проблемный этап
- Послушайте, ребята, что это?
Звук дождя.
- Это дождь.
- К нам в гости тучка пришла. (Показывает изображение тучки)
С собой дождик принесла.
Туча по небу гуляла,
В сети солнышко поймала.
Посадила под замок,
Чтоб никто не уволок.
И от радости такой,
Туча хлынула водой.
Стала землю поливать,
(Показывает глобус)
Да дождем детей пугать:
"Все залью своей водицей,
Так как я теперь царица!
Убегайте, кто куда,
Будет здесь одна вода".
Показывает картинку тучи и капелек дождя.
- Тучка в гости пришла с собой капельки воды принесла (Показывает стакан с водой)
Ребята что это тучка принесла? (Это вода.)
-Вода окружает нас повсюду. Посмотрите на глобус. Вот так выглядит планета, на которой мы с вами живем. А какого цвета больше всего на глобусе? (Голубого.)
-Правильно! Голубым цветом обозначена вода на глобусе. Это моря и океаны, наполненные водой.
- А зачем нам нужна вода? А смогли бы мы жить без воды?
- Ребята наша тучка, что-то загрустила,а чтобы тучка не грустила и снова не пошёл дождь давайте поиграем и повеселим тучку.
Игра «Солнышко и дождик»
Правила игры.
1. На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки.
2. Выполнять движения, согласовывая их со словами и подражая воспитателю.
Проведение.
Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)
Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.
А вы боитесь дождика?
Ребята давайте сядем на скамеечку- это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.
“Солнышко, солнышко,
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять –
Станут бегать и играть” (дети бегают и играют)
-Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)
Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!
“Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи”
-Пойдёмте, выйдем на улицу, посмотрим, закончился дождь или нет?
-Ребята смотрите закончился дождик,
теперь можно выходить поиграть, и дальше продолжать.
- Ну вот мы отдохнули и повеселили тучку. Теперь ответьте, ребята, какого цвета вода? Такого же цвета, как обозначена на глобусе?
- Сейчас мы всё узнаем.
1 опыт: «Прозрачность» - У меня в стакане молоко.
- Закройте глазки, я туда что-то опущу.
- Открывайте глазки. Посмотрите, Вы видите что там лежит? (нет).
-А теперь опустите камешек в свой стаканчик с водой.
-Вы видите камешек в воде? (да)
-Значит какая вода? Она прозрачная. (повторить с детьми)
2 опыт :«Цвет воды»
- Сейчас мы узнаем, какого цвета вода. На столе лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
-Можно ли сказать, что вода голубая? Зеленая? Желтая? Красная? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок) .
-Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды? (У воды нет цвета. Она бесцветная (повторить с детьми)
-У воды нет цвета, но ее можно подкрасить. И тогда цвет воды будет зависеть от того какую краску мы добавим.
(окрашивание воды). Вода становится окрашенной.
3 опыт: «Запах воды»
- Ребята, давайте узнаем, есть ли у воды запах, чем она пахнет? Понюхайте воду в своих стаканчиках.
- Чем пахнет? (У чистой воды нет запаха.)
- Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. -Есть запах? (Есть.)
- А почему вода с лимоном пахнет? (Потому, что лимон пахнет.)
- Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?
-Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то уводы появится запах того, что в нее добавили.
4 опыт: «Вкус воды»
- А теперь определим вкус воды (даю по 2 стаканчика с кипяченой водой, предлагаю попробовать)
-Какой вкус у воды? (У воды нет вкуса, она безвкусная.)
- А теперь добавьте в стаканчик соль. Попробуйте. Какая вода? (соленая)
-В другой – сахар. Какой стала вода? (сладкая).
-У воды нет вкуса, но она приобретает вкус того вещества, которое мы добавляем.
5 опыт: «Звуки воды»
-Ребята, как вы думаете, мы можем услышать звуки воды?
- Давайте послушаем. Вы что-нибудь слышите? (ответ детей) -Верно, мы не слышим воду, когда она не подвижная, т. е. не двигается. Но, если мы перельем воду, то мы услышим звук воды. (предложить вылить воду в таз).
- Где еще можно услышать как звучит вода (падают капли, дождь, вода бежит из крана, ручей, водопад.)
-А в завершении мне хочется прочесть стихотворение о воде!
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!
Рефлексия
-Что Вам больше всего понравилось?
-Что было трудно?
-Кому бы хотели рассказать?
-Выберите и покажите листик, который соответствует вашему настроению сейчас.
Дети выбирают и показывают листик с улыбающимся или грустным смайликом.