Татьяна Евсеева
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Какие опасности могут подстерегать нас дома?» в старшей группе
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе
Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории Евсеева Т. А.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тип: интегрированное.
Методы и приё мы: демонстрация, рассматривание, беседа - обсуждение, игра, проблемная ситуация.
Формы непрерывной образовательной деятельности: совместная (воспитатель и дети).
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Какие опасности могут подстерегать нас дома?“ в старшей группе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Форма организации: подгруппа.
Возраст детей:5-6 лет.
Цель: Познакомить детей с правилами безопасного поведения дома.
Задачи:
Обучающие:
-Формировать умение видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме, закреплять умение соблюдать осторожность.
-Формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места.
-Формировать более точное понимание того, кто является «своим», «чужим».
-Уточнить и закрепить знание необходимых номеров телефонов в случае опасности (01, 02, 03,04,112).
Развивающие :
-Развивать самостоятельность в принятии правильных решений и ответственности за своё поведение у детей старшего дошкольного возраста.
-Развивать речь и творческие способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи.
- Помочь обрести уверенность в себе, уметь найти выход из опасных ситуаций.
Оборудование: Иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта», компьютерная презентация, ноутбук, предметы (муляжи) для игры «Разложи всё по местам» : швейные принадлежности, лекарственные препараты, инструменты; шкатулка, ящик для инструментов, аптечка; телефон; карточки с номерами телефонов экстренных служб, памятки, самодельные заготовки для обучения детей шитью иголкой.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, проблемная ситуация.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с опасными ситуациями в быту, заучивание стихов об опасных предметах и ситуациях в быту, разгадывание загадок.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть. Организационный момент.
Звучит отрывок из песни «Озорное детство».
Воспитатель: «Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмитесь
Все друг другу улыбнитесь!»
Основная часть.
Воспитатель: «Ребята, а кто-нибудь из вас оставался дома один?»
(Ответы детей.)
Воспитатель: «А хотите послушать историю, которая произошла с девочкой Машей, когда её бабушка ушла в магазин за продуктами, а девочка осталась дома одна…А расскажу я вам её для того, чтобы вы, оставшись дома одни не допустили тех ошибок, которые сделала девочка Маша. Итак, смотрите и слушайте».
Воспитатель: «Итак, бабушка ушла в магазин,а Маша стала ходить по комнате и думать, чем же ей заняться? И видит, что бабушкины очки лежат на журнальном столике».
Маша: «Ой, бабушка забыла свои очки, как же она без них?»
На экране слайд( № 1, где девочка,стоя на стуле, выглядывает в окно.
Воспитатель: «И девочка, не медля бросилась к окну, забралась на стул, открыла его и, хотела было закричать, надеясь, что бабушка услышит её и вернётся за очками, но потеряла равновесие, стул покачнулся, и Маша, зацепившись рукавом об оконную ручку, порвав футболку, упала на пол…
А что бы могло произойти, если бы Маша упала со стула не на пол,как вы думаете, ребята?»
Воспитатель предлагает детям придумать ситуации, которые могли бы произойти с девочкой, которая высунулась в окно?
Дети предлагают варианты : «Могла, высунувшись из окна выпасть из него».
Воспитатель: «Да, и если бы это произошло, то Маша могла бы разбиться, поэтому запомните, ребята:
«На окно, ты не взбирайся,
Низко не перегибайся –
Будет сложно удержаться…
Ты ж не хочешь вниз сорваться?
Человек – не птица,
Удобнее по лестнице спуститься!»
На экране -шкатулка со швейными принадлежностями (Слайд № 2).
Воспитатель: «Увидев,что рукав у её любимой футболки порвался, Маша решила зашить его. Она знала, где бабушка хранит шкатулку со швейными принадлежностями. Достала её из шкафа. Взяв в руки иголку, девочка попыталась вдеть нитку в маленькое ушко,но не тут-то было… иголка поранила палец Маше: «Ай-яй-яй, как больно! Противные иголки! Из-за вас у меня кровь!»-вскрикнув от боли и отдёрнув руку, задев при этом шкатулку, которая стояла на краю стола».
На экране-разбросанные швейные принадлежности. (Слайд №3)
Маша: «Ой, иголки рассыпала! Ну ладно, потом соберу!»
Воспитатель: «Ребята,а вы как думаете,в такой ситуации виноваты иголки или сама Маша?»
Ответы детей : «Сама виновата, не надо было их брать».
Воспитатель: «А как бы вы поступили в этой ситуации?»
Дети, подумав, отвечают: «Не стал бы брать иголки», «Убрал бы на место, если рассыпал» и т. д.
Ребё нок: «Можешь ты поранить ногу,
Дом в порядке содержи,
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки,и булавки,
Ты на место положи!»
Тренинг «Разложи предметы по местам».
Предлагаю детям,назвав предметы для хранения разложить всё по местам :
- инструменты – в ящик для инструментов;
- лекарственные препараты – в аптечку;
- швейные принадлежности – в шкатулку.
Дети делятся на равные подгруппы и раскладывают по местам :одна-инструменты; вторая-швейные принадлежности; третья- лекарственные препараты.
Воспитатель: «Молодцы! Справились с заданием!»
