Марина Рудакова
Конспект НОД «По страницам книжной истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Тема: «По страницам книжной истории»
Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.
Задачи:
- стимулирование познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природных материалов;
- активизация диалогической речи, обогащение активного словаря;
- использование различных форм работы с детьми;
- развитие у детей творческого воображения путем использования активных форм обучения.
Ход НОД:
-Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть.
Публикация «Конспект НОД „По страницам книжной истории“» размещена в разделах
- Меня зовут Татьяна Николаевна. Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ответ детей).
Совершенно верно – это флешка, а как вы думаете для чего она нгужна? комната, в которую вы попали называется Центром хранения данных. Здесь хранятся данные обо всем!
-Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
Замечательно. Тогда разрешите пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ. А на чем можно попасть в прошлое
-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?
(Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу).
-Встаем в круг. (музыку выключают).
Прошлое книги началось со страны, Египет. Там открыли первую книгу. Туда мы и переместимся. Передаем друг другу нашу волшебную палочку-перемещалочку. (передают палочку по кругу)
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГИПЕТ)
Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать. Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).
- Для вас на столах приготовлены различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. ( ответы детей : песок, глина, вода).
-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что- нибудь на песке. (Дети пишут, рисуют)
- Скажите, ваши изображения видны? (да)
-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому- нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.
- Что стало с вашей надписью? (ответы детей)
Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?
-Потому что песок какой? (сыпучий)
- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.
-Давайте попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (дети рисуют).
- Что получается, ребята? (ничего)
- Как же так, а почему (дети отвечают)
-Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете- не видно!
-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.
- Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Получилось?
-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией? (сохранилась)
- Она осталась? (да)
- Подуйте на нее (дуют)
- Что с ней стало? (сохранилась)
- Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? (да)
- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).
- Давайте посмотрим, как они это делали (фото).
- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.
Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.
- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.
(перемещаются в машине времени под музыку)
-Сейчас мы окажемся в древнем Китае. (передают палочку по кругу).
- Ребята, следующей страной, куда мы отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к проектору, на котором показан Китай)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»
- Вот перед нами китайская страна : это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).
В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд, он считается самым главным праздником в Китае.
- А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью.
Поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.
- Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.
- Молодцы.
- Готовы?
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
-Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)
- Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз.
- Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики, молодцы!
- Какие красивые зонтики!
- А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили. молодцы.
Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» (повторяем)
- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (садятся на ковер)
- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке,- это такая нежная ткань, ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги.
Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц, и написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф! Вот это — горы, этот иероглиф означает — человека, а это — рисовое поле.
Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах.
-Берите кисточки и начинаем работать! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).
- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.
-Я открою вам секрет: китайцы - очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели - была бумага. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились?
-Пойдемте в нашу машину времени!
(Перемещаются с палочкой в «машине времени» под музыку)
- Мы с вами перенеслись в современный мир. Флаг какого государства вы видите на экране? А город узнали?
Я приглашаю вас посетить книжную выставку, где мы с вами познакомимся с самыми разными книгами.
История книги на Руси начинается с этого предмета. Подскажите, что это такое? (береста) Именно бересту наши предки использовали в далёком прошлом. Позже появилась бумага и были созданы печатные книги. 777777777777777
-Ребята, я хочу вам задать очень важный вопрос: скажите, а как же сохраняют информацию в наше время?
(При затруднении воспитатель обращает внимание на атрибуты)
-А где еще можно? (на дисках, в компьютере, в письмах)
Сегодня как раз на адрес вашего детского сада пришло видео письмо.
(Дети подходят к экрану. Рефлексия.)
(Видео письмо из Центральной районной детской библиотеки)
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Алексеевна. Я живу в городе Строитель и работаю в Центральной районной детской библиотеке. В данный момент я нахожусь у себя на работе. А вы сейчас где? (ответы детей)
- Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)
-У вас очень интересно, вы все очень умные и хорошие ребята, но извините, мне пора идти работать дальше, так что всего вам хорошего, слушайте своих воспитателей! Ждем вас в нашей библиотеке. До скорой встречи! (ответы детей)
-Молодцы! Мне с вами было очень интересно! А вам понравилось наше путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ? (ответы детей)
Тогда давайте вместе с вами произнесём слова «Мы – молодцы!» (3 раза с разной силой голоса)
Спасибо вам большое! В память о нашей встрече хочу подарить книги, которые пополнят вашу групповую библиотеку. До новых встреч! До новых встреч! Наша «машина времени» работает круглосуточно!
