Олеся Савкина
НОД по экологии «Прогулка в лес» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по экологии (средняя группа)
Тема. «Прогулка в лес».
Вид деятельности: интегрированная (познавательная, игровая)
Образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно эстетическое развитие;
физическое развитие.
Цели и задачи:
«Познавательное развитие»
Публикация «НОД по экологии „Прогулка в лес“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- расширять представления детей о лесе - дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные (волк, лиса, заяц, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить различать этих животных по особенностям внешнего вида;
-активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок и разрешение проблемной ситуации;
«Социально – коммуникативное развитие»
- формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе непосредственно – образовательной деятельности;
- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности;
- воспитывать любовь к родному краю, животным леса;
«Речевое развитие»
- Обогащать и активизировать словарный запас детей (бурый медведь, клыки у волка, лиса хитрая, заяц трусишка);
- формировать интонационную сферу;
«Физическое развитие»
- обогащать двигательный опыт детей;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого;
- формировать привычку здорового образа жизни;
«Художественно – эстетическое развитие»
- закреплять знания о красоте леса;
- помочь увидеть красоту природы;
- приобщать к познавательной литературе через чтение энциклопедий, литературе природоведческого содержания;
- приобщать к слушанию звуков леса.
Оборудование: видеоматериал, компьютер, таз с водой, жир, полотенца, атрибуты для лесной феи: венок, палочка, накидка, картинки для игры, аудиосопровождение, массски животных (Белка, Лиса, Волк, Медведь, Еж, Заяц).
Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций о животных, беседа.
Ход занятия:
Воспитатель. Дети сегодня вас ждет замечательное путешествие в лес. Но в начале, я хочу вас спросить. Вы любите животных? Дети отвечают.
Да ребята, лес наше богатство и животный мир леса очень разнообразен, и я хочу вам предложить отправиться на прогулку, вы согласны? Ответы детей.
Воспитатель: Но, чтобы отправиться в лес нужно сказать волшебные слова (закрывают глаза).
Дружно все мы покружились
И в лесу чудесном очутились.
Открываем глазки. (Звучит музыка леса, пение птиц и включается видео).
Воспитатель: Вот дети мы с вами и в лесу. Как здесь красиво. В лесу много разных деревьев. Каких? (Дети перечисляют).
Воспитатель: А под ними, что растет? (грибы, ягоды, трава). В лесу тихо и темно, потому что деревья высокие, солнце не видно, можно заблудиться.
Воспитатель: В каждом лесу есть не только деревья. Как вы думаете, кто ещё живёт в лесу?
Дети: звери, птицы, насекомые.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с вами сказку «Колобок». Какие звери повстречались ему на пути?
Дети. Заяц, волк, медведь, лиса.
Воспитатель. Правильно. А теперь расскажите мне о каждом из них, но для начала отгадайте загадку, которую я вам загадаю.
Воспитатель. «У этого животного зимой шубка белая, а осенью серая». Кто это? (Заяц) (Слайд зайца)
Воспитатель. Смотрите вот он, какой заяц. Какая у него шубка цветом (серая). А зимой (будет белая).
-Уши у зайца, какие? (длинные)
-А какой хвост? (короткий).
- Чем питается заяц (травой, корой, морковкой, капустой). Кого зайчик боится? (волка).
Воспитатель. Да ребята, волка. (Слайд волка). Какой он злой или добрый? Какая у него шуба? Как называют его зубы? (клыки). Как называется его жилище? (логово). Чем питается волк? (зайцы, ягнята, телята).
Воспитатель: Садитесь на стульчики. А сейчас, отгадайте загадку. «Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает», кто это? Медведь. (Слайд медведя). Скажите, какого размера наш медведь? (большой). А какого цвета у него шуба (бурая). Давайте посмотрим на экран. Бурый медведь – огромный, сильный зверь, если он поднимется на задние лапы, то будет намного выше человека. Чем питается бурый медведь? (рыбой, травой, ягодами). Ребята, как вы, думаете, почему медведь не мерзнет? (У него теплая, меховая шкура). Они очень любят купаться в ледяной воде и не мерзнут. Почему? Давайте с вами это выясним с помощью опыта.
