Светлана Балаева
Конспект НОД с детьми по теме «Покров Пресвятой Богородицы»
Конспект НОД с детьми по теме «Покров Пресвятой Богородицы».
Интеграция образовательных областей.
Познание. Социализация, Речевое развитие. Музыка.
Цель. Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи.
Обучающие.
Учить выделять характерные признаки ранней и поздней осени, сравнивать осенние пейзажи Волков Е. Е. «Октябрь», Левитан И. И «Золотая осень».
Публикация «Конспект НОД с детьми по теме „Покров Пресвятой Богородицы“» размещена в разделах
Познакомить с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения.
Познакомит с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как произведения искусства.
Развивающие.
Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Развивать умения применять знания, полученные о Павлопосадских шалях, создавать красивую работу, подбирать узор.
Развивать интерес к художественному слову – загадки, стихи, скороговорки.
Развивать умение выразительно читать поэтические произведения.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к истории своего народа, желание соблюдать и сохранять русские традиции.
Воспитывать культуру общения, дружеские качества.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание сделать е красивой.
Словарная работа.
Развитие интереса к речи, как к особому объекту познания. (Покров, покрывало, покрывать).
Развитие словаря, используя прилагательные в речи. (Ранняя, золотистая, разноцветная, щедрая, богатая, скучная, дождливая, поздняя, унылая).
Обогащение словаря. Павлопосадские шали, бахрома, город Павлопосад.
Материал.
Мультимедийная презентация «Праздник Покров».
Репродукция картин Левитан И. И «Золотая осень». Волков Е. Е «Октябрь».
Демонстрационный материал с изображением шалей.
Салфетки, цветная бумага, трафареты для узоров.
Народные костюмы, платочек.
Предварительная работа.
Экскурсия в осенний парк. Наблюдение за красотой осеннего леса.
Рассматривание иллюстраций об осени.
Разучивание стихотворений, песен, народных игр.
Рассматривание иллюстраций по декоративно-прикладному творчеству.
Содержание образовательной деятельности.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель. (Признаки осени).
Мы сегодня поговорим с вами о времени года «Осень».
«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».
Какие месяцы осени вы знаете. (Сентябрь. Октябрь. Ноябрь).
Какие осенние признаки вы можете назвать. (День становится короче, погода холоднее, солнце светит реже, чаще идет дождь).
Осень делится на два периода – поздняя и ранняя.
Как вы думаете, какая осень ранняя. Радостная. Золотая. Разноцветная. Щедрая.
Какая осень поздняя. (Грустная. Скучная. Унылая. Пасмурная. Дождливая.
Посмотрите на картины и скажите, на какой картине изображена ранняя осень, на какой поздняя. (Левитан И. И., Волков Е. Е.). Почему вы так думаете.
Воспитатель.
Знаменита Осень народным праздником Покров.
Что может это обозначать. Покрывало. Накрыть. Покрыть.
Старые люди говорили «Придет Покров, девушке голову покроет. Что это значит.
Какие головные уборы носили женщину в старину. Платок. Шаль. В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщины голова должна быть покрыта.
Давайте рассмотрим платок. Платок это головной убор квадратной формы. Косынка это половинка. Шаль это платок большого размера, с бахромой по краям. Дети рассказывают, чем отличаются платок, шаль и косынка.
В наше время тоже сохранился обычай покрывать голову. Невеста во время свадьбы покрывает голову фатой. Женщины, заходящие в храм одевают платок.
Рассматривание изображение на слайде.
Сейчас мы свами поиграем в интересную игру «Облупа».
Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит ребенка в круг и накрывает шалью.
Под музыку идут по кругу. Музыка остановилась. Дети открывают глаза и отгадывают, кто спрятан под шалью. Кто отгадал, тот и будет водящим.
Воспитатель.
С наступлением холодов женщины одевали на голову платок. Земля накрывалось снегом, снежным покровом, как покрывало. (Рассматривание слайда).
Давно по преданию, один священнослужитель, и его ученик во время богослужения увидели появление Божьей Матери, которая раскрыла головное покрывало над молящими людьми в знак своего заступничества от страданий. Этим покрывалом, люди считали, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, исцеляет от болезней.
(Рассматривание слайда с изображением иконы Божьей Матери).
Воспитатель.
В старину во время праздников проводились ярмарки. На ярмарках продавали много разнообразных и красивых товаров. Вы хотите побывать на ярмарке. (Ответы детей).
Тогда отправляемся на знаменитую Покровскую ярмарку.
Прочитаем все скороговорку.
Еле, ели Елизар, едет, едет на базар.
А с базара, а с базара не догонишь Елизара.
Вот мы и попали на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали.
Дети подходят в выставке шалей, рассматривают их. Девочки примеряют.
Воспитатель. (Рассматривание шали).
Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадскими. Изготавливают их из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям бахрома.
Шаль в старину одевали на праздник. Это считалось украшение одежды. Шаль была разного размера и разного цвета. Отгадайте, какими цветами украшали шали.
(Рассматривание картин с изображением шали).
Посмотрите на экран, и вы увидите, какие бывают по расцветке и рисунку шали.
Чтение загадок о цветах.
Вот чудесные цветы, небывалой красоты, яркие, пахучие и очень колючие. (Роза).
Стоит в поле кудряшка, белая рубашка, сердечко золотое, что это такое. (Ромашка).
Ее зовет на перемену, и обратно на урок, потому что это просто, голубой. Лесной цветок. (Колокольчик).
Дети описывают понравившийся платок.
Воспитатель. Итоговая беседа.
Ребята расскажите, о каком празднике мы сегодня говорили. (Покров).
Почему так называли праздник. (Потому, что землю покрывает белый сне, как покрывало).
С чем мы еще познакомились на занятии. (С Павлопосадскими шалями и платками).
Ребята, сейчас мы с вами будем изготовлять красивые шали, украшая их красивыми цветами.
Цветы мы будем делать по трафаретам, использую цветную бумагу. Бахрому из салфеток и цветной бумаги. Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты, цветная бумага. После выполнения работы дети рассматривают сделанные шали.