Курпитко Оксана
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Большие права маленького гражданина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия, способствующие формированию основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
1. Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка; способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Большие права маленького гражданина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
2. Активизировать речь детей по теме правового воспитания.
3. Продолжить формирование навыков поисково-исследовательской деятельности.
4. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать в паре, коллективно.
5. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим людям.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое развитие.
Методы работы: наглядные, беседа, игра.
Предварительная работа: чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций, разыгрывание ситуаций «Плохой поступок – хороший поступок», разучивание стихов, пословиц о семье, родине, детях, рисование на тему «Моя семья», «Моя любимая игрушка».
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к мы с вами посмотрим интересную сказку: «Баранкин, будь человеком». Усаживайтесь поудобнее …
В коридоре раздается шум и в группу вбегает девочка с игрушкой.
Основная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто?
Девочка: Я не знаю.
Воспитатель: Как тебя зовут?
Девочка: Я не знаю…У меня нет…
Воспитатель: Где твои родители?
Девочка: Я не знаю…У меня нет…
Воспитатель: Ребята, как же так? Маленькая девочка не знает как ее зовут, кто ее родители. Так не должно быть. Когда рождается ребенок, он имеет право на имя и фамилию. Вас, ребята, родители тоже назвали красивыми именами. Расскажите, девочке как вас зовут, что означают ваши имена.
Д/и «Мое имя».
Воспитатель: Как же можем помочь девочке?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: тогда давайте придумаем имя нашей девочки.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, пока наша девочка маленькая, ее будут называть по имени – Катя, или ласково. Как?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: правильно. Но когда девочка вырастит, ее будут называть полным именем. Как?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно по имени отчеству. Ребята, как вы думаете, как человек получает имя, отчество и фамилию?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Имя человеку дают при рождении мама и папа, отчество человек получает в соответствии с именем отца, а фамилия – переходит от отца к сыну, от поколения к поколению.
Девочка Катя: а если мои друзья мне не поверят. Что у меня есть имя? Мне нужно доказательство.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как же человек может доказать, что его зовут Катя, а не Маша?
Дети: ответы детей
Воспитатель: правильно, молодцы. У каждого человека есть документ, подтверждающий его личность. У взрослого - это паспорт, у ребенка свидетельство о рождении. В паспорте и свидетельстве о рождении указаны: ФИО, дата рождения, место рождения. Таким образом, одним из прав ребенка является право на имя. Посмотрите вот документ, который мы вручаем нашей Катюше, в нем указаны ее данные: ФИО, дата рождения.
Катя: Спасибо. А сажите, что это у вас такое красивое. (Рассматривает глобус)
Дети: ответы детей.
Воспитатель: на глобусе мы видим где какая страна расположена.
Катя: Ребята, а в какой стране живте вы? Покажите.
Дети: ответы детей.
Катя: значит вы – россияне?
Воспитатель: да, мы россияне. Каждый человек при рождении получает гражданство той страны в которой он родился это еще одно право ребенка – право на гражданство. Вот и тебе в свидетельство о рождении внесены данные о гражданстве. (Приклеивает на свидетельство вырезанный контур страны). Теперь ты гражданка России.
Катя: Вы очень интересно рассказываете, в школе наверное тоже интересно?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: да, в школе интересно. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. Вот тебе букварь. Он пригодится тебе в школе.
Катя: спасибо, но ведь если все время учится, то можно очень устать.
Воспитатель: Конечно, поэтому каждый ребенок имеет право на отдых. Давайте, ребята, покажем Кате как мы можем отдыхать и играть.
Физминутка игра с мячом: «Я знаю имена на А, В, И…»
Катя: Апппчи…. Ой, мне кажется я заболела. Что же делать?
Воспитатель: Тебе нужно обратится к врачу. В России медицинская помощь тоже бесплатная и на нее имеют права все граждане РФ. Для того, что бы получить медицинскую помощь у каждого человека есть медицинский полис с самого рождения. Поэтому нам врачи делают обязательные прививки, проводят обязательные осмотры. Вот и тебе медицинский полис. (Вручает мед. полис).
Катя: ребята, я слышала, что один раз в больницу попал мальчик, только не с простудой, а его очень сильно побили хулиганы. Неужели такое может быть?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Жесткое обращение с детьми недопустимо. И каждый ребенок имеет право на защиту. Для этого существуют специальные службы: полиция, органы опеки и попечительства, которые накажут тех, кто обижает ребенка.
Катя: оказывается, ребенок имеет много прав, но неужели он ничего не обязан делать.
Воспитатель: ребята, как вы думаете: есть ли у ребенка обязанности?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Видишь, Катя, каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности: помогать родителям, хорошо учится.
Катя: Ой все перемешалось в голове: где права, где обязанности…
Воспитатель: Давайте, Кате подарим каждый по снежинке, на которой написано какие есть права, а какие обязанности, только мальчики выбирают и дарят снежинки с обязанностями, а девочки с правами. (Дети дарят снежинки)
Воспитатель: Катя, я хотела бы узнать у тебя, а где же твои родители? Ведь еще одно право ребенка – это право на семью.
Катя: А что такое родители и семья? У меня ни когда не было семьи.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Семья – это группа родственников, живущих вместе, и никто не вправе тебя с ними разлучать.
Катя: значит мне еще предстоит найти свою семью, но что же делать сейчас? Пока я ее не нашла.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Дети, которые остались одно, без родителей находятся под защитой государства. У них такие же права, как и у остальных. Поэтому многие из них находят своих родителей.
Катя: Ребята, а нарисуйте мне мою семью и тогда я обязательно их отыщу.
Воспитатель: Поможем Кате?
Дети: ответы детей.
Рефлексия.
Воспитатель: молодцы, вы очень добрые дети. Катя обязательно найдет своих родителей, и чтобы она никогда не забывала о своих правах мы подарим ей книгу «Конвенция о правах ребенка». В ней написаны все большие права маленького гражданина, о некоторых мы с вами сегодня уже ей рассказали: это право на имя, на гражданство, на отдых, на бесплатное обучение и медицинскую помощь и самое главное на семью.
Дети рисуют семью для Кати.