Опустите руки в воду. Какая вода? (холодная). Сразу же выньте их и встряхните. Какие руки? (мокрые). Вытираем насухо руки и смазываем жиром. Опустите руки в воду. Выньте их и встряхните. Какие руки (сухие). Вот поэтому медведь и не мерзнет, потому что его защищает толстый слой подкожного жира.
Воспитатель. А кто же в сказке съел Колобка? (Лиса). Давайте посмотрим и скажем, какая же лиса? (Слайд лисы).
Дети. Хитрая, рыжая.
Воспитатель. А какой у лисы хвост? (большой и пушистый). А чем питается лиса? (она охотится на зайца, ворует курей, ловит полевых мышей).
Воспитатель. А кто еще кроме перечисленных вами зверей живет в лесу?
Дети. Белка, ежик. (Слайды белки и ежика).
Воспитатель. А для чего ежику нужны иголки? А как называется домик белки?
Игра: «Подбери правильную картинку». (Детям, одевают маски животных, и выбирают правильную картинку для своего животного).
Воспитатель. Ребята, а птицы в лесу живут? Какие? (синички, дятлы, совы, кукушки и др.? А какую птицу вы видите на нашем дереве? (Дятел и синичка). А я ребята, знаю одну интересную игру, которая и называется «Дятел». (Играем в игру Дятел).
Дятел в дерево стучал, Дети, сидя друг за другом стучат пальчиками по спинке,
Он еду себе искал, Продолжают стучать пальчиками,
Всю еду, он быстро съел,
И на другое дерево перелетел. Показывают движение,машут крыльями.
Воспитатель. А почему во время прогулки нельзя в лесу шуметь?
Дети. Чтобы не испугать птиц и животных.
Воспитатель. Посмотрите на эти картинки, и скажите кто из детей хорошо поступает, а кто нет. (показ картинок о правилах поведения в лесу).
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Веселые животные». Я, обернусь лесной феей и под музыку, буду превращать вас в разных животных и птиц.
Игра «Веселые животные»
Воспитатель: Ребята, вы убедились, что настоящий лес полон разных зверей. Они сами умеют добывать себе пищу. А маленьким детям одним в лес ходить не стоит – опасно. Ну, вот ребята, наше путешествие по лесу закончилось. Пора возвращаться домой. Приготовились, кружимся и говорим волшебные слова:
Круг волшебный покрутись,
Детский садик покажись. (Под волшебную музыку дети кружатся).
Воспитатель. Ну, вот мы и дома. Вам понравилось в лесу? Какие животные леса нам встретились? Почему медведь зимой не мерзнет? Кого боится заяц? Зачем дятел стучит в кору дерева? Молодцы, а следующее наше путешествие будет в зоопарк к экзотическим животным.
Самоанализ занятия проведенного в средней группе
Савкиной Олесей Викторовной.
Тема занятия: «Кто живет в лесу».
Цели занятия:
1. Создать целостное представление о лесе и о животных, которые там обитают.
2. Познакомить с некоторыми лесными животными и птицами.
3. Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.
4. Дать понятие о значимости леса в природе.
5. Познакомить с правилами поведения в лесу.
6. Обогащать и активизировать словарь.
7. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова, противоположные по значению.
8. Развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память.
9. Формировать интерес к экспериментированию.
10. Воспитывать бережное отношение к животным и желание заботиться о них.
Задачи:
• Формировать интонационную выразительность речи, эмоциональную сферу.
• Развивать зрительное восприятие, мышление (логическое, наглядно-действенное, память, речь, внимание.
• Воспитывать бережное отношение к лесу, соблюдать правила поведения в нем, и стараться беречь все, что в нем находится.
Оснащение:
1. Картинки с изображением животных, птиц, овощей.
