титова жанна владимировна
Конспект НОД «В гостях у Самоварыча» по рисованию с использованием декоративной росписи «Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры через народное декоративно – прикладное искусство.
Задачи:
Образовательные:
• Расширить представления детей о быте русского народа;
• Способствовать пониманию самобытности и цельности русской культуры через чтение стихов, знакомство с русскими народными пословицами, загадками, играми;
• Способствовать развитию творческих способностей воспитанников через продуктивную деятельность.
Воспитательные:
• Воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовольствие от результатов проделанной работы;
Публикация «Конспект НОД „В гостях у Самоварыча“ по рисованию с использованием декоративной росписи „Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Самовар
- Темочки
• Воспитываем любовь и уважение к своей Родине, к накопленному веками опыту русского народа;
• Формируем чувство преемственности поколений.
Коррекционно – развивающие:
• Согласование существительного с прилагательным;
• Образование наречия от прилагательного;
• Обогащение и расширение лексики.
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок: «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей», «Кот – Котофеич»;
• Чтение сказки К. И Чуковского «Федорино горе»;
• Рассматривание цветных иллюстраций, на которых изображены разные виды самоваров;
• Рассматривание посуды – декоративная роспись – «Гжель»; рассказ о происхождении данной росписи;
• Рисуем с помощью трафаретов, а также самостоятельное рисование различных элементов «Гжель» : «Маковка», «Вафелька», «Подсолнух», «Тюльпан», «Куполок», «Декоративная веточка»;
• Знакомство с пословицами о чаепитии, с частушками о чае и самоваре;
• Речь с движением: «Пыхтит на кухне самовар»;
• Сюжетно- ролевая игра: «Ждем гостей», «Дети пьют чай из самовара»;
• Разучивание стихотворений: С. Михалков «Самовар», «Самовар пыхтит, искрится…»;
• Рассматривание фотографий из «Музея хлеба»;
• Рассказ воспитателя об истории самовара, о самобытности русского народа, о традиции русского чаепития и гостеприимства, которые передаются от поколения к поколению (см. Приложение);
• Игра: «Какая посуда»;
• Игра «Измени слова».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об интересном персонаже, который есть во многих русских народных сказках. Угадайте мою загадку, и вы поймете, о ком идет речь.
«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит». (Самовар).
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель: Правильно, это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому самовару.
Воспитатель вносит самовар и ставит на праздничный стол.
Ребята, давайте вспомним и расскажем, что мы знаем о самоваре. Где он впервые был сделан?
Дети рассказывают историю появления самовара на Руси.
Воспитатель: Появлению самовара на русской земле мы обязаны чаю, который к нам привезли из Китая. С той поры родился обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.
Дорогие друзья, что-то вы засиделись. Ну-ка выходите и игру нам покажите!
Игра: «Пыхтит на кухне самовар!»
(действие происходит вокруг самовара).
Пыхтит на кухне самовар (идут по кругу в правую сторону, в «перевалочку»,
Чух-чух, пых-пых,
А над ним вьется пар (идут по кругу в обратном направлении, те же движения,
Чух-чух, пых-пых,
К самовару подойдем (идут маленькими шагами к самовару,
Себе чаю нальем (хлопают в ладоши).
Вместе сядем мы за стол (отходят назад, образуя широкий круг,
Выпьем чаю с порогом (переворачивают ладошки вверх- вниз,
А потом встанем в круг (хлопают в ладоши,
Музыка зовет в дружный хоровод!
Воспитатель: Молодцы! Хорошо поиграли!
А теперь, давайте позабавим, да похвалим наш самовар- самоварыч веселыми стихами.
Дети рассказывают стихи о самоваре :
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой!
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка
Ярким, солнечным пожаром
У него горят бока!
Самовар шумит, гудит
Только с виду он сердит
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар!
Самовару 300 лет, даже чайнику он дед.
Привезли его к Петру из Китая по утру.
Этот чайный генерал всем чаечек разливал.
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного, крутого, ароматного чайку!
Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!
Силы новые дает и друзей за стол зовет!
Воспитатель: И нас Самовар- Самоварыч зовет за стол. Посмотрите, сколько много разной посуды стоит на столах. Ребята, а какая это посуда?
Дети: Чайная!
Воспитатель: Правильно, знаете, в народе говорят: «В хорошей посуде и чай вкуснее!». Давайте раскрасим необычной, декоративной росписью чайную посуду, под названием «Гжель».
Воспитатель уточняет у детей, какие цвета и оттенки преобладают в этой росписи. Какие есть элементы и как они называются?. Предлагает детям выбрать различные варианты декоративных узоров, а также их собственное воспроизведение творчества.
К концу занятия, воспитатель обращает внимание на детей на окно, в которое «заглянула» Зимушка- Зима: Ребята, вот чудеса! Сама Зимушка- Зима засмотрелась на вашу красоту. Ей очень понравилась посуда, раскрашенная вашими руками! И узор получился- зимний, волшебный! Вот и подарок вам к чаю от нее: «Тульский пряник!». Как в пословице говорится: «Будем чай пить- приятно жить!». Да еще из самовара!
Приложение.
Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тула. Тогда было много мастеров- самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми. Украшали различными узорами. Только на Руси пили чай из самовара.
Внутри самовара находится труба, в которую засыпали сухие сосновые шишки. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Так закипала в самоваре вода. В вверху самовара ставили заварной чайник.
Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела. Чай всегда пили горячим. Подавая холодный чай, можно было обидеть человека. Это считалось дурным тоном или плохим воспитанием.
Застольное чаепитие было с пышным самоваром, пряниками, ароматным вареньем.