Приложение МААМ

Конспект игровой НОД по ознакомлению с окружающим «Масленица»

Оксана Бухтиарова
Конспект игровой НОД по ознакомлению с окружающим «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели и задачи:

1. Познакомить с праздником Масленицей.

2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.

3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

4. Активизировать активный словарь.

5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.

6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.

7. Приобщать детей к русской истории.

8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку.

Воспитатель : Ребята! Отгадайте загадку!

Публикация «Конспект игровой НОД по ознакомлению с окружающим „Масленица“» размещена в разделах

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Воспитатель :Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Воспитатель: Правильно,этот праздник называется Масленица. Он начался уже с сегодняшнего дня и продлится целую неделю. И все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Воспитатель: Масленица - один из самых радостных и светлых праздников.

Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны.

С Масленицей разговаривали как с живым существом. А чтобы было удобнее разговаривать с ней, то во многих областях России делали чучело из соломы, наряжали его в девичей наряд, возили по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где и проходили все масленичные развлечения.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда угадайте?

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молоком!

Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Воспитатель: Масленица всегда была шумной, веселой с песнями и играми.

Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное- это блины! Блин- символ солнца. Такой же круглый и горячий.

С пылу с жару подаются на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Вот какая она, русская Масленица!

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем!

Подвижная игра: (Снежок)

Раз, два, три, четыре, загибают пальчики

Мы с тобой снежок слепили снежок

Круглый, крепкий, очень сладкий показывают руками круг,сжимают руки, гладят

ладошки

И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем

Раз-подбросим, подбрасываем воображаемый снежок

Два - поймаем, ловят снежок

Три- уроним роняют снежок

И сломаем! Топчут снежок ногами.

Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник). Поиграем в игру (Что за чем, и перед чем)

Игра: Что за чем, и перед чем?

Воспитатель: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника,среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадались, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.

Молодцы! Вы вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной недели!

Понедельник- Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу- чучело- Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Воспитатель: Дети прослушайте песню про Масленицу

Вторник- Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Среда- Лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами. В этот день зятья- папы- приходят на блины к тещам- маминам мамам, нашим бабушкам.

Воспитатель: Давайте с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам понадобится для работы попробуйте отгадать!

Дети отгадывают загадки:

Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают? (Блин)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб).

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Воспитатель: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)

Четверг- широкий, Разгуляй- Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Все угощались блинами. Пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Воспитатель: Ребята! Давайте и мы будем играть и водить хоровод

Игра: «Весна,весна красная»

Весна, весна красная- водят хоровод

Приди весна с радостью

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким- останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки.

С корнем глубоким- приседают, руки опускают вниз

С хлебами обильными!- бегут по кругу взявшись за руки

Пятница- Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами.

А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота- Золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашают к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье- бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воспитатель: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Игра с мячом: «Назови ласково»

Воспитатель: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин- блинок, блинчик; пирог- пирожок, крендель- кренделек, мед- медок и т. д.)

Воскресенье- Прощенный день или проводы

Это были проводы Масленицы. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощенья, если обидели раньше. Говорили:» Прости меня, пожалуйста. Бог простит- отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но даже если и не было ссор и обид, все равно говорили Прости меня. Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Воспитатель :Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь ответьте на вопросы:

1. Как еще называют праздник «Масленицу»? что он означает? (проводы зимы и встречу весны)

2. Как люди встречают Масленицу? Что делают, чтобы легче было разговаривать с Масленицей? (встречают песнями, делают чучело Масленицы)

3. Где устанавливают чучело и что вокруг него происходит? (на видном месте, игры, разные развлечения)

4. Чем люди задабривают, зазывают Масленицу? (блинами, пирогами)

5. Что означает круглый блин? (солнышко)

Воспитатель: На этом занятие закончилось. Спасибо. Молодцы.

Дети выходят из зала под музыку

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи с огорода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи с огорода» Цель: Формирование представлений детей об овощах. Задачи: Учить детей.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зимние забавы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимние забавы» С дошкольниками первой младшей группы Воспитатель: Шишкина В. С. Цель:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Будьте добры» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Будьте добры" Цели: Дать представления о людях с ограниченными возможностями, учить толерантному.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Живая природа» Цель: Расширять представления о животном мире. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о животных: звери, рыбы, птицы, насекомые.

Конспект образовательной игровой ситуации по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Будь здоров» «Будь здоров» Цель: формирование основ здорового образа жизни у младших дошкольников. Образовательные задачи. Формировать представление.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мыло» Воспитатель: Кузнецова Маргарита Владимировна. МБДОУ «Источник» Пермский край Чайковский район п. Марковский НОД Тема: «Мыло». вторая младшая.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы». Познание. Цель:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Птицы» НОД по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим) (подготовительная группа) Тема: Птицы.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и фрукты» Цель:Закрепить знания детей о плодах. Задачи: Продолжать закреплять знания детей об овощах и фруктах, знать место их произрастания (овощи.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег» Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах. Задачи1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект игровой НОД по ознакомлению с окружающим «Масленица»
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 10:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект игровой НОД по ознакомлению с окружающим «Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Бухтиарова (УИ 2333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД