Оксана Бухтиарова
Конспект игровой НОД по ознакомлению с окружающим «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
1. Познакомить с праздником Масленицей.
2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
4. Активизировать активный словарь.
5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.
6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.
7. Приобщать детей к русской истории.
8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку.
Воспитатель : Ребята! Отгадайте загадку!
Публикация «Конспект игровой НОД по ознакомлению с окружающим „Масленица“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
Воспитатель :Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Воспитатель: Правильно,этот праздник называется Масленица. Он начался уже с сегодняшнего дня и продлится целую неделю. И все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
Воспитатель: Масленица - один из самых радостных и светлых праздников.
Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны.
С Масленицей разговаривали как с живым существом. А чтобы было удобнее разговаривать с ней, то во многих областях России делали чучело из соломы, наряжали его в девичей наряд, возили по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где и проходили все масленичные развлечения.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда угадайте?
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молоком!
Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Воспитатель: Масленица всегда была шумной, веселой с песнями и играми.
Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное- это блины! Блин- символ солнца. Такой же круглый и горячий.
С пылу с жару подаются на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Вот какая она, русская Масленица!
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем!
Подвижная игра: (Снежок)
Раз, два, три, четыре, загибают пальчики
Мы с тобой снежок слепили снежок
Круглый, крепкий, очень сладкий показывают руками круг,сжимают руки, гладят
ладошки
И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем
Раз-подбросим, подбрасываем воображаемый снежок
Два - поймаем, ловят снежок
Три- уроним роняют снежок
И сломаем! Топчут снежок ногами.
Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник). Поиграем в игру (Что за чем, и перед чем)
Игра: Что за чем, и перед чем?
Воспитатель: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника,среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадались, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.
Молодцы! Вы вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной недели!
Понедельник- Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу- чучело- Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Воспитатель: Дети прослушайте песню про Масленицу
Вторник- Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Среда- Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами. В этот день зятья- папы- приходят на блины к тещам- маминам мамам, нашим бабушкам.
Воспитатель: Давайте с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам понадобится для работы попробуйте отгадать!
Дети отгадывают загадки:
Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают? (Блин)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб).
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Воспитатель: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)
Четверг- широкий, Разгуляй- Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Все угощались блинами. Пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
Воспитатель: Ребята! Давайте и мы будем играть и водить хоровод
Игра: «Весна,весна красная»
Весна, весна красная- водят хоровод
Приди весна с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким- останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки.
С корнем глубоким- приседают, руки опускают вниз
С хлебами обильными!- бегут по кругу взявшись за руки
Пятница- Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами.
А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота- Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашают к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье- бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Воспитатель: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!
Игра с мячом: «Назови ласково»
Воспитатель: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин- блинок, блинчик; пирог- пирожок, крендель- кренделек, мед- медок и т. д.)
Воскресенье- Прощенный день или проводы
Это были проводы Масленицы. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощенья, если обидели раньше. Говорили:» Прости меня, пожалуйста. Бог простит- отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но даже если и не было ссор и обид, все равно говорили Прости меня. Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Воспитатель :Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь ответьте на вопросы:
1. Как еще называют праздник «Масленицу»? что он означает? (проводы зимы и встречу весны)
2. Как люди встречают Масленицу? Что делают, чтобы легче было разговаривать с Масленицей? (встречают песнями, делают чучело Масленицы)
3. Где устанавливают чучело и что вокруг него происходит? (на видном месте, игры, разные развлечения)
4. Чем люди задабривают, зазывают Масленицу? (блинами, пирогами)
5. Что означает круглый блин? (солнышко)
Воспитатель: На этом занятие закончилось. Спасибо. Молодцы.
Дети выходят из зала под музыку