Папки-передвижки

Конспект НОД по теме «Масленица»

Светлана Теньковская
Конспект НОД по теме «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

Непосредственно-образовательная деятельность по теме : «Масленица»

Цели и задачи:

1. Расширить знания и представления детей о русском народном празднике - Масленица.

2. Активизировать активный словарь.

3. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.

4. Приобщать детей к русской истории.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Вос-ль: Ребята! Отгадайте загадку!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Публикация «Конспект НОД по теме „Масленица“» размещена в разделах

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Вос-ль: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Вос-ль: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Вос-ль: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Вос-ль: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!

Подвижная игра: «Весна, весна красная»

Весна, весна красная (водят хоровод)

Приди весна с радостью

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким (останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки)

С корнем глубоким (приседают, руки опускают вниз)

С хлебами обильными! (Бегут по кругу, взявшись за руки)

Вос-ль: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем?»

Игра: «Что за чем, и перед чем?»

Вос-ль: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!

Понедельник — Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник — Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Среда — Лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!

Дети отгадывают загадки:

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

"Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом" (Колос)

Вос-ль: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)

Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Вос-ль: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!

Подвижная игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, загибают пальчики

Мы с тобой снежок слепили (лепят снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают руками круг сжимают руки, гладят ладошки,

И совсем, совсем не сладкий! (грозят указательным пальцем)

Раз – подбросим, (подбрасываем воображаемый снежок)

Два – поймаем, («ловят» снежок)

Три – уроним («роняют» снежок)

И сломаем! (топчут снежок ногами).

Пятница — Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота — Золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье – бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Игра с мячом: «Назови ласково»

Вос-ль: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

Воскресенье — прощеный день или проводы.

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Вос-ль: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали? Я хочу вам предложить на память о таком замечательном празднике сделать необычную куклу, которая называется Меслена. (выполнение работы)

Публикации по теме:

Конспект игровой НОД по ознакомлению с окружающим «Масленица» Цели и задачи: 1. Познакомить с праздником Масленицей. 2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках. 3. Развивать.

Конспект НОД «Масленица» Познание с интеграцией. Конспект НОД "Масленица". b]Цель: [/b] Развивать навыки рисования. Задачи: 1. Познакомить детей с русскими народными.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе по теме «Радуга» Цель: Создание композиции радуга и цветочная поляна. Формирование представления о семи цветах радуги. 1. Задачи формирующие (образовательные):.

Конспект НОД по теме «Зимняя одежда» в средней группе Цель: -Познакомить детей с понятием зимняя одежда. Развивать речь. Задачи: Образовательные: -Закрепить понятие «одежда» -Учить правильно.

Конспект НОД «Подарки осени» по теме «Овощи и фрукты»Конспект НОД «Подарки осени» по теме «Овощи и фрукты» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности детей «Подарки осени»Задачи:создавать условия для развития.

Конспект НОД с детьми по теме «Покров Пресвятой Богородицы» Конспект НОД с детьми по теме «Покров Пресвятой Богородицы». Интеграция образовательных областей. Познание. Социализация, Речевое развитие.

Конспект НОД по теме «Дикие животные» Конспект НОД Тема: Дикие животные Воспитатель: Намсараева Е. А. Цель: Продолжать знакомить с дикими животными своего региона Задачи: Развивать.

Конспект НОД по теме «Состав числа 10» Конспект НОД Тема: «состав числа 10» Образовательная область "Познавательное развитие" Старшая группа Задачи: 1. Образовательные: обучать.

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Транспорт» Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта.

Конспект НОД «Масленица пришла!» из цикла «Приобщение к истокам русской народной культуры» Непосредственная образовательная деятельность из цикла «Приобщение к истокам русской народной культуры" «Масленица пришла!" МКДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по теме «Масленица»
Опубликовано: 27 января 2019 в 22:38
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по теме «Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Теньковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД