Наталья Капралова
Конспект НОД «Этот удивительной песок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по теме «Этот удивительной песок» в старшей группе
Составила: воспитатель Капралова Н. Ю.
Образовательная область: Познавательное развитие
Направление: ФЦКМ
Тема: «Этот удивительной песок»
Интеграция образовательных областей (освоение содержания ОО) : ПР, РР, СКР, ХЭР.
Публикация «Конспект НОД „Этот удивительной песок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Цель: расширять представление детей о свойствах песка и его применении.
Программные задачи:
1. Формировать представления детей о свойствах мокрого и сухого песка и значении песка в жизни человека через реализацию образовательного проекта «Этот удивительной песок».
2. Развивать познавательно-исследовательский интерес к природному миру, способствовать самостоятельным исследовательским действиям детей и умозаключениям по результатам обследования и проявлению детской инициативы при выполнении заданий в ЦА.
3. Воспитывать коммуникативные навыки партнёрства в процессе совместной деятельности детей.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Материалы и оборудование для НОД: загадочный мешочек, песок, лоточки для песка, лопатки, формочки, стаканчики с водой, палочки, карточки со схематичным изображением, ИКТ «Песок». Счётные палочки, схемы для игры «Выложи дорожку», геометрические фигуры. Раскраски, карандаши, фломастеры.
Предварительная работа:
1. Проведение бесед на тему: «Кому и для чего нужен песок?», о значение песка в жизни людей, живой природы. «Песочные часы?», «Где можно найти песок?».
2. Рассматривание фотографий с видами построек из песка.
3. Чтение произведений Н. А. Рыжова «Не просто сказки»; О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
4. Проведение опытов с песком, с целью выявления её свойств и качеств.
5. Составление конспекта НОД, определение целей и задач работы.
Ход НОД:
I. Вступительная часть. Мотивационно – побудительный, организационный этап.
В. : - Ребята, я попросила вас одеть накидки и шапочки учёных, думаю вы догадались, что сегодня Вы будем кем?. Исследователями.
У меня в руках «Загадочный мешочек», Вам интересно узнать, что в нём?
В. : - Предлагаю на ощупь определить, что находится в нем? ( выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д.). А ты как думаешь?
В. :- Вот сколько, много разных предположений Вы высказали, как же узнать, кто из Вас прав? (посмотреть внутрь мешочка).
В. : - А попробуйте, прежде чем заглянуть в мешочек, отгадать загадку.
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать.
И играть, играть, играть (песок).
В. : - Вот как, из всех предположений осталось только одно - песок.
В. : - Давайте проверять.
В. :- Да, в мешочке действительно песок. Ребята, а что такое песок? (это полезное ископаемое или кусочки породы).
Давайте повторим чистоговорки о песке.
СОК-СОК-СОК – привезли песок.
ОК-ОК-ОК – мы польём песок.
АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю
ОК – ОК – ОК – песочный городок.
II. Основная часть
1. Познавательно-исследовательская деятельность
В. : - Сегодня, мы с вами продолжим разговор о песке, и сначала закрепим ваши знания о свойствах песка, проходите за столы по два человека. Скажите, какой песок перед вами сухой или мокрый?
В. : - Сделайте, так, чтобы в одном тазике песок стал мокрым.
В. : -Ребята, как получился песок мокрым? (добавили воды).
В. : - Изменился ли цвет мокрого песка? Как?
В. : - Ребята, а как вы думаете, свойства сухого песка отличаются от мокрого?
В. : - Давайте, это проверим, выполнив опыты и в таблице с помощью карточек, укажем эти отличия.
Внимание. В первую колонку будем выкладывать карточки для сухого песка, а во вторую для мокрого.
Итак 1 опыт
В. : - Как можно проверить сыпучесть песка? (взять песок в ладонь ….)
В. : - Проверяйте.
В. : - Ребята, какой вывод можно сделать? (сухой песок сыпучий, а мокрый несыпучий).
В. : - Роман заполняй таблицу.
В. : - Итак в 1 колонку таблицы, помещаем карточку, что сухой песок – сыпучий, а во вторую колонку, что мокрый песок - не сыпется.
2 опыт
В. : - Чем ещё отличается сухой песок от мокрого? (лепиться, не лепиться)
В. : - Проверяйте.