2. Аудио и видеосопровождение.
3. Таз с водой, полотенца, растительное масло для опыта.
4. Искусственные ели, нарисованные деревья, солнышко, грибы, трава, цветы.
5. Венок для лесной феи.
6. Маски для подвижной игры.
Занятие проходило в средней группе и длилось 30 минут, что соответствует возрасту детей. Программное содержание соответствует возрасту детей с 4 до 5 лет.
На занятии дети вели себя спокойно, старались быть внимательными, проявляли большой интерес, слушали указания, отвечали на вопросы воспитателя.
Гигиенические требования были выполнены полностью, занятие проводилось в проветренном помещении, при хорошем освещении. Внешний вид детей и музыкального зала соответствовал нормам этики.
По виду занятие – экологическое, так как речь шла о лесе и его обитателях.
Дети с удовольствием принимали участие в предложенном опыте с водой и растительным маслом, таким образом, они узнали и закрепили знания о том, почему медведь никогда не мерзнет (у него под кожей толстый слой жира). Этот опыт дал возможность раскрепостить детей, обогатить их словарный запас, вызвать интерес как можно больше узнать о жизни лесных зверей и птиц. Они с радостью называли жилище диких животных, чем они питаются, как охотятся за своей добычей. Назвали некоторых знакомых для них птиц: дятел, сова, кукушка, синичка. После беседы с детьми проводилась пальчиковая игра «Дятел». Эта игра вызвала улыбки на лицах у ребят. Также, в целях профилактики переутомления в середине занятия проводилась дидактическая игра: «Подбери нужную картинку». Эта игра была направлена на развитие умственного процесса – развитие мышления, внимания, сосредоточенности, памяти, речи (дети рассказывали стихи о лесных животных). Ребята старались давать правильные ответы на заданные вопросы воспитателя. Отгадывали загадки о лесных животных. В конце непосредственно – образовательной деятельности Лесная фея поиграла с малышами в музыкальную игру «Превращалка». Эта игра была направлена на формирование активности у детей, и на всплеск положительных эмоций. Она очень понравилась детям, так как они в нее часто играют в группе.
Воспитателем была проведена:
• Актуализация уже имеющихся знаний у детей.
• Корректирование и усовершенствование детских знаний.
• Закрепление полученных знаний.
Воспитатель задавал вопросы, дети пытались самостоятельно подумать и ответить на них. Например: Как у волка называются острые боковые зубы? Какие правила поведения нужно соблюдать при походе в лес? Как называются животные, которые охотятся на других животных? И др.
Дети с удовольствием играли с лесной феей. Выполняли все движения которые она называла. (прыгали как зайцы, летали как синички, ходили в перевалочку как медведь).
Для достижения целей и задач использовались различные методы и приемы:
• Метод эвристических вопросов.
• Словесные (указания, объяснения, беседа, вопросы, загадки).
• Практические (определить, почему рука без нанесения масла при отряхивании воды, остается мокрая, а после нанесения масла сухая).
• Наглядные методы (картинки, маски).
• Игровые приемы («Дятел», «Подбери верную картинку», «Превращалка»).
На занятии был создан сюрпризный момент, для этого был использован игровой прием (Превращение воспитателя в лесную фею).
Для активизации самостоятельного мышления детей проводился диалог в форме вопросов и ответов.
Для развития памяти задавались наводящие вопросы и демонстрировались картинки. (Правила поведения в лесу)
В конце занятия был подведен итог. Дети вспомнили все, чем они занимались на занятии и говорили, что больше всего им понравилось.
Цели и задачи НОД выполнены. Дети усвоили программный материал.
Воспитательные задачи также выполнены. Дети с удовольствием принимали участие в опыте, усвоили, что лес нужно беречь, и стараться приносить в природу лишь пользу.
Считаю, что занятие детям понравилось, так как после него они проявили желание еще раз показать эксперимент с водой и маслом, в группе другим детям, и попросили педагога еще раз с ними поиграть в игру «Превращалка».