Рябова Людмила Алексеевна
Проект «Большие права маленького гражданина»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Большие права маленького гражданина»
Автор проекта : Рябова Людмила Алексеевна
Тип проекта : индивидуальный, долгосрочный, практико – ориентированный.
Направление деятельности : нравственно- социальное.
Публикация «Проект „Большие права маленького гражданина“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Цель проекта : Познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права.
Задачи:
1. изучить литературу, документы по данной теме;
2. познакомить родителей с правовыми документами, с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребенка» и правами, закрепленными в ней, дать представление о защите прав ребенка, тем самым повысить уровень правовой культуры родителей;
3. познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека и их правами
Краткое описание проекта.
Этот образовательный проект предназначен для реализации правового воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.
Выбор данной темы неслучаен. В наше время институт семьи и права становится все менее популярным. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. В нашем дошкольном учреждении был проведен опрос по теме: «Ребенок и права». Ответы родителей подтвердили наличие поверхностных представлений о правовом воспитании детей и документах, обеспечивающих соблюдения прав ребенка. При этом все родители единогласны в необходимости защищать права и достоинства детей в нашей стране. Эта деятельность должна осуществляться в тесном сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.
Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка. Встает вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека?
Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять себе свои права и обязанности и учиться защищать их.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Количество участников проекта :
Проект рассчитан на всех участников образовательного процесса: педагоги (7, воспитанники детского сада (68, родители воспитанников
Социальная значимость проекта :
Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка. Защита прав – важная проблема государства. Права детей сегодня стали "модной" темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знанием ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.
Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь - это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.
Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме: «Закон – это то, что не мешает, а помогает гражданину жить, поэтому детям нужно знать свои права и обязанности» Мы должны научить малышей их отстаивать, не пасовать перед трудностями и не забывать о долге перед другими людьми.
Гипотеза:
Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Повышение уровня правового воспитания
2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения
3. Усвоение правовых понятий : закон, право, правонарушение, национальные отношения.
4. Повышение социальной компетентности дошкольников.
5. Формирование гражданских навыков : индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
8. Создать картотеку игр правового содержания.
Актуальность проекта
Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.
В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т. д.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т. д.»
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Знание прав- это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
Защита прав это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
План реализации проекта
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач.
Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка.
Цикл занятий с детьми по ознакомлению прав. Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.
«конвенция о правах ребенка»
«Право на имя»
«Право на жизнь»
«Я имею право жить и воспитываться в семье»,
«Моя семья»,
«Право знать своих родителей и право на их заботу» - К. Чуковский «Доктор Айболит»
- К. Чуковский «Федорино горе»
- Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
- Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»
- А. Толстой «Золотой ключик»
Сюжетно – ролевые игры.
Игра «Спасатели»
Цели:
• Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
• Расширение тематического словаря, совершенствование диалогической формы речи; развитие слухового восприятия и логического мышления.
• Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки
Игра «Дружная семья»
Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выожать свои чувства.
Беседы
«Я люблю свою мамочку»,
«Беседы об ответственности и правах ребенка»
«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка»
«Беседы о правах ребенка»
«Дети и взрослые. Что такое «право»; «Правила поведения по которым живем»
Сюжетно- дидактические игры.
Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам
«Подбери пуговицы для костюма, платья, кофты, блузок.
«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь".
Словесные игры:
Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.
«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»
«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»
Проблемные ситуации:
Сказка «Репка»
У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?
Средства связи
У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
Коммуникация:
Беседы о правовых праздниках : «День прав человека», «День защиты детей», «День народного единства»
Оформление фотоальбома «Мои самые любимые» с рисунками и рассказами детей о своей семье.
Разучивание стихотворения О. Бундура «Большая семья»
Физическая культура:
Подвижные игры: «Поводырь», «Разноцветный букет». Хороводные: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков».
Музыка:
Организация совместного с родителями праздника, посвященного Дню Матери. Слушание и обсуждение песни «Мамонтенок».
Экологические игры:
Цель: Формировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе, бережному отношению к ней
«Что было бы, если из леса исчезли…»
«Береги природу»
Третий этап. Заключительный.
Театрализованное итоговое развлечение по правам ребенка «Маленьким детям – большие права»
Цель : формирование правовой культуры у всех участников образовательного процесса.
Задачи :
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Привлечь внимание к вопросам соблюдения прав ребёнка. Разъяснение общественных норм и правил поведения.
• Познакомить детей с их правами.
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта :
Работа с детьми:
-День Знаний в детском саду
-Беседы «Каждый ребенок имеет право»
-Проведение тематического дня «Всероссийский День правовой помощи детям»
-Конкурс рисунков «Я имею право»
-Проведение развлечения «День защиты детей»
Работа с родителями:
-Оформление наглядного материала для родителей
-Анкетирование родителей по правовому воспитанию
Работа с педагогами:
Анкетирование
Консультации:
«Основные международные документы по защите прав детей»
«Защита прав ребенка и правовое воспитание»
«Жестокое обращение с детьми»
«Защитим детей от физического насилия»
Достигнутые результаты:
Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
Повышение уровня правовой культуры родителей.
Получены:
Благодарственное письмо образовательного портала "Завуч" (Рябова Л. А.)
Диплом за 2 место во всероссийском конкурсе "Права ребенка" (Рябова Л. А.)
Диплом за 2 место во всероссийском конкурсе "Права ребенка" (Колесов Сергей)
Диплом за 3 место во всероссийском конкурсе "Права ребенка" (Кузьмичева Диана)
Диплом за 3 место во всероссийском конкурсе "Права ребенка" (Герасимовы София и Игорь)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
2. Голицына Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Доронова Т. Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка : координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М. : Просвещение, 2006.
4. Жукова Р. А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Зеленова Н. Г. ,Осипова Л. Е. Я –ребенок, и я имею право. -М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
6. Имя вашего ребенка. – СПб. ; ООО «Виктория плюс», 2007
7. Имена, именины, именинники. – СПб. ; ООО «Виктория плюс», 2007.
8. Калинина Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С. 39 – 45.
9. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ - М. :ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
10. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина… Практическое пособие для работников ДОУ, - М. : АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
11. Конвенция о правах ребенка : Конвенция ООН. – М. : РИОР, 2007
12. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М. : Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
13. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М. : Просвещение, 1990.
14. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») - учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
15. МячинаЛ. К., и др. Маленьким детям – большие права : Учебно-методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
16. МячинаЛ. К., ЗотоваЛ. М., ДаниловаО. А. Мои права : Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
17. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
18. Соловьева Е. В., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
19. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
20. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
21. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
22. Фарафонова И. И., Пасякина Л. В., Сухова Е. Г., Комова Т. М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С. 39 – 45.
23. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
24. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).