Самоанализ.
Непосредственно-образовательная деятельность проведена с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Страницы книжной истории». Программное содержание. Познакомить детей с историей создания книги, путём расширения представлений о мире. Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путём исследования свойств материалов. Содействовать активизации диалогической речи, обогащение словаря. Учить работать самостоятельно в группе. Развивать у детей внимание, творческое воображение, используя активные формы обучения: групповые дискуссии, мозговой штурм. Стимулировать физическую активность детей путём выполнения физических упражнений. Задачи: - дать знания об основных моментах истории книги; -познакомить с первыми письменными материалами: глина, камень, береста, бумага. -затронуть историю книги; -вспомнить современные технические средства сохранения данных; -развивать умение анализировать, мыслить, делать выводы, находить причинно-следственные связи; -развивать познавательную инициативу, развивать творческие навыки, путём выполнения различные видов художественной деятельности. - в ходе педагогического процесса погрузить детей в колорит стран : Египта, Китая, России посредством музыки, видеоматериалов, оформления помещения. -поддерживать физическую активность детей. Во время образовательной деятельности были использованы различные виды деятельности: двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, чтение художественной литературы, игровая, что позволило связать отдельные представления в целостную картину. Цели образовательной деятельности достигались путём расширения кругозора детей выведения за пределы непосредственного практического опыта освоением представления об элементарных географических и исторических представлений. Можно было наблюдать научность, логичность и доступность подачи материала, прослеживать историческую цепочку развития книги: первые книги Египта далее Китай- шёлковые книги, бумага. В целях патриотического воспитания была затронута Русь и далее современность. Считаю, что образовательная деятельность соответствовала познавательному уровню, интересам, темпераменту, уровню подготовки и развития детей группы. Все дети справились с предлагаемыми заданиями. самостоятельно. Мною были использованы различные методы: эксперимент, наблюдение, демонстрация видеоматериалов с использованием икт, рассказ, беседа, игра. Для повышения активности детей мною были использованы следующие приё мы: 1. Воображаемая ситуация, она позволила сделать процесс обучения естественным и раскрепостила детей. 2. Элемент новизны- необычное начало, которое сразу соединило, сосредоточило внимание детей. Далее сама форма образовательной деятельности заинтересовала детей и держала их интерес на высокой ноте в течении всего времени. Приемы активизации самостоятельного мышления детей использованные в образовательной деятельности : создание проблемной ситуации, мозговой штурм, сравнение материалов, обобщение, получение знаний. Результатом применения перечисленных методов считаю самостоятельность, сосредоточенность, целенаправленность действий и мыслей в течение занятия можно было отметить высокую активность, заинтересованность, позитивный настрой, желание принять участие в предлагаемых событиях со стороны детей. Общение носило диалогический характер, присутствовала речевая активность детей, она прослеживалась в ответах на вопросы. Преобладает партнёрская форма работы – взрослые рядом с детьми в кругу. В процессе деятельности детям было разрешено свободно передвигаться, общаться. Позиция взрослого- все дети в поле зрения, чтобы можно было общаться, задавать вопросы, помогать. Содержание деятельности носило интегрированный характер, где главенствующую позицию занимало познание и художественно-эстетическое развитие дополненные другими областями. Во время образовательной деятельности проводилась физкультминутка в виде корригирующей гимнастики. Организация рабочего пространства обеспечивало смену поз детей. Можно было наблюдать рациональное размещение материалов, при этом были соблюдены дидактические правила и санитарно-гигиенические требования. Во время привлечения детей к образовательной деятельности использовались видео и фотоматериалы, а также нетрадиционные материалы песок, глина, деревянные палочки, ткань.