Светлана Фомичева
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Пассажирский транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Пассажирский транспорт"
Образовательная область: «социально-коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тип: интегрированное
Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет)
Формы непосредственной образовательной деятельности: познавательная, речевая, игровая, коммуникативная, физическая.
Формы организации: подгруппа.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Пассажирский транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Общественный транспорт
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Используемые технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, игровые.
Цели: закрепить знания детей видов транспортных средств и терминов «наземный», «водный», «воздушный», «общественный», «легковой», «грузовой», специальный»; повторить с детьми правила дорожного движения, научить применять полученные знания в жизни.
Задачи:
образовательные
• познакомить детей с разнообразным пассажирским транспортом.
Отметить характерные отличительные признаки от грузового транспорта, вызвать интерес к работе;
• уточнить представление детей о транспорте, его назначении;
развивающие
• развивать восприятие, память, внимание, речь, познавательные интересы; вызвать интерес к предмету, любознательность, умение сравнивать, обосновывать свои суждения;
воспитательные
• Воспитывать вежливое, культурное поведение.
• воспитывать безопасные правила поведения в транспорте, на дороге.
Оборудование и материалы:
Сказочный персонаж Клоун, воздушные шарики 3 цветов: красный, желтый, зеленый, иллюстрации с изображением трамвая, автобуса, такси, троллейбуса, других видов транспорта, дорожные знаки, рисунки для дорисовки, разрезные картинки, магнитофон с аудиозаписями звуков улицы, гудков машин, мелодии для релаксации.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(звучит легкая музыка, щебет птиц)
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Посмотрите, ребята, какой сегодня прекрасный денек, как ярко светит солнышко. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем -здравствуйте.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: -Слышите, какая красивая музыка звучит! Сейчас, наверное, будет что - то волшебное! (Звучит музыка цирка «Воздушная кукуруза»)
- Ой, смотрите, кто прилетел к нам на шариках.
Дети: Клоун.
Воспитатель: Это необычный клоун, он прилетел на волшебных шарах, на которых прикреплены картинки, хотите их рассмотреть?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Дети, а что изображено на картинках?
Дети: Это транспорт.
2. Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на шары, какого они цвета?
Дети: Красный, желтый, зеленый.
Воспитатель: Что напоминают эти цвета?
Дети: Сигналы светофора. (звучит фрагмент песни В. Леонтьева «Зеленый цвет»)
Воспитатель: Правильно, молодцы!
То, что вы узнали, подтвержу для ясности:
Светофор стоит на страже нашей безопасности.
Он и вежливый и строгий, он известен на весь мир,
Он на улице широкой самый главный командир!
Как вы понимаете слово транспорт?
Дети: Это машины, велосипеды, трамваи.
Воспитатель: Да, вы правы, давайте рассмотрим картинки, лежащие на столе и назовем виды транспорта. (дети рассматривают картинки, называют их) А теперь выберем только тот транспорт, который мы называем «общественный». Дети выбирают картинки с изображением трамвая, троллейбуса, прикрепляем их на мольберт.
- Почему он так называется?
Дети: Потому что он перевозит много людей, детей.
Воспитатель:-А надо ли знать общественный транспорт и правила поведения в нем?
Дети: да, конечно надо знать.
Воспитатель: Клоун хочет узнать как можно больше об общественном транспорте, поможем ему?
У многих из вас есть собственные автомобили, на которых вы ездите всей семьей, но много людей он не может перевозить, тогда нужно ехать на общественном транспорте. К общественному транспорту относится трамвай, троллейбус, метро, автобус.
-Давайте рассмотрим иллюстрации с изображением автобуса, трамвая и троллейбуса, назовите их.
Дети рассматривают и называют.
Воспитатель:– А как вы определили, что это – автобус, трамвай, а это – троллейбус? Что их отличает друг от друга?
Дети: Троллейбус соединяется проводами. У троллейбуса на крыше прямые длинные штанги. По ним идет от проводов к мотору электрический ток. С помощью электричества троллейбус движется. Трамвай тоже передвигается с помощью электрического тока, но едет не по дороге, а по стальным рельсам, наверху есть специальные крепления, которые подсоединены к электрическим проводам.
Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали, а теперь послушайте загадку.
Сверху – желтый, Снизу – синий. Разноцветный- красота.
А над ним воздушных линий протянулись провода.
Чтоб троллейбус мог идти, нужен ток ему в пути.
– Есть ли у автобуса такие штанги? Посмотрите.
Предполагаемые ответы детей.
Что за чудо синий дом! Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины и питается бензином.
Воспитатель:– Что необходимо для работы мотора автобуса? А для работы мотора трамвая, троллейбуса?
Дети: Водитель заправляет автобус бензином, а троллейбус и трамвай работает с помощью электричества.
Глупо думать, как -нибудь проскачу трамвайный путь,
Никогда не забывай, что быстрей тебя трамвай.
Воспитатель: – Что общего между трамваем, троллейбусом и автобусом?
Дети: Они перевозят людей, управляются водителями. В автобусе и троллейбусе светло, чисто, много мягких удобных сидений, большие двери, окна, колеса.
Воспитатель:-Где будем ожидать автобус?
Дети: - На остановке.
Воспитатель:- Давайте вместе с Клоуном пройдем к остановке и расскажем, как надо себя вести. Хотите?
Дети: да, хотим. (дети подходят к знаку «Остановка автобуса»)
Воспитатель:– Как надо вести себя на остановке?
Дети: спокойно, не бегать, держать взрослых за руку
Воспитатель:– Как называются люди, которые едут в транспорте?
