Александра Алексеева
Конспект НОД «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Познание с интеграцией.
Конспект НОД "Масленица".
b]Цель: [/b]
Развивать навыки рисования.
Задачи:
1. Познакомить детей с русскими народными традициями празднования Масленицы. Рассказать о днях масленичных гуляний, истоках праздника.
2. Учить детей передавать образ человека в рисунке. Развивать умение декорировать рисунок. Развивать мелкую моторику. Развивать композиционные навыки.
3. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских народных традициях и обрядах.
Публикация «Конспект НОД „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Оборудование:
Средства ТСО, изображение масленичных гуляний, чучела, русских народных костюмов, Масленица- кукла,гуашь, кисти, банки с водой, салфетки, бумага формата А4.
Интегрируемая область:
Художественно- эстетическое развитие (рисование).
Ход НОД:
Восп. :
Как на масленой неделе
Каждый день блины мы ели.
И мальчишки, и девчонки
Собирались на вечерки:
Песни пели и плясали,
Весну радостно встречали!
Весну радостно встречали,
Зиму на год провожали.
Ребята, а вы знаете, что за праздник такой, масленица?
Дети отвечают.
Восп. :
Праздник Масленица знаменует конец зимы и после долгих морозных и снежных дней это не может ни радовать. В эти праздничные дни в селах устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски, ярмарки, все угощаются блинами и участвуют в соревнованиях.
Существует такая интересная история:
По одной из древних легенд, Масленица – это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды группа туристов забрела в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Но какого же было удивление спасенных, когда вместо девочки они увидели здоровенную румяную бабу, которая и согрела, и развеселила заблудших. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу. С тех пор неделю перед Великим постом считают масленичной.
В конце праздника обязательным атрибутом всего действия было сжигание чучела Масленицы в знак того, что зима уходит и наступает весна, тепло, пробуждается природа. Сжигание чучела являлось и продолжает быть кульминацией праздника. Чучело делали из соломы, наряжали его в тряпье и в конце праздника сжигали. Согласно традициям, каждый из семи праздничных дней недели имел свое название и в этот день необходимо было проводить определенные мероприятия.
Понедельник – Встреча Масленицы.
В этот день было принято встречать Масленицу. Из тряпья и соломы мастерили чучело, похожее на человеческую фигуру. В селах Масленицу-чучело катали по селу на санях и пели прибаутки. В понедельник дети и родители строили снежные горки, замки, крепости, на ночь заливали их водой, чтобы строения больше простояли.
Вторник – Заигрыши.
Во вторник молодежь каталась на санках и эти катания продолжались до конца недели. Сани и санки украшали пестрыми цветными лоскутами, колокольчиками и бубенчиками. Лошадей, которых запрягали в сани тоже не забывали, в эти праздничные дни они носились по селам очень нарядными, в разноцветных сбруях, дугах. На заигрышах парни выбирали себе невест, а девушки – женихов. Накатавшись на санях, народ ходил по гостям и угощался блинами.
Среда – Лакомка.
В среду женатые парни отправлялись к тещам на блины. Испокон веков отношения тещи и зятя были своеобразными, поэтому о них сложено не мало шуток, анекдотов и комичных рассказов. Угощение блинами знаменовало взаимную любовь мамы девушки и ее мужа.
Четверг – Разгул.
С четверга начинались массовые гуляния в селах. Соломенное чучело снова вес день катали на санях, вместе с ним ездили ряженые, с песнями и плясками народ выходил на улицу. Но самым главным занятием этого дня было взятие снежной крепости, которая к четвергу становилась очень прочной и крепкой.
Пятница – Тещины вечерки.
В пятницу тещи отправлялись в гости в семьи своих дочерей. Зять лично шел к теще и, кланяясь в пояс, приглашал тещу к себе. В знак согласия теща отправляла с зятем в дом дочери все необходимую утварь, чтобы печь блины: сковородки, миски, плошки и прочее. Тесть же отправлял муку и молоко.
Суббота – Посиделки у золовки
В этот день молодые жены приглашали к себе родню мужа и главным образом сестер мужа. Если золовка была незамужней, то можно было позвать и своих незамужних подруг на посиделки. Если же золовка уже была семейной дамой, то и в гости могли прийти только такие же семейные подруги молодой жены. Невестка должна была одарить сестру мужа подарками, угостить блинами и после застолья все вместе отправлялись гулять на улицу и кататься на санках.
Воскресенье – Проводы Масленицы и Прощеное Воскресенье.
В этот день провожали Масленицу, снова возили по селу в санях чучело Масленицы в сопровождении тех же ряженых, выехав за околицу, устраивали песни и хороводы и сжигали чучело. После этого расходились по домам. В последний день праздника было принято просить друг у друга прощение за старые обиды. После окончания Масленицы в понедельник наступал строгий Великий пост.
(Рассказ сопровождается показом картонок по теме)
Давайте посмотрим маленький видеофрагмент о Масленичных гуляниях.
(Просмотр видеофрагмента).
Восп. : А теперь проверим вашу сообразительность! Попробуйте отгадать масленичные загадки:
Он круглый и румяный,
Его любят со сметаной,
И с вареньем и с медком,
Вкус его нам всем знаком. (Блин)
Масленица к нам пришла,
И блинов в дар принесла.
А это значит, что.
— Зима, уходить тебе пора.
Что приходит к нам она,
Долгожданная. (Весна)
Символ зимушки — зимы,
Сжечь сегодня мы должны.
Руки, ноги, голова,
Но не жалко нам тебя.
Догорай скорей дотла,
К нам тогда придет весна. (Чучело Масленицы)
Ярмарки, улыбки, песни,
Отдыхает весь народ,
Нет поры вкусней, чудесней,
Весну каждый очень ждет!
Самовары и баранки,
Но главней всего блины,
Все танцуют, веселятся,
Ну же праздник назови! (Масленица)
Ребята, посмотрите, вот это - кукла -Масленица. Такую же большую сжигают в воскресенье на Масленичной неделе. Посмотрите, какое у нее пышное пестрое платье, яркий головной платок и цветастый передник. Только вот нашей куколке грустно одной, давайте нарисуем ей подруг. Хотите? Тогда проходите за столы и давайте нарисуем Куклу- Масленицу. Используйте самые яркие цвета, не забудьте про элементы орнамента.
(Показ плаката "Русские - народные орнаменты")
Напомнить детям о правилах рисования гуашью, проверить осанку и положение кисти в руке. Помощь детям.
Восп. : Ребята, какие замечательные Масленицы у нас получились! Какая вам нравится больше всего? Какая ярче? У которой орнамент интереснее?
Рефлексия:
Ребята, что вам понравилось на занятии? Что запомнилось больше всего? Что вызвало затруднения?