В. : -Ребята, какой вывод можно сделать? (сухой песок не лепиться, а мокрый лепиться)
Воспитатель с детьми подводят итог, один ребёнок выкладывает на мольберте карточки со схематичным изображением.
3 опыт
В. : - Как вы думаете, какой песок легче сухой или мокрый? (сухой).
В. : - Возьмите в одну формочку сухой песок, а в другую мокрый, положите формочки на ладошки, помогайте друг другу.
В. : - Ребята, какой вывод можно сделать? (сухой песок легче, чем мокрый).
Воспитатель с детьми подводят итог, один ребёнок выкладывает на мольберте карточки со схематичным изображением.
4 опыт
В. : - А как вы думаете, на каком песке можно рисовать?
В. : - Возьмите палочку и проверяйте.
В. : - Ребята, какой вывод можно сделать? (рисовать можно и на сухом, и на мокром песке).
Воспитатель с детьми подводят итог, один ребёнок выкладывает на мольберте карточки со схематичным изображением.
Итак, таблица заполнена, давайте закрепим наши знания о свойствах песка.
Представление результатов познавательно-исследовательской деятельности
Песок сухой Песок мокрый
Сыпучий Несыпучий
Не лепится Лепится
Легче в весе Тяжелее в весе
Можно рисовать Можно рисовать
Уборка тазиков с мокрым песком на подоконник.
2. А теперь игра: разделитесь на две команды. Игра «Песочный телеграф». Цель: обучать переводу тактильных ощущений в знаки.
Напоминаю правила игры: последний игрок, в колонне получив от меня сообщение, передаёт его впереди стоящему игроку «рисует» пальцем на спине, последний получатель воспроизводит сообщение палочкой на песке.
В. : - Молодцы, ребята, с помощью исследовательской деятельности вы закрепили знания о свойствах песка, а о значении песка в жизни человека, вы совместно с родителями отразили дома в рисунках, а в группе из этих страничек мы изготовили с Вами книгу, напомните мне, как она называется(«Песок в жизни человека»).
В. : - Ребята, а, что бы вы ещё хотели узнать о песке? (ответы детей).
В. : - А хотите, узнать, откуда на Земле песок?
В. : - А как, мы можем об этом узнать? (прочитать, посмотреть мультфильм, спросить у пап и мам).
В. : - Правильно, ребята, а сегодня, узнать ответ на этот вопрос нам поможет познавательный фильм. Присаживайтесь на подушечки и смотрите на экран.
3. ИКТ «Песок»
1 Слайд. Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя, солнца разрушается и получается… песок.
2 Слайд. Существуют места на Земле, где очень много песка – это морские берега и пустыни.
3 Слайд. Почва в пустыни состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать влагу и питательные вещества, необходимые для растений.
4 Слайд. Поэтому, вы не увидите разнообразие растений ни в пустыне, ни на пляже.
В. : - Ребята, теперь вы поняли, откуда на Земле песок? (давайте послушаем Юру).
ВЫВОД: песок создаётся самой природой.
4. Физминутка «Разноцветная игра»
5. Продуктивная деятельность (выполнение заданий в ЦА)
В. : - Ребята, раз мы сегодня говорим о песке, то и задания в ЦА будут связанны с песком.
- В центре МАТЕМАТИКИ вы будете выкладывать «Дорожки на песке к геометрическим фигурам из счётных палочек». Работать будете в парах. Один ребёнок по схеме читает задание, а другой выполнять, тот кто читает задание, проверяет правильность его выполнения и может задавать вопросы. Затем поменяетесь между собой.
- В центре ИЗО деятельности вас ждут необычные раскраски, которые вы будете разукрашивать не только карандашами или фломастерами, но и песком.
ВНИМАНИЕ! Предлагаю разделиться по парам девочка и мальчик.
Давайте хором повторим правила при работе с песком.
Д. : - Здесь нельзя кусаться, драться, и в глаза песком кидаться.
Песок – мирная страна.
В. : - Дети, поняли меня.
Распределение детей по центрам.
3. Рефлексивный этап
Построение в круг. Что было интересно? Что было сложно? За что можно себя похвалить? Да я тоже хочу вас похвалить за активность, творчества, дружбу, желание узнать что-то новое.