Маша: «Не получилось зашить рукав, надо что-нибудь одеть».
Достала из шкафа рубашечку: «Ой, что-то она мятая надо её погладить!»-решила девочка и включила утюг».
На экране-включенный в розетку утюг. (Слайд № 4)
Воспитатель: «Вдруг раздаётся звонок в дверь».
На экране-девочка, открывающая дверь. (Слайд № 5)
Маша: «Ой, бабуля вернулась!»
Воспитатель: «И, подбежав к двери, сразу её открыла. А это пришла подружка Настя, которая жила на одной площадке с Машей и училась уже в школе,в пятом классе».
Воспитатель: «Как вы думаете, ребята, какую ошибку допустила Маша?»
Дети, отвечают :«Не спросила «Кто там?», «Не посмотрела в «глазок».
«Может, это не Настя и не бабушка, а какой -нибудь плохой дядя».
Воспитатель: «Ребята, а вы как бы поступили,если бы к вам в дверь позвонили?»
Ответы детей.
Воспитатель; «Правильно, нельзя открывать дверь незнакомому человеку, как бы он себя не представлял, даже если бы он представился работником полиции.
Если позвонил звонок,
Посмотри сперва в глазок
В гости кто пришел, узнай,
Но чужим – не открывай!
Если нет глазка, тогда:
«Кто же там?» - спроси всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не надо открывать!»
Ребё нок: «Дома я один остался,
Кто-то дверь открыть пытался,
Я тогда «02» набрал,
И полицию позвал,
Не пройдёт пяти минут,
Как воришку заберут».
Воспитатель :
«Если к вам пришла беда,
Позвони скорей туда.
Если нет телефона –
Позови людей с балкона!»
Воспитатель: «Ребята, а чтоб к вам приехали полиция, пожарные вам нужно обязательно что знать? Правильно! А вы знаете, свой адрес»?
Предложить детям импровизировать «Вызов спецслужб»-назвать своё имя, фамилию и свой адрес (3-4 ребёнка) .
Воспитатель продолжает свой рассказ: «Настя спросила у Маши, чем та занималась до её прихода. Девочка рассказала,что она упала со стула, что поранила палец иголкой,когда хотела зашить футболку,а ещё Маша вспомнила,что в комнате у неё включен утюг! Девочки побежали и выключили утюг.
На экране-включенный в розетку утюг. (Слайд № 4)
Воспитатель: «Ребята, а что могло произойти,от оставленного без присмотра, включенного в розетку утюга?»
Дети высказывают свои предположения: «Можно обжечься, может возникнуть пожар).
Настя: «Хорошо, что у нас в школе есть новый предмет ОБЖ».
Маша: «А что это такое?»
Настя: «Основы безопасности жизнедеятельности. Там я узнала много интересного и полезного».
Воспитатель: «А что делать, если всё-таки случится пожар? Как надо действовать»?
Дети: «Вызвать пожарных, если случится пожар. Позвать взрослых на помощь».
Воспитатель: «А по какому номеру необходимо звонить?»
Сам не справишься с пожаром!
Этот труд не для детей,
Не теряя время даром,
«01» звони скорей!»
Воспитатель: «А чем пожарные тушат огонь? (Водой.) Давайте накачаем для них воды».
Физкультминутка «Насос»
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем (Делаем лёгкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем выпрямляются).
Влево-раз, вправо-два-
Потекла ручьём вода. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища до подмышечной впадины; наклон влево, движение вверх правой рукой).
Воспитатель: «Хорошо, что от утюга, оставленного включенным не случился пожар,но запомните, ребята-это очень опасно!»
Воспитатель : «Предлагаю подойти к столу и выбрать карточку с номером, по которому нужно звонить в полицию,в пожарную часть,в скорую помощь. На столе лежат карточки с цифрами: 112,01, 02, 03, 04, 33, 10, 20».
Дети выполняют задание.
Настя: «Маша, запомни,как надо себя вести дома, чтобы не случилось беды! А я к тебе пришла, как раз, чтобы предложить научить тебя пользоваться иголкой и научиться шить. Ты хочешь? Правда иголочка тут ненастоящая, но когда ты научишься пользоваться ею,тогда уже сможешь попросить у бабушки настоящую,и вы вместе попробуете что-нибудь сшить!»
Маша: «Конечно хочу!»
И девочки занялись делом.
Раздаю детям самодельные атрибуты для шитья и показываю,как ими пользоваться. Дети вдевают нитку в ушко иголки и по образцу воспитателя выполняют задание.
Заключительная часть.
Воспитатель: «А тем временем,вернулась бабушка с магазина. Девочки рассказали ей,о том, что произошло за время её отсутствия. Маша пообещала, запомнить и выполнять правила безопасного поведения,чтобы в следующий раз, когда она останется дома одна, не случилось беды».
Воспитатель: «И вы,ребята запомните, что о любом экстренном случае вы должны сообщить взрослым: родителям, соседям или спецслужбам,а лучше,оставшись дома одни, не совершайте ошибок,которые сделала Маша.
А пока взрослых нет дома, как вы думаете, чем можно заняться?
Дети: «Рисованием, лепкой, просматриванием или чтением интересной книги».
Раздаю памятки с номерами телефонов спецслужб.