Голощапова Анна
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Таратушки Полховского Майдана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по рисованию в средней группе
Тема: «Таратушки Полховского Майдана»
(дети 4-5 лет)
Публикация «Конспект НОД по рисованию в средней группе „Таратушки Полховского Майдана“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полхов-майданская роспись
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Давно забытое русским человеком слово ТАРАТУШКА ассоциируется с чем-то милым, весёлым, шутливым, со словом – безделушка и это очень близко по смыслу. В интернете можно найти это слово в значении - выпечка, булочка. Издревле в печку вместе с большими хлебами, пирогами с краю клали маленькие булочки для детишек в виде маленьких лепёшек, крендельков, забавных птичек, зверюшек. Реже можно встретить слово таратушки – игрушки от слова – тараторить, таратусить, трещать, шутить.
В селе Полхов-Майдан Нижнегородской области производят таратушки – игрушки : матрёшки, пасхальные яйца, птички-свистульки, яблоки и грибы-копилки. Славные, щедро украшенные яркой росписью игрушки привлекают наших детей. Первое, к чему тянется рука ребёнка впервые посетившего выставку народного творчества – полхов-майданская музыкальная шкатулка.
Начиная со средней группы, ребята знакомятся с Полхов-Майданской росписью, упражняются в раскрашивании контурных рисунков. Это очень похоже на процесс росписи деревянных изделий Полховского Майдана, так как сначала на деревянную заготовку наносится тушью черный контурный рисунок, который потом заполняется яркими красками. В старшей группе ребята могут сами сделать контур выбранного элемента простым карандашом и раскрасить изображение красками. В подготовительной к школе группе многим ребятам уже под силу выбрать элементы росписи для собственной композиции и украсить ими силуэты игрушек из бумаги.
Ребята студии «Разноцветные ладошки» получили возможность украсить деревянные заготовки игрушек, в том числе музыкальных инструментов.
Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема: «Таратушки Полховского Майдана»
Реализация образовательных областей ФГОС: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: закрепить знание об одном из российских народных промыслах: таратушки Полховского Майдана.
Задачи образовательные:
-закрепить понятие народный промысел, Полхов-Майданская роспись, таратушки;
-познакомить с элементами росписи: ягоды, цветок шиповника, завиток;
- познакомить с основными цветами: малиновый, желтый;
- упражнять в умении аккуратно раскрашивать контурные изображения: вначале вдоль контура, затем середину;
- закреплять навыки тщательной промывки кисти, просушки её о салфетку при наборе на кисть краски другого цвета.
Задачи развивающие:
- развитие творческих способностей;
- развитие психических процессов (память, воображение, восприятие, мышление).
Задачи воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение к предметам искусства, развивать эмоциональную отзывчивость.
Материалы: Петрушка-игрушка или костюм Петрушки (может быть колпак, который воспитатель надевает, играя роль Петрушки и снимает, когда говорит от себя). Презентация «Полхов-майдановские таратушки», игрушки русские народные, музыкальные инструменты и музыкальная шкатулка с Полхов-Майданской росписью. Листы А4 с контурными изображениями Полхов-Майданских игрушек, папка с файлами и надписью «Полхов-Майдановские таратушки». Гуашь, кисти №3-4, вода, салфетки. Запись русской плясовой.
Приё мы: Сюрпризный момент - музыкальная шкатулка с Полхов-Майданской росписью и приход Петрушки (игрушка или взрослый). Мотивация – раскрашивание изображений игрушек для Петрушки. Презентация. Игра на русских народных музыкальных инструментах. Физкультминутка «Танец под игру музыкальной шкатулки», описание приёмов работы.
Словарь: таратушки, Полхов-Майданская роспись, цветок шиповника
Предварительная работа. Рассматривание игрушек, матрёшек, украшенных разными видами росписи. Фотографий. Обучение и закрепление рисования элементам росписей на полосе бумаги, силуэтах с изображением предметов быта, игрушек (дымковская, филимоновская, каргопольская и др.).
Игра на музыкальных инструментах. Работа с раскрасками и гуашью. Лепка русских народных игрушек.