Дети: пассажиры
Воспитатель: Знаете ли вы правила пассажиров?
Дети: Да.
Пассажиром быть непросто :
войдя в салон, купи билет и пройди вперёд;
уступи место старшим ;
не высовывайся из окна в целях безопасности;
не отвлекай водителя;
выйдя из автобуса, обходи его сзади, а трамвай обходи спереди.
С площадки автобуса сходя, не забудь.
Налево взглянуть: безопасен ли путь?
Автобус ты спереди не обходи,
Под встречный транспорт не попади.
Воспитатель: Молодцы! Клоун приглашает нас сесть в автобус и проехать одну остановку. Но автобус не двинется с места, пока мы не расскажем, как нужно вести себя в транспорте. Давайте повторим правило, докончив, предложения словами «разрешается», «запрещается».
Игру будем проводить с движениями. если действие разрешается, вы должны хлопать, а если действие,которое не приемлемо на транспорте, то топаете ногами.
Игра «Запрещается – разрешается»
При посадке в транспорт входить в задние двери. (разрешается)
А выходить через передние. (разрешается)
Если едешь в транспорте, и вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая, Проходи скорей вперед. (разрешается)
Ехать «зайцем», как известно,. (запрещается)
Уступать старушке место. (разрешается)
Опираться на входную дверь. (запрещается)
Сесть на свободное место. (разрешается)
Высовываться из окна. (запрещается)
Громко разговаривать и кричать. (запрещается)
Воспитатель: -Молодцы! Вы Клоуну показали свои знания, можем отправляться в путь. Вы, наверное, устали, давайте с Клоуном сделаем небольшую зарядку.
Дети: с удовольствием.
Физминутка «Постовой»
Посмотрите: постовой встал на нашей мостовой
Быстро руку протянул, ловко палочкой взмахнул.
Вы видали, вы видали, все машины сразу встали!
Практическая часть.
Воспитатель: А хотите, сейчас мы Клоуну покажем, как мы усвоили полученные знания, садитесь за столы.
1 Логическая игра “Разрезные картинки”.
Цель: Научить составлять целое из отдельных частей. Развивать наглядно действенное и наглядно образное мышление.
Ход игры: Водители сильно жали на педали,
Развалился транспорт на детали.
Помогите, помогите
Транспорт из деталей соберите.
Дети еще раз рассматривают изображения автобуса и трамвая, троллейбуса, а затем собирают автобус и трамвай, троллейбус из отдельных частей. После этого сравнивают собранные картинки с готовыми иллюстрациями.
2 Воспитатель обращается к детям:
– Дети, вы любите отгадывать загадки?
Предполагаемые ответы детей.
-Попробуйте отгадать (Воспитатель загадывает загадку и просит детей показать карточку с отгадкой, не произнося вслух отгадку.) :
Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется.
(Автомобиль)
Спозаранку за окошком -
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай)
Что такое, отгадай:
Не автобус, не трамвай,
Не нуждается в бензине,
Хоть колеса на резине.
(Троллейбус)
Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус) Есть руль, но не машина.
Есть седло, но не лошадь.
Я люблю на нем кататься
В парке на прогулке мчаться.
(велосипед) Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.
(Светофор)
Молодцы! Все правильно и красиво сделали, нашему Клоуну все понравилось!
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Клоуну про дорожные знаки?
Что помогает безопасно двигаться по улице как транспорту, так и пешеходам?
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель: Ребята, а давайте устроим Клоуну парад дорожных знаков!
Дидактическая игра «Парад дорожных знаков»
1 Я в кругу с обводом красным, это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье пешеходного движенья.
2 Круглый знак, а в нем – окошко, не спешите с горяча,
А подумайте немножко, что здесь – свалка кирпича?
3 Круглый знак с обводом красным, это значит – тут опасно.
И, поймите, запрещенье для любого здесь движенья.
4 Не крутите здесь педали! Разве знака не видали?
А ведь это запрещенье велосипедного движенья.
5 По полоскам черно-белым человек шагает смело.
Знает: там, где он идет- пешеходный переход!
Погляди скорей, водитель: здесь для пеших переход.
Значит, чтоб не навредить им, ты обязан сбавить ход!
6 Говорит мне мой сосед:- если есть велосипед,
Где захочешь, там кати, знай педалями крути!
- Нет, приятель, все не так! Я скажу тебе, чудак!
Коротко и ясно! Только там, где этот знак, ездить безопасно!
7 Здесь дорожные работы - ни проехать, ни пройти,
Это место пешеходу лучше просто обойти!
Воспитатель: Ну что, Клоун, ты запомнил дорожные знаки?
Клоун: Да, спасибо, ребята. Мне теперь все понятно.
4 Заключительная часть (рефлексия).
Воспитатель: Давайте подведем итоги нашего приключения. Что нового вы узнали об общественном транспорте? Чем отличаются автобус, трамвай, троллейбус? Как надо вести себя в общественном транспорте? Какие знаки вы запомнили?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: А теперь, если вам понравилось наше путешествие, возьмите зеленый мелок, если не очень, то желтый, а если не понравилось, то красный и раскрасьте свои волшебные светофоры.
Дети берут мелки и раскрашивают свои светофоры, которые лежат на столах (звучит спокойная музыка).
Клоун: Ребята, в знак благодарности я хочу подарить вам волшебные воздушные шарики. (Клоун дарит детям шары) (Звучит музыка «Марш циркачей»)
Дети: Спасибо, Клоун.