Татьяна Спиглазова
Конспект НОД «Осень» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Учить составлять рассказ с опорой на наглядный материал;
2. Учить подбирать синонимы – признаки предмета;
3. Закрепить знания детей об осени, о приметах осени, об изменениях в жизни животных, названиях осенних месяцев;
4. Развивать связную речь;
5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, развивать внимание.
Словарная работа: листопад, ветреный.
Публикация «Конспект НОД „Осень“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: Знакомство с русскими поэтами: А. С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»; А. Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало»; наблюдение за осенней природой, сбор листьев. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
Материал: дидактический материал по теме «Осень», листья осенние, шаблоны листьев (штриховка, простой карандаш, схема описания рассказа по теме «Осень».
Ход:
1. Организационный момент.
Густы поля
Мокнет земля.
Дождь поливает,
Когда это бывает?
(Осень)
Вот он деревце качает,
И разбойником свистит.
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит.
(Ветер)
2. - Ребята, как вы думаете, о каком времени года мы сегодня с вами поговорим. (Об осени.)
- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Правильно, ребята. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днём в солнечные дни.
- Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)
- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)
- Что происходит осенью с деревьями? (Опадают листья.)
- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья (листопад – 2 слова листья опадают).
Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не достаточно листья меняют свой цвет и начинается листопад.)
Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)
- Каким цветом становятся листья? (Оранжевые, желтые, красные.)
А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру «Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
Молодцы! Правильно
- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края).
- Почему?
- Как называются эти птицы?
Такие птицы называются перелетными.)
А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.
- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму- медведь, еж; другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса, третьи – белка, еж делают запасы на зиму.)
- Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
- Что происходит днем и ночью? (Дни становятся короче, а ночи – длиннее.)
- Правильно, ребята! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и теплые дни. Меньше становятся цветов. Травы меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы улетают в теплые края. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень. Это период осени самый холодный.
- А как вы думаете, осень это весёлое или грустное время года? (Грустное.)
- А почему? (Потому что природа как бы замирает, прощается с яркими красками лета.)
3. Физминутка осень пришла
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
4. Составление описательного рассказа по схеме «Осень»
- Осенью солнышко светит, но не греет;
- Осенью часто идут дожди, небо пасмурное;
- Люди собрали урожай;
- Листья на деревьях пожелтели и стали опадать;
- Люди стали теплее одеваться, так как похолодало;
- Звери запасают корм на зиму (белочки запасают грибы и шишки, медведь готовится к зимней спячке);
Дети по цепочке составляют рассказ. Затем рассказ пересказывают 3-4 ребёнка.
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- (Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
5. 6. Аппликация «Осенний ковёр»
7. Итог:
- О каком времени года мы с вами говорили на занятии?
- Чем мы занимались с Вами сегодня?
- Что Вам больше всего запомнилось, понравилось на занятии?
Список использованной литературы:
Акулова Е. А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников. // Дошкольное воспитание N8, 2008
Акулова Е. А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников. // Дошкольное воспитание N9, 2008
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)