Рекомендации родителям: Просмотр с детьми фильмов о Полхов-Майданской росписи, культуре русского народа. Предлагаем родителям присоединиться к нашему движению мастеров народных промыслов и расписать дома заготовки игрушек. Можно использовать акриловые, темперные краски или раскрасить простой гуашью с последующим покрытием их лаком. Работы принести в детский сад на выставку «Ярмарка мастеров».
Ход НОД
Воспитатель обращает внимание детей на вставку «Народные промыслы России», предлагает найти и назвать знакомые игрушки. Дети называют дымковску. И филимоновские игрушки, матрешку. Воспитатель предлагает рассмотреть матрешку, назвать цвета и элементы росписи, обращает внимание на черный контур. Затем за ширмой заводит музыкальную Полхов-Майдановскую шкатулку и спрашивает. Что это звучит? Дети отвечают. Ширма убирается и дети рассматривают шкатулку, рассказывают о том, что видят, сравнивают роспись на матрёшке и шкатулке. Приходят к выводу, что они одинаковые.
Воспитатель говорит, что эта роспись называется Полхов-майдановская и предлагает детям посмотреть презентацию о ней. В селе Полхов-Майдан изготавливали из дерева игрушки и назывались они таратушками. Издревле в печку вместе с большими хлебами, пирогами с краю клали маленькие булочки для детишек в виде маленьких лепёшек, крендельков, забавных птичек, зверюшек. Реже можно встретить слово таратушки – игрушки от слова – тараторить, таратусить, трещать, шутить.
В селе Полхов-Майдан Нижнегородской области производят таратушки – игрушки. В семьях Полхов-Майдановцев создают расписные токарные изделия: куколки-матрёшки, пасхальные яйца, птички-свистульки, яблоки-копилки, вазочки, круглые шкатулки и пеналы, грибы для штопки, солонки. Мужчины заготавливают из липы и осины чурки и делают заготовки для росписи на токарном станке, а женщины-красильщицы расписывают их. Это ремесло передаётся от отца к сыну, от матери – к дочери. При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно
выполненному контуру, который наносят при помощи туши.
Виды элементов росписи: цветок – мальва, яблочки, листочки, усики, завитки, ягоды шиповника. Этими элементами украшаются таратушки и музыкальные инструменты.
Воспитатель показывает детям гусли, барабан, свистульку, ложки и трещотки, расписанные полхов-майданской росписью и предлагает сыграть на них под русскую плясовую. Ребята делятся на две подгруппы, одни – музыканты, они играют, другие - танцоры – они танцуют. Включается запись плясовой. Дети играют и танцуют. Затем подгруппы меняются местами. (Игра - замена физкультминутке).
По окончании появляется Петрушка (игрушка Петрушки за которую говорит воспитатель, ряженный взрослый, либо воспитатель надевает колпак и играет роль Петрушки, когда надо говорить свои слова снимает колпак)
Петрушка восхищается тем, как дети хорошо играют и танцуют, говорит о том, что заглянул к ним, услышав музыку и веселье. Но сам он сильно расстроен от того, что нес своим друзьям альбом с рисунками, попал под дождь и все краски с рисунков смылись, остался лишь контур с изображениями рисунков. А он так хотел показать своим друзьям, какие красивые бывают таратушки.
Воспитатель предлагает ребятам помочь Петрушке и раскрасить рисунки снова. Ребята соглашаются, вспоминают приёмы работы при закрашивании красками. Выбирают характерные цвета для Полхов-Майданской росписи и приступают к работе.
По окончании рисования из работ составляется альбом: «Полхов-Майданские таратушки». Рисунки вставляются в файлы, чтобы дождь больше не смог намочить их. Ребята отвечают на вопросы Петрушки: что украсили, какой росписью, какие цвета использовали и какие элементы.
Петрушка благодарит ребят, говорит о том, что он эти рисунки сфотографирует для своих друзей, покажет им фотографии, а сами работы оставит нам на память. Петрушка предлагает сделать памятное фото вместе с детьми, благодарит всех, прощается и уходит.
Памятное фото воспитатель распечатывает на принтере и вкладывает в альбом с рисунками «Полхов-Майдановские таратушки», который остается в уголке изодеятельности.