Елена Заболотная
Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Русский народный сарафан»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Русский народный сарафан»
Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, расширять представления о русской народной культуре.
Задачи:
• познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
Публикация «Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста „Русский народный сарафан“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Русский народный сарафан
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
• пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека;
• расширить знания детей о символике цвета в русском народном костюме;
• вызвать интерес к жизни наших предков;
• воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Оборудование и материалы: изображение девочки в сарафане, изображение русского народного сарафана, изображение силуэта сарафана для каждого ребенка, простой карандаш, ластик, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки
Предварительная работа:
знакомство с устным народным творчеством : чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», поговорок, пословиц. Знакомство с элементами русского народного костюма, русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки», «Карусель».
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Утром солнышко проснулось (образуют круг)
Всем на свете улыбнулось (дети идут друг за другом)
Громко "здравствуйте" сказало
И по небу побежало (дети бегут друг за другом)
Всех обогрело и тихонько село (дети присаживаются)
2. Основная часть.
Воспитатель: ребята, смотрите, какая нарядная девочка изображена на картинке, посмотрите на её наряд. А вы знаете как он называется? (рубаха и сарафан). А девочку зовут Настенька.
Воспитатель: Правильно, это сарафан – длинная одежда без рукавов.
Я скажу вам без обмана
Лучше нету сарафана
Мне сказала тё тя Настя:
Сарафан приносит счастье.
Воспитатель: Сарафан шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня.
Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана.
Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма?
Сарафаны на Руси носили как каждый день, так и в праздники. Но праздничные сарафаны шили с любовью, мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали девушку похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками, бахромой и тесьмой с узорами. Сарафаны очень бережно хранили и одевали по праздникам, когда собиралось все село, веселились и играли в народные игры и забавы. Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что-то означал: красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает, зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.
Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.
Синий и голубой – цвет неба и воды, в синих сарафанах отмечали праздник Ивана купала.
Белый – чистота, честность, преданность. На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом. Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.
Воспитатель: Как, вы думаете, кто придумал узор для сарафана и рубахи?
Воспитатель: Для чего нужна вышивка?
Воспитатель: Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а что вышивали на сарафане?
Воспитатель: Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти.
Давайте вспомним, что такое ярмарка?
Воспитатель: Вы хотите поиграть как на ярмарке?
Воспитатель: Давайте поиграем в русскую народную игру «Карусель»
В центре стоит воспитатель. В поднятых руках он держит несколько лент. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки.
Воспитатель начинает игру: «Ели-ели, закружились карусели (Дети идут шагом). А потом, потом, потом, все бегом, бегом, (дети побежали). Тише, тише, не спешите карусель остановите. (дети останавливаются, идут шагом).
Воспитатель:Ребята, что-то наша Настенька загрустила, ведь она с подружками собрались пойти на веселую ярмарку и повеселиться, а сарафаны есть не у всех девочек. Мы можем им помочь? но как это сделать?
Дети: нарисовать сарафаны.
3. практическая часть.
Дети глядя на рисунки с изображением сарафанов рисуют узоры на заготовках сарафанов и раскрашивают их. Воспитатель помогает детям, которые испытывают трудности в выполнении задания.
4. Рефлексивно-оценочная часть.
Воспитатель: наша Настенька и ее подружки не будут скучать и пойдут на веселую ярмарку. Молодцы ребята!